Преподавание татарской музыкальной литературы как составляющая национально-патриотического воспитания

Гизатуллина Альфия Нуримановна, преподаватель музыкально-теоретических дисциплин МБУДО «ДМХШ №3» Ново-Савиновского района г. Казани


Современный мир нестабилен. В этих условиях особенно важным становится нравственно-духовное единение общества, что и объясняет необходимость акцентирования нравственно-патриотического воспитания граждан нашей страны. Работа по национально-патриотическому воспитанию ведётся на всех уровнях: от государственного (Государственная программа «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2016-2020 годы») до уровня образовательных учреждений.

В ДМХШ №3 разработана программа школы «Формирование знаний о музыкальной культуре родного края как обязательный и необходимый элемент обучения и воспитания детей 7-18 лет», где национально-патриотическое воспитание является обязательной и необходимой частью всего учебного процесса.

Целью программы является воспитание у учащихся любви и уважения к музыкальной культуре родного края, в том числе татарской, как составляющей единого, многонационального духовно-культурного наследия России.

Эта цель осуществима лишь в условиях постепенного накопления слухового опыта, создания естественной среды восприятия татарской музыки. Этому служит системное включение в репертуар вокально-хорового и исполнительских отделений произведений татарской музыки (художественный репертуар, инструктивный материал, чтение с листа, подбор по слуху); использование для слушания музыки по всем дисциплинам лучших образцов татарского фольклора и произведений профессиональных композиторов; проведение в начальных классах серии уроков по теме «Татарская музыка».

Ещё одним важным условием является единство музыкального материала, которое составляет содержание учебных программ. Татарские народные песни и в первоисточнике, и в обработке композиторов учащиеся слушают, анализируют, исполняют. Произведения профессиональных татарских композиторов составляют важную часть педагогического репертуара каждого года обучения. Аналогичный музыкальный материал служит основой и для слухового развития в курсе сольфеджио. Такое единство музыкального содержания предметов обусловливает множество перекрестных связей и взаимовлияний, пронизывающих весь процесс музыкального воспитания и обучения.

Но полноценная эстетическая реакция на музыку может возникнуть только при наличии навыков восприятия её структуры и исторического становления. На выполнение этой задачи и направлена программа «Татарская музыкальная литература».

В последние десятилетия появилось несколько новых программ преподавания татарской музыкальной литературы. Все они интересны, имеют отличительные особенности, но, по ряду причин, не реализуемы в условиях ДМХШ №3. Так, программа для ДМШ «Татарская народная музыка», составленная известным композитором и фольклористом Ш.Шарифуллиным, очень полно и интересно отражает этнографические и музыкальные особенности различных групп татар. Однако, основанная на подробном анализе, сравнении бытования различных жанров песен, данная программа рассчитана на 2 года изучения только фольклорного материала в 5-6 классах, что не представляется возможным в условиях ДМШ, традиционно ориентированных на западноевропейскую музыку. Программа «Татарская музыкальная литература», разработанная Л.Апаковой, написана на татарском языке и адресована учащимся, владеющим языком. В этом ракурсе она также имеет ограничения по применению.

В результате поиска наиболее эффективного варианта преподавания татарской музыкальной литературы в ДМХШ №3 и была создана авторская программа Гизатуллиной А. Н. и Шушариной В. В. Программа основана на разработанной в 1997 году профессором КГК В. Дулат-Алеевым программе по татарской музыкальной литературе и адаптирована к учебно-воспитательному процессу в ДМХШ №3. В отличие от программы Дулат-Алеева, материал, которой распределён по полугодиям разных годов обучения (одно из полугодий 4-го и одно из полугодий 7 классов), данная программа рассчитана на один учебный год (7 класс), согласно учебному плану ДМХШ №3. В программе предлагается иное распределение материала по темам и расширенное их содержание, что соответствует возрастным особенностям и уровню интеллектуального развития учащихся 13-14 лет. Ещё одной отличительной особенностью программы является включение в неё вариантов контрольных работ, новых форм личностно-ориентированной диагностики результатов освоения материала курса. Кроме того, программа отражает актуальные в современном образовании методики проблемного и развивающего обучения.

Данная программа включает следующие разделы: пояснительную записку, учебно-тематический план, содержание учебного предмета, требования к уровню подготовки обучающихся, формы и методы контроля, систему оценок, методическое обеспечение учебного процесса, список учебной и методической литературы. Каждый раздел программы раскрывает определенную сторону учебного процесса, направленный на воспитание у учащихся любви и уважения к татарской культуре.

Целью предмета является развитие музыкально-творческих способностей учащихся на основе формирования комплекса знаний, умений и навыков, позволяющих самостоятельно воспринимать, осваивать и оценивать различные произведения татарских композиторов, народного творчества, а также выявление одаренных детей в области музыкального искусства, подготовка их к поступлению в профессиональные учебные заведения.

Задачами предмета «Татарская музыкальная литература» являются:

· воспитание патриотических чувств путем формирования интереса и любви к татарской музыке и культуре;

· воспитание музыкального восприятия: музыкальных произведений различных стилей и жанров, созданных в разные исторические периоды;

· овладение навыками восприятия элементов национального музыкального языка;

· знания специфики различных музыкально-театральных и инструментальных жанров;

· знания о различных эпохах и стилях в истории и искусстве;

· умение работать с нотным текстом (клавиром, партитурой);

· умение использовать полученные теоретические знания при исполнении музыкальных произведений на инструменте;

· формирование у наиболее одаренных выпускников осознанной мотивации к продолжению профессионального обучения и подготовки их к вступительным экзаменам в образовательное учреждение, реализующее профессиональные программы.

Отличительной особенностью рассматриваемой программы является наличие методических и практических рекомендаций по внеклассной работе с учащимися, которые являются необходимым аспектом обучения и патриотического воспитания, поэтому в ДМХШ №3 ей уделяется большое внимание.

Впечатлений от прослушивания произведений татарской музыки, получаемых учащимися на уроках музыкальной литературы, безусловно, недостаточно, а недельный интервал, разделяющий уроки, оказывается слишком большим, чтобы успешно поддерживать интерес детей к национальной музыке. Поэтому велик и значим эффект воздействия концертов, музыкальных и драматических спектаклей, различных музеев. Прослушивание музыки в акустических условиях, наблюдение за музыкантами, праздничность самой обстановки хорошо собирают внимание, способствуют более цельному восприятию и тем самым усиливают воздействие произведения. Посещение театров, в репертуарах которых в последнее время появляется все больше и больше спектаклей современных татарских композиторов, обогащает не только культурный, но и современно-слуховой багаж учащихся. Знакомство с музейными экспозициями позволяет погрузиться в атмосферу истории и быта различных исторических периодов, жизни и творчества того или иного деятеля культуры. Воспоминание о посещении концертного зала, театра или музея, возвращая память к этим событиям, воскрешает связанное с ними эмоционально приподнятое состояние, обостряют эстетические чувства, формируют чувство гордости за историю и культуру родной республики.

Авторы в своей работе опирались на широкий круг учебной, учебно-методической, исторической литературы и материалы периодической печати для анализа и обобщения вопросов преподавания данной дисциплины, а также полноты и достоверности изучаемого предмета.

Обусловленный ситуацией в мире рост национального самосознания, происходящий в нашей стране в целом, и в республике в частности, предъявляет новые требования к преподаванию и воспитанию в учебных заведениях. Этим требованиям и отвечает программа патриотического воспитания учащихся ДМХШ №3 «Формирование знаний о музыкальной культуре родного края как обязательный и необходимый элемент обучения и воспитания детей 7-18 лет», частью которой является программа «Татарская музыкальная литература».







Kazanobr.ru. Электронный научно-методический журнал. © Copyright 2011-2017.

Казанский образовательный портал. Управление образования ИКМО г. Казани.

Сайт является средством массовой информации (СМИ). Свидетельство о регистрации Эл №ФС 77-61687

выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций