Национально-региональная направленность образовательных программ как фактор патриотического воспитания учащихся

Аксанова Наиля Адгамовна, заведующий методическим отделом МБУДО «Дом детского и юношеского туризма и экскурсий "Простор"» Ново-Савиновского района г. Казани


Обострение межнациональных отношений породило возрастание интереса и внимания к проблемам национального воспитания и образования. В «Национальной доктрине образования РФ» среди основных задач указаны следующие:

- сохранение и поддержка этнической и национально-культурной самобытности народов России, гуманистических традиций их культур;

- гармонизация национальных и этнокультурных отношений;

- сохранение языков и культур всех народов РФ.

Как же решается эта проблема в Доме детского и юношеского туризма и экскурсий «Простор»? Педагогический коллектив, опираясь на основные принципы национально-регионального компонента, создает определенную систему разнообразной деятельности учащихся, в процессе которой формируется Человек-гражданин.

Краеведение – важнейший фактор нравственного, эстетического, интеллектуального, трудового, личностного развития ребенка. Знакомство с прошлым, настоящим и будущим своей малой родины, особенностями природы, экономических, политических, культурных и других условий способствует формированию у школьников мировоззрения, в которое включены осознание своей принадлежности к определенной нации и, как следствие, – гордость за это.

С учётом Федерального закона «О языках народов РФ» в ДДЮТиЭ «Простор» успешно реализуется программа по сохранению, изучению и развитию языков народов, проживающих в г. Казань». В ДДЮТиЭ «Простор» создаются условия для обучения и воспитания на родном языке в объединениях «Тайны родного края», «Литературное краеведение», «Юный краевед», «Активисты школьного музея» и др.

На занятиях обучающиеся знакомятся с национальной культурой, историей, обычаями, традициями, кухней народов РТ. Ежегодно в ДДЮТиЭ «Простор» проходит конкурс экскурсоводов на русском, татарском, английском, турецком языках.

Используются государственные языки и в оформлении (вывеска, информационные стенды для педагогов, детей и родителей, национальный колорит в оформлении кабинетов).

Программы педагогов «Спортивный туризм», «Школа безопасности», «Юный краевед», «Литературное краеведение», «Юный экскурсовод», «Историческое краеведение», «Активисты школьного музея» и др. составлены с учетом основных направлений деятельности ДДЮТиЭ «Простор», целью которых является воспитание патриотизма, гражданственности, толерантности учащихся через изучение родного края, национальных, этнокультурных традиций и обычаев; воспитание уважения к прошлому своего народа; гордости за свою многонациональную республику.

Сегодня, в наше сложное и противоречивое время, необходимо возвращаться к нашим истокам, прививать учащимся лучшие традиции народа. Дети, учась в школе, большую часть времени проводят вне семьи, вне родного дома. Ослабление, разрыв связи с родителями, с семьей, родом, народной культурой наносит непоправимый урон не только патриотическому становлению подрастающего поколения, но и нравственному его состоянию. Семья, которая была главным звеном в передаче традиционной культуры народа, утрачивает свою ведущую роль в силу чрезмерной занятости родителей. Школьные же программы также не могут заполнить этот пробел. Таким образом, особое место и значимость приобретают занятия детей в объединениях дополнительного образования.

Проводимые национальные праздники, с одной стороны, воспитывают у детей любовь к народным песням, малым жанрам фольклора, с другой – в процессе труда воспитываются нравственные качества, чувство коллективизма, ответственности, долга. Через национальные обряды и праздники передаются детям такие качества, как человечность, честность, доброта. Как правило, лень, трусость, жадность, эгоизм и т.д. в народных обрядах осуждается, и национальные праздники содержат своеобразные программы нравственного воспитания.

Привлечение родителей к подготовке и проведению народных татарских праздников «Аулакөй», «Казөмәсе», «Сабантуй», «Карга боткасы», «Наврүз» и других создаёт теплые, доверительные отношении с детьми. Совместные дела объединяют их, при этом у детей формируется гордость за своих родителей.

В Доме «Простор» Ново-Савиновского района г. Казани большое внимание уделяется гражданско-патриотическому воспитанию школьников: истории и культуре, семейным родословным, народному творчеству родного края, музейной педагогике, экскурсиям, походам и экспедициям.

Особое место в программах уделяется экскурсиям по родному краю: в Билярск, Булгары, Чистополь, Елабугу, Тетюши, Лаишево, Свияжск, Раифский монастырь, Тукай Кырлай и т.д., а также по Казанскому Кремлю, театрам и мечетям, улицам и слободам Казани.

Все методы и формы работы в объединениях ДДЮТиЭ «Простор» в совокупности укрепляют в детях любовь, гордость и уважение к своей культуре и закладывают в них основы духовно-нравственного воспитания.



Kazanobr.ru. Электронный научно-методический журнал. © Copyright 2011-2017.

Казанский образовательный портал. Управление образования ИКМО г. Казани.

Сайт является средством массовой информации (СМИ). Свидетельство о регистрации Эл №ФС 77-61687

выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций