Гилязова Гульнара Фанильевна, старший воспитатель,
Нестеренко Оксана Мироновна, старший воспитатель
МАДОУ «Детский сад № 156 комбинированного вида» г. Казани
Важную роль в успешном изучения татарского языка в ДОУ играет взаимодействие по данному вопросу между семьей и детским садом. Педагоги детских садов предлагают различные варианты организации такого взаимодействия. Коллектив МАДОУ № 156 Приволжского района решил творчески подойти к этому вопросу. Проанализировав возможности наших родителей в организации работы по закреплению пройденного материалы, мы установили, что у многих родителей нет возможности уделять достаточного времени закреплению пройденного материала с детьми, но есть определенные технические возможности: наличие компьютера, планшета, ноутбука или смартфона, которые бы они смогли использовать в этой работе. Тогда и родилась идея: использовать чарт, который способен заинтересовать и детей, и родителей несложным, но увлекательным занятием.
Чарт (англ.) – это графическое изображение данных, которые представлены в виде символов. Чарт имеет несколько значений: график, диаграмма, хит-парад каких-либо предпочтений, навигация. Современные информационные технологии, доступные многим родителям наших воспитанников, позволяют создать неизмеримо более яркую мультисенсорную, интерактивную среду обучения с неограниченными потенциальными возможностями, оказывающимися в распоряжении педагога, родителя и ребенка.
Работа с таблицами-чартами проходит в несколько этапов:
1. Изучение лексического минимума по темам «Животные», «Посуда» и т.д.
2. Подготовка образца и бланков для составления таблиц-чартов.
3. Раскрашивание. Дети раскрашивали силуэты животных, игрушек.
4. Заполнение. Чарты заполнялись дома с родителями. Ребенок задавал вопросы членам семьи на татарском языке об их предпочтениях и отмечал галочкой, кружочком либо любой другой фигурой животных, предметы, которым близкие отдают предпочтение.
5. Составление хит-парада предпочтений. В группе все данные суммировались и составлялся окончательный хит-парад.
Хит-парад выстраивался в виде последовательности картинок, постепенно уменьшающихся по размеру. Животные и предметы во главе чарта стали героями будущих историй – комиксов. Каждая семья продумала свой сюжет, записала его и положила в специальный ящик - «Банк идей».
Совместно с детьми и родителями мы оформили самые лучшие сюжеты в виде электронных журналов – веселых комиксов https://cloud.mail.ru/public/Aei4/upGSf42ks.
По данным интервьюирования уровень удовлетворенности родителей работой ДОУ по обучению детей татарскому языку составил 72%. После реализации проекта по результатам интервьюирования тех же родителей уровень удовлетворенности составил уже 93 %, что на 21 % превышает первоначальный. Родители также отмечали, что стали чаще просматривать с детьми мультфильмы на татарском языке, читать татарскую литературу.
Наш опыт работы еще раз доказывает, что интерактивные технологии, используемые в работе с детьми и родителями, являются эффективными формами работы. Родители приходят к пониманию того, что их заинтересованное участие в воспитательно-образовательном процессе важно не потому, что этого хочет воспитатель, а потому, что это необходимо для развития их собственного ребенка.
Перспектива применения описанных нами таблиц-чартов и электронных журналов-комиксов в практике образования на дошкольной ступени достаточно широка: они могут применяться не только при создании двуязычной языковой среды, но и при реализации проектов в любой из пяти областей, предусмотренных ФГОС ДО.
По итогам работы творческим коллективом педагогов издан проект: «Мастерская по созданию комиксов. Использование интерактивных технологий взаимодействия с родителями по созданию двуязычной языковой среды в семье».
Список литературы:
1. Ефимов П. П., Ефимова И. О. Интерактивные методы обучения — основа инновационных педагогических технологий [Текст] // Инновационные педагогические технологии: материалы междунар. науч. конф. (г. Казань, октябрь 2014 г.). — Казань: Бук, 2014. — С. 286-290.
2. Колягина О. В. Детско-родительские проекты как современная форма взаимодействия детского сада и семьи [Текст] // Педагогическое мастерство: материалы III междунар. науч. конф. (г. Москва, июнь 2013 г.). — М.: Буки-Веди, 2013. — С. 41-42.
3. Пассов Е.И. Основы коммуникативной методики обучения иноязычному общению. - М.: Русский язык.- 1989.
4. Петренко В.Ф. «Основы психосемантики»//Спб.: Питер, 2005 .
5. Maidment S., Roberts L. «HappyHouse» //OxfordUniversityPress, 2009.
Приложения
Рис.1 Рис.2