Этнокультурный компонент в образовательном процессе Дома детского и юношеского туризма и экскурсий «Простор»

Салимова Фарида Бакиевна, методист, педагог МБУДО «ДДЮТиЭ «Простор»


Система образования в Республике Татарстан функционирует с учетом многонационального состава населения и обеспечивает развитие поликультурной идентичности Татарстана. В нашей республике сформирована система национального образования, реализующая программы с учетом национального многообразия и этнокультурных потребностей населения республики, интереса обучающихся к родному языку, историческому и культурному наследию народов РТ. Под этнокультурным компонентом понимается всё то, что способствует развитию творческих возможностей ребенка, дает более полное представление о богатстве языков, традиций народов России.

Развитие этнической идентичности целесообразно начинать с младшего школьного возраста. Эффективными средствами служат народные игры, поговорки, пословицы, скороговорки, сказки. Сохранение национальной культуры возможно через создание образовательного пространства, в котором каждый человек обретает свое уникальное место. В последнее время школьные музеи являются необходимым средством в духовно-нравственном воспитании учащихся, развития чувств, эмоций, мышления, развития социальной адаптации в обществе.

Школьные музеи, в которых сохранены фотографии, книги, предметы быта 20 века, демонстрируют фрагменты из жизни многонациональной республики Татарстан. Особенно большой интерес вызывают у педагогов и школьников встречи с такими знаменитыми людьми, как народный поэт РТ, лауреат премий им. Г. Тукая, М. Джалиля, А. Алиша, обладатель диплома им. Г.Х.Андерсена Робертом Миннуллиным; лауреатом премии РТ им. Г.Тукая, Премии Башкортостана им Ф.Карима, премии РТ им. Х.Такташа поэтом Радифом Гаташем; детским писателем Нажибой Сафиной; дочерью поэта-героя Мусы Джалиля Чулпан Залиловой, которая ответила на вопросы педагогов и школьников. Видеосюжет о встрече показан на канале «ТНВ».

Занимаясь в объединении «Родники», воспитанники посещают библиотеки и музей детской литературы в ДДЮТиЭ «Простор». Работая над проектом «Все мы родом из детства», изучили значения своих имен, написали мини-сочинения «Моя семья», составили с помощью родителей свое родословное древо до 8 поколений, узнали об играх своих родителей, бабушек, начали составлять «Книгу жизни». На занятиях познакомились с творчеством писателей–юбиляров 2016 года: Г.Тукая, М. Джалиля, С. Хакима, А. Абсалямова, А. Барто. Во время литературной гостиной прочитали стихи А.С.Пушкина, С.Хакима, А.Барто на русском и татарском языках (в переводе детского писателя Шамиля Гарая), внимательно слушали голоса А. Абсалямова и С. Хакима в записи из фондов радиокомитета, встретились с писателем-поисковиком Ш.С. Мустафиным, Членом Союза журналистов Р.Р. Мубаракшиной и сотрудниками Республиканской детской библиотеки.

Коллектив ДДЮТиЭ «Простор» работает над методической темой «Интеграция общего и дополнительного образования как необходимое условие успешной социализации личности». В соответствии с Законами РФ «Об образовании» и «О языках народов РФ» занятия ведутся на русском и татарском языках. В рамках Всероссийской программы «Моя Родина-Россия» большое внимание уделяется патриотическому воспитанию, поликультурному образованию школьников. Сотрудники ДДЮТиЭ «Простор» организуют совместные культурно-познавательные мероприятия, приобщая педагогов и учащихся к поисково-исследовательской работе, формируя интерес к историческому, культурному, природному наследию родного края. Традиционными стали районные конкурсы юных краеведов и экскурсоводов на русском, татарском, английском, турецком языках. Выступая на конкурсах «Образование и просвещение в Казани», школьники показали свои знания о таких просветителях, как Ш. Марджани, К. Насыйри, Г. Баруди, Н.И. Лобачевский, К.Ф. Фукс, создали и реализовали этнокультурные образовательные проекты с использованием современных ИКТ.

В соответствии с интегрированным подходом к освоению этнокультурных явлений представляет собой один из этапов самосовершенствования личности, движения к собственному «Я». Индивидуальный подход реализуется в интеграции культур в ходе учебно-воспитательного процесса – родной культуры других этносов в рамках диалога культур способствует формированию, развитию и реализации личности. Настоящий творчески работающий педагог реализует все доступные методы и использует каждый момент занятия и внеклассное общение с учащимися. Педагоги ДДЮТиЭ «Простор» участвуют в неделе Международного мусульманского кино, в республиканских конференциях «Музей – территория образования», в Международных научно-практических конференциях «Поликультурное образовательное пространство Поволжья: пути и формы интеграции» в Доме дружбы народов, организованные совместно с кафедрами К(П)ФУ, где делятся опытом работы по этнокультурным проблемам.

Все это способствует развитию образования и культуры, интеграции общего и дополнительного образования, так как у нас общие цели и ценности, межэтнические контакты. Различные объединения – это простор, который открывается в РТ для выражения интересов любой нации, секрета уникальности и неповторимости нашего региона, залог сохранения мира и гражданственности в столь нелегкое время.


Kazanobr.ru. Электронный научно-методический журнал. © Copyright 2011-2017.

Казанский образовательный портал. Управление образования ИКМО г. Казани.

Сайт является средством массовой информации (СМИ). Свидетельство о регистрации Эл №ФС 77-61687

выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций