Формирование этнокультурной компетенции обучающихся средствами изобразительной деятельности

Петрова Наталья Александровна, методист МБУДО «ДДЮТиЭ «Простор» Ново-Савиновского района г. Казани


На сегодняшний день кардинально меняются все сферы жизни общества, рушится прежняя система ценностей, теряется актуальность народных традиций, отечественной истории и культуры, обесцениваются идеи патриотизма, самоотверженного служения Отечеству. За последние годы в России во многом утеряны старые и не сформированы новые культурные и нравственные ориентиры в воспитании детей.

Татарстан является одной из самых многонациональных территорий России – на территории республики проживают представители свыше 173 национальностей: они принадлежат к различным этносам, исповедуют различные религиозные течения, имеют свои культурные особенности, традиции и свое историческое прошлое. С учетом такого многообразия этнических групп Республики Татарстан, в которой приходится социализироваться подрастающему поколению, необходимо искать новые стратегии воспитания в формировании у детей этнокультурной компетентности, которая предполагает объективную информацию о соседствующей национальности.

Этнокультурные компетенции – это компетенции, которыми должен обладать современный человек, чтобы эффективно социализироваться в различных сферах поликультурного общества.

Цель этнокультурного образования – это изучение культуры своего народа; формирование представлений о многообразии культур в мире, в России, в Татарстане и воспитание положительного отношения к культурам различных национальностей; создание условий для успешной интеграции в культуры других народов; формирование эффективного взаимодействия с народами различных культур; воспитание толерантности и терпимости.

Важнейшей социальной задачей является формирование у подрастающего поколения этнокультурной компетенции, которая должна осуществляться за счет новых принципов в системе образования:

- принцип культуросообразности воспитания, согласно которому воспитание должно основываться на общечеловеческих ценностях культуры.

- принцип гражданского и нравственного примера педагога – носителя традиционных ценностей России, гражданского общества.

Формирование этнокультурной компетенции у обучающихся необходимо осуществлять средствами изобразительной деятельности. Для приобщения детей к культурному наследию необходимо определить направления деятельности: расширять и углублять знания детей о нашей многонациональной республике; знакомить детей с обычаями и традициями народов Поволжья, с народным творчеством; приобщать детей к истокам национальной праздничной и традиционной культуры.

Изобразительное искусство и декоративно-прикладное творчество народов Республики Татарстан – это средство формирования у детей этнокультурной компетентности, национальных ценностей, культурно-региональных ценностей, понимание их роли и места в системе общероссийских и общемировых ценностей, формирование поликультурной личности, формирование гражданственности, эстетического вкуса, гуманного отношения к окружающему, развития элементарных навыков рисования.

Народное искусство в многонациональной Республике занимает особое место. Оно отражает самобытность, характерную красоту народа: его особое мышление, фантазию, мудрость; воспевает черты характера народа – смелость, преданность, честность, бесстрашие, силу, отвагу, доблесть, чистоту помыслов, оптимизм. На протяжении многих веков народ выражает своё отношение к жизни, любовь к природе, к Отечеству через изобразительную деятельность. Основные мотивы орнаментов, яркие, чистые цвета узоров, симметрия, ритм и чередование форм народного искусства близки и доступны для восприятия детьми, что требует более глубокого изучения творческого наследия народов Татарстана и формирование навыков изображения народного орнамента.

Различные виды изобразительной деятельности: рисование, лепка, аппликация, конструирование, рукоделие, вышивка, мягкая игрушка, вязание, художественная обработка древесины – удовлетворяют самые разные интересы детей, формируя их личностный характер, приобщая детей к изучению этнокультурных ценностей.

Этнокультурные компетенции – это компетенции, дающие знания и опыт деятельности в области национальной и общечеловеческой культуры, включая понимание духовно-нравственных основ жизни человека, человечества и отдельных народов; овладение основами семейных и общественных явлений и традиций; понимание роли науки и религии в жизни человека; компетенции в бытовой и культурно-досуговой сфере.

Деятельность, развивающая этнокультурные компетенции, в рамках изобразительной искусства: изучение быта русского и татарского народа и др. народов Республики Татарстан; изучение национальных орнаментов, узоров, композиционных решений; экскурсии по историческим местам Казани и Татарстана, художественным музеям, галереям, выставочным залам и др.; участие в традиционных русских, татарских праздниках (Науруз, Сабантуй, Курбан-байрам, Ураза-байрам, Масленица, Колядки, Рождество, Святки, Пасха, Троица и др.); кружковая работа художественной, декоративно-прикладной направленности и др.



Kazanobr.ru. Электронный научно-методический журнал. © Copyright 2011-2017.

Казанский образовательный портал. Управление образования ИКМО г. Казани.

Сайт является средством массовой информации (СМИ). Свидетельство о регистрации Эл №ФС 77-61687

выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций