Садретдинова Эльвира Мударрисовна, старший воспитатель высшей квалификационной категории,
Муртазина Ильмира Фаязовна,воспитатель высшей квалификационной категории МАДОУ «Детский сад № 313 комбинированного вида» Кировского района г.Казани
В течение нескольких лет мы разрабатываем и внедряем различные образовательные технологии, реализуем программу по обучению детей татарскому языку «Татарчасөйлəшəбез», успешно используем метод проектов. Один из наших проектов — «Организация мини-музея в МАДОУ №313 как одно из средств развития русской и татарской речи». Казань — город музеев. Однако часто ли наши дети бывают в них? Мы провели анкетирование и выяснили, что большая часть воспитанников детского сада ни разу не была в музее. Причины самые разные. Во-первых, мы находимся в типичном «спальном» районе, удаленном от центра, где размещено большинство музеев. Во-вторых, многие родители считают, что дошкольникам еще рано посещать такие учреждения: «Малы и ничего не поймут, чего зря время тратить». И, в-третьих, многим папам и мамам просто не приходит в голову идея такой экскурсии. Как же привлечь внимание родителей к музеям? Прямая агитация здесь вряд ли поможет. Поэтому для начала мы решили создать собственный мини-музей. Конечно, в условиях детского сада невозможно создать экспозиции, соответствующие требованиям музейного дела. Поэтому мы назвали их «мини-музеями». Часть слова «мини-» в нашем случае отражает и возраст детей, для которых они предназначены, и размеры экспозиции, и определенную ограниченность тематики.
Важная особенность этих элементов развивающей среды — участие в их создании детей и родителей. Дошкольники чувствуют свою причастность к мини-музею: они участвуют в обсуждении его тематики, приносят из дома экспонаты. Ребята из старших групп проводят экскурсии для младших, пополняют их своими рисунками. В настоящих музеях трогать ничего нельзя, а вот в мини-музеях не только можно, но и нужно! Их можно посещать каждый день, самому менять, переставлять экспонаты, брать их в руки и рассматривать. В обычном музее ребенок — лишь пассивный созерцатель, а здесь он — соавтор, творец экспозиции. Причем не только он сам, но и его папа, мама, бабушка и дедушка. Каждый мини-музей — результат общения, совместной работы воспитателя, детей и их семей.
Так что же общего между музеем и татарской речью? Задача УМК «Татарчасөйлəшəбез» – формирование и развитие первоначальных умений и навыков практического владения татарским языком в устной форме. Эта задача тесно переплетается с задачами реализации проекта «Музей в детском саду». Ведь воспитатель использует любую возможность для закрепления изученных татарских слов, а приемы музейной педагогики этому только способствуют.
Экспозиции в нашем мини-музее не являются стационарными. Тематика экспозиций обусловлена темами комплексно-тематического планирования и органично вплетена в тематическое распределение материала в УМК.
Экспозиция «Казань – мой родной город»
Самая первая экспозиция, с которой и началось создание мини-музея, - это экспозиция, посвященная 1000-летию Казани. Впервые она была создана в 2005 году, и с тех пор ежегодно, в сентябре, после празднования 30 августа «Дня города», экспозиция выставляется для всеобщего обозрения. Наш детский сад на протяжении многих лет работает по авторскому образовательному проекту «Я живу в Казани».
Посещение экспозиции «Казань – мой родной город» помогает в реализации этого проекта.
Наше путешествие по родному городу начинается песенки-игры:
Мин барам, барам, барам,
Казанга барам, барам,
Әйəшул, əйəшул,
Казанга барам, барам.
Эта песенка-игра сопровождает нас постоянно – от остановки к остановке. Первая остановка – стенд «История города». Здесь представлены самые известные, доступные пониманию детей легенды о Казани, иллюстрации древней Казани. А рассказ ведет сам Зилант – мягкая игрушка в руках воспитателя, которую сшили наши педагоги.
Следующая страничка – «Культура Казани», на ней представлено народно-прикладное искусство: украшения, ичиги, элементы народных костюмов, а также история жизни известных культурных деятелей – наших земляков: Федора Шаляпина, Габдуллы Тукая; фотографии их памятников.
Мини-архитектурные формы – Спасская башня, башня Сююмбеки, театр им. Г.Камала – также выполнены руками наших педагогов.
Следующая страничка «Казань современная» – это праздники «День города», Сабантуй, это спортивные достижения наших известных команд – Ак Барс, Рубин, Уникс. Здесь воспитатель использует самые разные приемы для активизации татарской речи детей – «Назови по-татарски» (бəйрəм, бүлəк, чəк-чəк, өчпочмак и др.), словесные игры «Без – спортсменнар» (сикер, йөгер, «саннар»), «Без – артистлар» (бии, җырлы), подвижную игру «Туп» (при беседе об атрибутике спортсменов):
Туп-туп, зур туп.
Сикер-сикер, зур туп.
Туп-туп, кечкенə туп,
Сикер-сикер, кечкенə туп.
Для активизации внимания детей прямо в мини-музее мы предлагаем детям собирать различные коллажи, мозаики, пазлы – только картинки мы используем с изображением достопримечательностей города. Из разрезных картинок или из строительного материала собираем Спасскую башню или башню Сююмбеки. Для закрепления знаний о национальном костюме играем в игру «Одень девочку» или «Одень мальчика», обязательно используя знакомые детям татарские слова (кыз, малай, күлмəк, калфак, түбəтəй, чалбар).
Воспитание чувства патриотизма, гражданственности начинается с воспитания любви к своей семье, дому, улице, родному городу. В этом нам помогает посещение экспозиции «Казань – мой родной город».
Экспозиция «Осенняя фантазия»
Ежегодной в нашем мини-музее стала экспозиция, которую мы назвали «Осеняя фантазия». Предварительно в каждой группе проводится выставка совместного творчества детей и родителей «Дары осени». Из природного материала, из обычных овощей и фруктов получаются оригинальные поделки. Лучшие из них выставляются в мини-музее для всеобщего обозрения. Посмотрите, какие интересные поделки получились! Здесь просто раздолье для активизации знакомых татарских слов: яшелчәләр, алма, бәрәңге, кишер, суган, кыяр, кәбестә, сары, зәңгәр, яшел, кызыл и др. Обязательно звучат вопросы: «Нәрсә яратасың?»,«Бу нәрсә?»,«Нәрсә ашыйсың?». Для поддержания внимания детей часто используем простые хороводные игры, такие как:
Бар матур бакча,
Анда кишер үсә.
Менә шундый кишерзур,
Менә шундый кечкенә.
Кушымта:
Кишер, кишер, кил әле,
Биеп-биеп кит әле.
Әллә-лә, әллә-лә,
Биеп,биеп кит әле.
Часть экспозиции «Осенняя фантазия» посвящена хлебу. Здесь представлены различные виды колосьев, зерен, круп, изделий из муки. Детям можно задавать такие вопросы: «Вот колос пшеницы, а вот колос ржи (показ колосков). Колос пшеницы – пшеничный колос, а колос ржи? (ржаной). Мука из пшеницы – (пшеничная мука), мука из ржи – (ржаная мука); тесто из пшеничной муки – (пшеничное тесто), тесто из ржаной муки – (ржаное тесто); хлеб из пшеничной муки – (пшеничный хлеб, белый); хлеб из ржаной муки – (ржаной, черный)». Здесь также просим детей вспомнить татарскую речь: используем слова - ботка, ипи, баллы, тәмле.
Такая экспозиция – благодатная почва для проведения интерактивных заданий: «Выложи узор из крупы», игра «Узнай на ощупь» (в мешочках зашиты различные виды круп – гречка, овес, рис), игра «Угадай на вкус» - ребенок закрывает глаза и на вкус пробует белый хлеб и ржаной; «Кто больше назовет блюд из муки?» и т.д. Аналогично проводятся игры на татарском языке: «Серле тартма», «Тәменнән бел», дидактик уен «Кәрзиндә нәрсә бар?» и др.
Рассматривая иллюстрации с изображениями работников сельского хозяйства и машин, применяемых в сельхоз труде, можно поиграть с детьми в игру «Назови профессию»: работает на тракторе – тракторист, работает на комбайне – комбайнер, выращивает хлеб – хлебороб и т.д. «Хлеб да каша – пища наша» - так говорили в старину. Из зерен злаков также варят различные каши: из гречихи – гречневую, из овса - ....; из риса - .... А из чего варится перловая каша? (из ячменя); а пшенная? (из проса), манная? (из твердых сортов пшеницы), ячневая? (из ячменя). Чечевицу можно назвать «братом» гороха или пшеницы? («брат» гороха, т.к. это бобовая культура)
Посещение данной экспозиции дошкольниками способствует у них развитию как русского, так и татарского словаря, сенсорики, творчества, познавательной активности. А главное воспитывает уважение к труду сельского жителя!
Музейная экспозиция «День Победы»
Знакомство детей с нашими татарстанскими героями-земляками, участниками Великой отечественной войны – главная цель музейной экспозиции, посвященной Дню Победы. Посещают эту экспозицию дети всех возрастных групп (кроме яслей), но если в младшем дошкольном возрасте детям говорится о красочной стороне праздника – убранстве города, салюте, прогулках по Парку Победы т.д., то в старшем дошкольном возрасте идет информация об основных исторических фактах Великой Отечественной войны, называются основные даты (22 июня 1941 г. – начало войны, 9 мая 1945г. – День Победы).
Экспозиция делится на 4 основные части. Первая часть – это начало войны, все иллюстрации выполнены в темных красках, с помощью рассказа педагога дети переносятся в атмосферу первых дней войны, когда фашисты вероломно напали на нашу Родину. Для активизации внимания детей звучит отрывок песни «Священная война»; педагог рассказывает о храбрости воинов Советской Армии, которые защищали страну от врагов. Вторая часть экспозиции посвящена героям Советского Союза – нашим землякам – Мусе Джалилю, Михаилу Девятаеву, их подвигам. Третья часть повествует о труде наших земляков в тылу, о создании оборонных заводов в Казани, которые и сейчас выпускают продукцию, но уже мирную. И, наконец, самая красочная часть экспозиции – День Победы. Здесь представлены мини-архитектурные формы памятников и обелисков воинам, настоящие ордена и медали, рассказы о воевавших предках наших воспитанников, сотрудников. Педагог обязательно стимулирует детей добывать знания самостоятельно: спросить родителей о воевавших родственниках, принести фотографии, составить рассказ. Для поддержания интереса к экспозиции детям задаются разнообразные вопросы, например, какие произведения Мусы Джалиля, Абдуллы Алиша вы знаете, какие улицы, парки названы в честь героев Великой Отечественной войны и т.д. В конце посещения экспозиции детям предлагается дидактическая игра «Казанда салют», где закрепляются названия основных цветов: сары, зәңгәр, яшел, кызыл.
В заключение хочется еще раз подчеркнуть – наш мини-музей стал неотъемлемой частью развивающей среды детского сада. Слово «музей» стало для наших воспитанников привычным и привлекательным. Желательно, чтобы в каждом дошкольном учреждении появилось место, оборудование, а главное, желание для создания собственного музея.