Формирование знаний о татарской народной музыке посредством знакомства с произведениями татарских композиторов в классе фортепиано ДМШ

Бикмуллина Лилия Мухтаровна, МБУДО «ДМХШ №3» Ново–Савиновского района г. Казани


В последние годы в системе образования и в общественном сознании возросло внимание к духовному богатству культурного наследия татарского народа. Татарская музыка имеет огромное познавательное и воспитательное значение.

Приобщение детей к татарской музыке воспитывает любовь к родному краю, своему народу и культуре, помогает усваивать высокие нравственные принципы, знакомит учеников с творчеством татарских композиторов, которые внесли большой вклад в развитие музыкальной культуры своей Родины.

Роль учителя на уроках фортепиано – максимально способствовать общему развитию учащегося, расширению его кругозора, интеллекта средствами музыкального искусства, разнообразием музыкального репертуара, включением в программу произведений разных эпох, стилей и, конечно, народной музыки и произведений композиторов родного края. Национальная музыка формирует у ученика любовь и уважение к художественному наследию малой родины.

На произведениях татарских композиторов, обработках народных песен решаются и профессиональные пианистические задачи: формируются многочисленные умения и навыки, связанные с интонационно-ладовым, ритмическим, фактурным, гармоническим своеобразием татарской музыки. Постоянное приобретение новых знаний, умение применять их на практике – все это способствует развитию интеллектуальных возможностей учащихся. Для формирования художественного сознания, общего и специального кругозора, исполнительских способностей следует определить наиболее целесообразные формы и этапы работы с учеником. Изучению татарской профессиональной фортепианной музыки должно предшествовать освоение татарского музыкального фольклора. Это способствует более глубокому осмыслению, восприятию стилистики национальной музыки, а, следовательно, и более эмоционально отзывчивому исполнению фортепианной музыки, так как композиторы часто обращаются к истоком народного творчества. Например, к таким древним жанрам татарского музыкально-поэтического творчества, как мунаджаты и баиты, а также часто цитируют татарские народные мелодии или используют отдельные элементы народного музыкального словаря. Так, например, Анвар Шарафиев создал сборник фортепианных пьес для детей под названием «Соловушка», состоящий из двух частей. Во второй части все десять пьес написаны в жанре мунаджата и баита.

Слово «мунаджат» арабско-персидского происхождения. Так на мусульманском Востоке называют напевное стихотворение, в котором с мольбой обращаются к Богу. Мунаджатами также называются религиозный гимн, тайная молитва, тайная беседа. В арабских странах мунаджат используется в религиозных гимнах, исполняющихся в день рождения пророка Мухаммада. В татарскую культуру это слово вошло более тысячи лет назад вместе с исламом и арабско-персидской книжной традицией. В татарском фольклоре мунаджат понимается как особый музыкально-поэтический жанр – читаемое нараспев стихотворение, имеющее характер монолога-размышления, монолога-жалобы, сокровенного признания, обращения к Богу.

Свою песню «Башня Сююмбике» Алсу Салихова также представила в жанре мунаджата. Размеренное движение двойных нот в аккомпанементе левой руки и неприхотливая мелодия в правой руке повторяет дух старинных песнопений. Интуитивно просится подтекстовка мелодии, рассказывающая историю многовековой древности, когда в 1552г. Казань была захвачена войсками Ивана Грозного.

Баит – древний жанр татарского музыкально-поэтического творчества. Слово «баит» родственно используемому в арабско-персидском стихосложении понятию «баит», означающему поэтическую строфу из двух строк. Строфа у старинных баитов состоит из двух строк. В более позднее время в баитах стали встречаться и четырехстрочные строфы. По многим признакам баит относится к роду искусства, который носит название эпос. Основная задача эпического произведения – это рассказ, повествование о каких-либо событиях.

Татарские композиторы в своем творчестве часто используют подлинно народные темы. Так, например, в сборнике Рашида Калимуллина под названием «Казань любимая» представлена пьеса «Играй, гармошка!». Пьеса основана на народной мелодии «Авыл кое». Композитор использует яркий звукоизобразительный прием. Хорошо слышны переборы тальянки, развернута мелизматика, вариативность звучания татарских народных песен.

Для всего творчества Р.Еникеева свойственно использование народных тем. Так, например, основной целью создания «Альбома юного пианиста» является знакомство с народной музыкой, расширенные познания национальных особенностей музыки родных народов. «Альбом юного пианиста» включает четыре тетради:

· «Татарские напевы»

· «Башкирские напевы»

· «Тюркские напевы»

· «Из фольклорной тетради С.Габаши»

Пьеса под названием «Соловушка» из «Татарских напевов» основана на теме известной татарской народной песни «Ай, былбылым». Пьеса написана в полифоническом стиле.

Начало творческого пути Мансура Музафарова совпало с годами становления профессиональной татарской советской музыки, когда шли споры об отношении к национальному фольклору, с одной стороны, и к европейской музыки, с другой. Некоторые деятели искусства призывали отбросить традиционную народную (старинную) песню как якобы реакционную, предлагая заменить ее искусственно созданной «пролетарской». Другие, напротив, ратовали за сохранение национальных традиций в чистом виде, выступая против освоения опыта профессиональной музыки, которая якобы несовместима с татарской музыкальной культурой. М.Музафаров стоял в этих спорах на иных позициях. Он сознавал необходимость развития татарской музыки в направлении сближения с профессиональной культурой других народов при сохранении национальных традиций. На протяжении всей жизни М. Музафаров изучал и записывал татарские народные песни. Он является одним из составителей фольклорного сборника «Татар халык жырлары». Композитор по праву признан одним из самых крупных знатоков татарского музыкального фольклора. Будучи мастером обработки народных песен, Музафаров в собственных песнях и романсах продолжает традиции народной песенности, обогащая их интонационными, гармоническими, фактурными средствами профессиональной музыки. Его песни и романсы отличаются красивыми мелодиями, естественностью интонаций, отражающих фонетические и ритмические особенности татарской речи.

Песня Мансура Музафарова на стихи Мусы Джалиля «По ягоды» давно стала классикой татарской музыки. Содержание этой замечательной лирической песни – признание в любви. В песне три куплета, состоящих из запева и припева. В запеве поэтический текст меняется, музыка звучит в сдержанном темпе. В припеве музыка более оживленная. Музафаров использует в этой песне модель народного «полупротяжного» напева: запев похож на озын кой, а припев на кыска кой. Все мы хорошо знаем переложение автора этой песни для фортепиано.

Пьеса «По ягоды», как и песня, строится на выразительном контрасте запева и припева. В запеве широко распевная 12-тактная мелодия, в плавном трехдольном размере с элементами орнаментики в стиле протяжных песен. В музыке припева появляется танцевальность, размер меняется на двухдольный. Эмоциональной наполненностью, ярким национальным колоритом, образностью, красотой и выразительностью мелодии проникнута музыка этой пьесы.

Как бы далеко ни заходили татарские композиторы в своих поисках нового, душа музыки остается в мелодии, которой так богата татарская народная музыкальная культура. Такая музыка более всего развивает в наших учениках чувство красоты, доброты и другие лучшие человеческие качества. Хотелось бы, чтобы юные музыканты полнее знакомились на уроках специального и общего фортепиано с замечательным наследием татарского фортепианного искусства. Изучение национального репертуара – это неотъемлемая часть комплексной системы воспитания музыканта, одно из средств формирования эстетического вкуса и культуры учащихся.



Список литературы


1. Ахметова Э.К. Батыркаева Л.М., Сабитовская Р.Г., Соколова Е.А., Спиридонова В.М., Шашкина К.А. Хрестоматия по татарской фортепианной музыке. 1ч. – Казань: Татарское книжное издательство, 1987.

2. Дулат- Алеев В.Р. Татарская музыкальная литература. - Казань, 2007.

3. Еникеев Р. А. Татарские напевы. Тетрадь юного пианиста. – Казань: «Издательство Еникеевой», 2000.

4. Калимуллин Р. Ф. Казань любимая. – Казань: Издательство «Плутон», 2012

5. Садыкова Ф.А. Страницы истории татарской музыкальной культуры. - Казань, 1991.

6. Тимакин Е.М. Воспитание пианиста. - М.: Советский композитор, 1984.

7. Шарафиев А. Соловушка. Фортепианные пьесы для детей. – Казань: Издательство «Рухият», 2006.


Kazanobr.ru. Электронный научно-методический журнал. © Copyright 2011-2017.

Казанский образовательный портал. Управление образования ИКМО г. Казани.

Сайт является средством массовой информации (СМИ). Свидетельство о регистрации Эл №ФС 77-61687

выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций