Страницы истории музыкальной культуры Татарстана

Баталова Алсу Гаязовна, преподаватель МБУДО «ТДМШ №32» Московского района г. Казани


В истории становления татарской национальной музыки на рубеже XIX-XX веков есть забытые имена тех, кто посвятил всю свою жизнь и творчество тому, чтобы поднять культуру своего народа на высокий профессиональный уровень, поставив ее в один ряд с музыкальными культурами мира.

Настало время вспомнить их и воздать благодарную память забытым именам тех, кто посвятил этому всю свою жизнь и творчество. Одним из них был талантливый скрипач, композитор и педагог Гали Зайпин, ближайший соратник Г.Тукая, портрет которого с дарственной надписью возвышался на домашнем рояле. Яркая и недолгая жизнь его была полностью отдана служению татарской народной музыке. Благодаря своему искусству и преданности национальной музыке он уже при жизни был признан знаменитым, талантливым и народным.

Гали Мустафович Зайпин родился в Казани в 1875 году в семье мелкого кустаря, занимавшегося пошивом тюбетеек. Его дядя, народный скрипач, стал первым учителем племянника, дав Гали начальные навыки игры на скрипке, а его сестру, Бибикамал, мою бабушку, научил играть на гармонике. Гали рано начал свою трудовую деятельность. Скрипка стала для юноши «кормилицей», так как в дальнейшем он жил исключительно за счёт игры на инструменте.

По свидетельству И.Козлова, «он постоянно играл в небольших гостиницах, посещал ярмарки - Нижегородскую, Мензелинскую и Ирбитскую, где имел возможность зарабатывать скрипкой, так что на средства с одной ярмарки мог жить до другой».[1]

В 1906 году Г.Зайпин создает трио со скрипачом X.Ахмадуллиным и пианистом М.Алексеевым, а затем и струнный оркестр, который существовал при татарской театральной труппе «Сайяр». Оркестр играл в перерывах между действиями и по окончании спектаклей.

Гали не ограничивался только сольной практикой: «он был талантливым организатором первых татарских ансамблей, создателем национального струнного оркестра».[2]

Поэтому не случайно в открывшийся в 1907 году Восточный клуб – центр культурной жизни казанских татар – Гали Зайпин был зачислен в качестве скрипача - солиста и пианиста - аккомпаниатора. По пятницам в клубе устраивались музыкальные вечера с привлечением и русских музыкантов. Г.Зайпин играл там сольно и в ансамбле с Илларионом Козловым, туда же приглашался балалаечный оркестр под управлением И.Галиакберова. Позднее Зайпин участвовал в этих концертах уже со своим оркестром. Бывая в Восточном клубе, живо интересовался народной музыкой и великий татарский поэт Г.Тукай. Он приветствовал желания музыкантов обогатить татарские народные мелодии гармоническими и оркестровыми средствами: «татары, не знавшие раньше никакого музыкального инструмента, кроме тальянской гармоники, начали создавать струнные оркестры».[3]Примечательно, что многие татарские профессиональные композиторы и исполнители вышли именно из национальных оркестров: М.Мустафин, М.Яушев, X.Ахмадуллин, 3.Яруллин, Ф.Туишев, Ф.Биккенин, С.Габяши, С.Сайдашев, М.Музафаров и др.[4]

Основу концертного репертуара Г. Зайпина составляла татарская народная музыка. Как отмечали современники, этот талантливый скрипач знал наизусть до двухсот народных напевов. Виртуозно владея национальной мелизматикой, он демонстрировал блестящую технику игры на инструменте. Его репертуар не ограничивался только татарской народной музыкой. В концертные программы входили классические скрипичные пьесы: «Вариации» Данкла, обработки популярной русской музыки и русских народных песен. Большое место в репертуаре занимали его собственные сочинения: фантазия на темы из оперы «Травиата» Д.Верди, марш для скрипки и фортепиано в трех частях (1905г.) и другие. В марше автор использовал народные темы «Сада» («Призыв»), являющиеся гимном татарского демократического студенчества. Ему, как художнику, были созвучны демократические идеи того времени.

Будучи уже известным и популярным концертирующим татарским скрипачом начала 20-го века, талантливый музыкант стал одним из создателей «национальной гастрольной практики»(5): последнее десятилетие своей жизни (1908-1918гг.) вместе с певцами Ф.Латыповым и X.Тухватуллиным он как солист и аккомпаниатор гастролировал по городам, где существовали национальные общества любителей театра и музыки. Их принимали в Москве, Петербурге, Уфе, Оренбурге, Петропавловске и других городах. «Татарские скрипачи, такие как знаменитые Гали Зайпин, Ильяс бек Кудашев-Ашкадарский, Хабибулла Ахмадуллин, приглашались для записи на граммофонные пластинки в Москву и Нижний Новгород, выступали в различных городах перед требовательной аудиторией слушателей, демонстрируя национальное самобытное искусство».[6]

Собирание и нотация татарского фольклора – ещё одна сторона деятельности разносторонне талантливого музыканта. Этот неутомимый человек записывается на грампластинки и ведет большую преподавательскую деятельность - дает уроки игры на скрипке. Среди его учеников известный татарский скрипач X. Ахмадуллин и др.

Многие деятели искусств возлагали на Гали Ззйпина большие надежды как на композитора, способного к созданию первой татарской оперы. Так, известный татарский писатель Ф. Амирхан, рецензируя в 1907 году выступление скрипача на музыкально-литературном вечере, писал: «Если бы этому одаренному сыну татарского народа дать настоящее музыкальное образование... наверное, вышел бы из него композитор, который... сумел бы подарить татарам оперу».[7]

К огромному сожалению, довольно ранний уход из жизни вследствие жестокой эпидемии в 1918 году не дал развиться его большим музыкальным способностям и высоким творческим планам в полной мере.

Но то, что Гали Зайпин успел сделать для становления и развития татарского профессионального музыкального искусства,- неоценимо.

Нам всем предстоит еще в полной мере изучить его жизнь, творчество и деятельность. Имя Гали Зайпина, как и другие имена его современников- соратников, должно занять достойное место в памяти своего народа.


[1]И.О.Козлов народной музыке северных мусульман России.

[2]А.Р.Абдрашитов. К вопросу об изучении татарского традиционного скрипичного исполнительства. Стр. 127.

[3] Г.Тукай Избранное, т.2 г.Казань, 1961.Стр. 17.

[4] Ш.X.Монасыпов. Развитие татарского профессионального скрипичного искусства устной традиции на рубеже 19-20-говеков.Стр. 34.

[5] А.Р.Абдрашитов Там же.Стр. 128.

[6] Ш.Х.МонасыповК истории татарского смычкового инструментария. Стр. 214.

[7] Г.М.Кантор Из истории русско-татарских музыкально-театральных связей дооктябрьского периода. Стр. 23.



Список литературы

1. И.О.Козлов.О народной музыке северных мусульман России// Л.М.Смирнов. Жизнь в музыке. г.Казань. 1972г.

2. А.Р.Абдрашитов. К вопросу об изучении татарского традиционного скрипичного исполнительства. КГК. Актуальные проблемы музыкально­исполнительскогоискусства. История и современность. В.З. Материалы

научно-практической конференции. г.Казань. 2010г.

3. Г.Тукай Избранное. Т.2. г.Казань, 1961г.

4. Ш.Х.Монасыпов. Развитие татарского национального скрипичного искусства устной традиции на рубеже 19-20-го веков. Страницы истории татарской музыкальной культуры. ИЯЛИ им. Г.Ибрагимова, КНЦ АН СССР, 1991г.

5. Ш.Х.Монасыпов. К истории татарского смычкового инструментария. КГК. Ученые записки, в. 5. г.Казань. 1973г.

6. Г.М.Кантор. Из истории русско-татарских музыкально-театральных связей дооктябрьского периода. Ученые записки КГПИ. 1975г.

7. Татарская энциклопедия. Г.Казань.Институт татарской энциклопедии. АН РТ 2005г.

8. Д.К.Шарифуллин.Татарская скрипичная музыка в аспекте формирования и развития национального музыкального стиля. Диссертация, ч. 1. КГК. г.Казань.



Kazanobr.ru. Электронный научно-методический журнал. © Copyright 2011-2017.

Казанский образовательный портал. Управление образования ИКМО г. Казани.

Сайт является средством массовой информации (СМИ). Свидетельство о регистрации Эл №ФС 77-61687

выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций