Решение задач этнокультурного образования и воспитания школьников на основе изучения и исполнения татарской народной музыки в ДШИ

Плодухина Мария Анатольевна, преподаватель по классу домры и гитары
МБУДО «Детская школа искусств №15» Ново-Савиновского района г. Казани


Последние десятилетия развития современного общества все чаще позволяют наблюдать тенденцию разрыва между цивилизацией и культурой в жизни человека. Вопрос о сохранении своей национальной культурной идентичности, национального самосознания встает очень остро перед каждой нацией нашей страны. Эта тема была актуальна всегда, но сегодня развитие личности на основе этнокультурного образования и воспитания является стратегически важным. Перед подрастающим поколением появилась опасность потерять свою культурную принадлежность, духовно-нравственные и этнические ценности в безграничном море популярной массовой культуры, которая в большинстве своем несет низкопробную, развлекательную музыку без определенной смысловой нагрузки. При этом данный пласт вытесняет не только народную и академическую музыку, народные профессиональные и национальные инструменты, но, что самое важное, – духовно-нравственные ценности, на которых базируется воспитание человека.

Этнокультурное образование является процессом изучения этнокультурного наследия и воспитания личности на этнокультурных традициях. Одна из важнейших целей этнокультурного образования –формирование музыкальной культуры как неотъемлемой части духовной культуры обучающихся. Модель этнокультуры состоит из таких компонентов, как народная музыка, народная хореография, игровой фольклор, драматический фольклор, декоративно-прикладное искусство, народное зодчество, обычаи, религия, этноязык, народная педагогика и т.д. В данной работе внимание уделено одному из первых компонентов, в частности – татарской народной музыке, изучение и исполнение которой помогает в решении таких задач этнокультурного образования, как:

· Выявление всего национального многообразия музыкальной культуры татарского народа;

· Сохранение лучших традиций музыкальной культуры своего народа;

· Формирование у молодежи интереса к традиционному искусству своей страны;

· Воспитание у подрастающего поколения уважительного отношения к своим корням, своей национальной культуре, а также к культуре других народов;

· Укрепление дружественных отношений между различными народами в процессе творческого взаимообогащения и обмена.

Музыкальное исполнительство – одна из форм народного творчества. Гитара и домра принадлежат к категории народных инструментов, шестиструнная гитара зародилась в Испании, а домра в России. Хочется подчеркнуть, что данные инструменты являются сегодня не просто любительскими, но входят в унифицированный ряд профессиональных академических инструментов. Преподавание этих инструментов ориентировано на методику обучения «классическим» специальностям, таким как фортепиано, скрипка, виолончель, и является высоко профессиональным. Поскольку я являюсь преподавателем по классу домры и гитары, то могу сказать, что в процессе преподавания пользуюсь богатым багажом народных песен, танцев того или иного этноса, составляющих большую часть репертуара народных инструментов. Особенность России в том, что это многонациональная страна, поэтому мы не можем игнорировать этнокультуру других народов. Включение этнокультурного компонента в развитие музыкально-творческой культуры учащихся продиктовано также следующими законами: закон «Об образовании» №273-Ф3 от 2015 года, Концепцией дополнительного образования детей до 2020 года.

Цель моей работы – не только научить детей навыкам игры на инструментах, но и воспитать такие качества личности, как гражданственность, любовь к родине, почитание и уважение традиций и обычаев как своего, так и других народов, социальную культуру, включающую культурные межличностные отношения. Данные качества формируются в процессе этнокультурного образования, изучения этнокультурного наследия и воспитания личности на этнокультурных традициях. Поэтому при выборе репертуара стараюсь учитывать национальность ребенка и, исходя их этого, отдаю предпочтения таким произведениям, которые были бы ему наиболее близки в плане национального самовыражения. В младших классах большую часть репертуара составляют народные мелодии и танцы, дающиеся фрагментарно, обычно в форме периода из 8 тактов, занимающего не больше одной нотной строчки в сборнике. В старших классах это развернутые сочинения – обработки, переложения, транскрипции, аранжировки. Чаще всего данные произведения создаются в жанре вариации или фантазии. Татарская народная музыка таких композиторов Татарстана, как Н. Жиганов, А. Ключарев, Р. Белялов, М. Латыпов, А. Монасыпов и др. в исполнении на домре не только не теряет свой национальный колорит, но и играет новыми красками. Красоту наигрышей и богатую орнаментику мелодии композиторов В. Харисова, Ш. Шарифуллина, Р. Калимуллина, С. Зорюковой прекрасно передает гитара. В основе ряда произведений вышеперечисленных композиторов лежат татарские народные песни. «Каз канаты», «Кара урман», «Нэни тильки», «Туган тел», «Тафтиляу», «Апипа», «Сандугач», «Аллюки», «Сабантуй», «Зиляйлюк», «Сарман», «Аниса», «Кария-Закария», «Был Былым», «Янгыр» – вот неполный перечень того, что любят исполнять дети.

Особенностью народной музыки является то, что она в большинстве случаев программная, т.е. имеет какой-либо сюжет, программу, образ. Поэтому ученику эти пьесы наиболее близки по смыслу, чем, скажем, Andantino или Allegretto, в которых программа не ясна и ребенку самому приходится додумывать художественный образ. Для того чтобы постичь содержание той или иной пьесы, приходится часто обращаться к татарскому языку, национальной одежде, нравам, обычаям, религии, танцам, литературе и т.д.

Как известно, в татарской музыке особенно богата и самобытна область лирики с присущим ей сочетанием глубокой содержательности и эмоциональной сдержанности выражения чувств. Такими качествами обладает известная песня «Туган тел». Слова песни написаны замечательным поэтом Г. Тукаем. В связи с этим перед школьником возникла задача ознакомления с биографией и творчеством поэта. Для лучшего проникновения в художественно-образный мир музыки мы обращаемся к литературному источнику. Внимание ученика было привлечено к глубокому содержанию слов песни, которые ребенок сам нашел на татарском языке и записал для себя:

«И туган тел, и матур тел,

әткәм -әнкәмнең теле!

Дөньяда күп нәрсә белдем

Син туган тел аркылы.


Иң элек бу тел белән

әнкәм бишектә көйләгән,

Аннары төннәр буе

әбкәм хикәят сөйләгән.


И туган тел! Һәрвакытта

Ярдәмең белән синең

Кечкенәдән аңлашылган

Шатлыгым, кайгым минем.


И туган тел! Синдә булган

Иң элек кылган догам:

Ярлыкагыл, дип, үзем Һәм

әткәм -әнкәмне, Ходам!»


Хочется отметить некоторые особенности сочинения. «Туган тел» (обработка для гитары В.В. Харисова) – песня, содержание которой пронизано чувством любви к своему родному языку, к Родине. Это чувство формируется с колыбели, с самого раннего детства, с младенчества. Ведь благодаря языку ребенок понимает сказку, познает радость и может делиться ею со всеми, получает утешение в печали, которой так наполнена жизнь, учится молиться Богу. Мелодия очень светлая, спокойная, пронизана любовью ко всему родному. Мелодические обороты все время повторяются, в них есть внутреннее движение, динамическое развитие, что также важно слышать ученику. Внимание маленького исполнителя уделено также штриху legato и мелодии, основанной на звуках татарской пентатоники. Эта пьеса развивает интонационную сторону музыкального слуха школьника, учит выразительности исполнения и глубокой сосредоточенности при этом, воспитывает чувство любви и уважения к родной культуре и своему национальному языку, позволяет обогатить знания не только в музыкальной, но и в литературной сфере татарской национальной культуры.

Одним из способов привлечения детей к национальной музыке является игра в ансамбле. Поскольку специально написанных произведений для исполнения ансамблем домр и гитар очень мало, для создания переложений музыки композиторов Татарстана мне как преподавателю приходится обращаться к репертуару скрипачей, пианистов, вокалистов, духовиков. Дети с удовольствием играют вместе в разных составах: дуэт, трио, квартет, квинтет, где участвует смешанный состав, состоящий из домр, гитар и флейт.

В татарской музыке существует также область так называемых коротких наигрышей, для которых характерным является постоянный ритм и темп, ясный четкий ритмический рисунок, преобладание мажорного звучания, квадратность, повторность и пентатоника. Поэтому в репертуар учеников-домристов младших классов включаю такую пьесу, как «Нэни тильки» (мелодия скрипача, народного артиста РТ Шамиля Монасыпова). Для плодотворной работы фантазии и воображения ученика при представлении образа маленькой лисички погружаемся в мир татарских народных сказок: «Петух и лиса», «Лиса-сирота», в которых главную роль играет лисья хитрость и смекалка. Эта пьеса основана на 5 звуках пентатоники (ми - фа диез - до диез - си - ля), которые так присущи татарскому музыкальному фольклору. В процессе ее разучивания развивается интонационная сторона музыкального слуха учащихся, выразительность исполнения. Пьеса позволяет ощутить стойкую ритмическую пульсацию, помогает в освоении переменного штриха домриста, позволяет следить за постановкой исполнительского аппарата маленького ученика, исправлять недостатки. Это сочинение позволяет услышать, как самобытно и незамысловато композитор Ш. Монасыпов представил образ лисички в народной музыке, а вместе с этим школьник познакомился с народной мудростью, выраженной через мир татарских народных сказок.

Таким образом, татарский музыкальный фольклор, будучи отраженным в произведениях для домры и гитары, может выступать эффективным средством этнокультурного образования и воспитания обучающихся, в приобщении их к национальной культуре. Он формирует духовные и эстетические ценности человека, способного знать, понимать и ценить культуру и искусство своего народа.



Список литературы

1. Текст песни «Туган тел» - → http://onesong.ru/17/Sak-Sok/tekst-pesni-Tugan-Tel

2. Этнокультурное образование – edurm.ru>files/File/120213/180213/mo.pdf


Kazanobr.ru. Электронный научно-методический журнал. © Copyright 2011-2017.

Казанский образовательный портал. Управление образования ИКМО г. Казани.

Сайт является средством массовой информации (СМИ). Свидетельство о регистрации Эл №ФС 77-61687

выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций