Взаимодействие с родителями при обучении детей татарскому языку

Бадертдинова Гульфира Хакимулловна, воспитатель по обучению татарскому языку МАДОУ «Детский сад №122 общеразвивающего вида» Ново-Савиновского района г. Казани


В целях реализации Стратегии развития образования в Республике Татарстан на 2010-2015 годы «Киләчәк» – «Будущее», утвержденной постановлением Кабинета Министров Республики Татарстан от 30.12.2010 г. № 1174 Министерством образования и науки РТ, были сформированы творческие группы по разработке учебно-методических комплектов. И с 2012 года в дошкольных учреждениях начали внедрять новые учебно-методические комплекты (УМК) по обучению языку и постепенно реализовывать их в работе. Основная задача учебно-методических комплектов – формирование первоначальных умений и навыков практического владения татарским и русским языками в устной форме. В целом методика обучения второму языку построена на принципах игры, воображения, фантазии, сравнения, соединения действия со словом, многократного повторения и обыгрывания всех изучаемых моментов.

Исходя из контингента родителей, наших наблюдений и результатов анкетирования родителей мы определили для себя доминирующий учебно-методический комплект обучение русскоязычных детей татарскому языку – УМК для детей 4-7 лет «Татарча сөйләшәбез» («Говорим по-татарски») под редакцией Зариповой З.М., Кидрячевой Р.Г., Исаевой Р. С.и др.

Учебно-методический комплект «Татарча сөйләшәбез», включает:

1 – пособие для воспитателей: тематический план, конспекты НОД, диагностический материал;

2 – рабочие тетради;

3 – аудиоматериалы;

4 – анимационные сюжеты;

5 – наглядно-демонстрационные, раздаточные материалы.

Содержание УМК состоит из трёх проектов:

Средняя группа – «Минем өем» («Мой дом»).

Старшая группа – «Уйный-уйный үсәбез» («Растем играя»).

Подготовительная группа – «Без инде хәзер зурлар, мәктәпкә илтә юллар».

К каждому проекту разработаны по 60 конспектов НОД.

УМК по обучению детей татарскому языку подразумевает работу не только с детьми, но и с их родителями. Без этого мы не сможем создать языковую среду и достичь желаемых результатов. С этой целью в начале каждого учебного года на родительском собрании обсуждается вопрос реализации УМК. Родители знакомятся с планом реализации УМК, с материалами и играми по УМК. Игра является эффективной и доступной формой деятельности при обучении русских детей татарской устной речи. Дети даже не задумываются, что они учатся. Сами того не замечая, намного лучше усваивают татарские слова, фразы, предложения, и на этой основе у них отрабатывается правильное произношение специфических татарских звуков. Поэтому на занятиях татарского языка и в группах для закрепления знаний и умений используются различные игры (словесные, дидактические, сюжетно-ролевые, подвижные и т.д.) Также на собраниях родители знакомятся с использованием ИКТ игр по УМК для закрепления и повторения пройденного материала. В каждой группе в раздевалке стоит ширма «Говорим по-татарски». После каждой образовательной деятельности вывешиваются новые слова для их закрепления. В раздевалке лежат карандаши и бумаги, чтобы родители могли записать интересующие их новые слова и закрепить их дома. Закрепление дома идёт и по рабочим тетрадям. Использование рабочих тетрадей даёт возможность ребёнку усвоить лексику татарского языка, закрепить речевой материал в игровой форме, поддерживать интерес к языку, а родители активно включаются в процесс усвоения и закрепления материала. Во время работы в тетрадях дети повторяют пройденный материал, задают друг другу вопросы, общаются с воспитателем на татарском языке. В тетрадях задания даны на русском языке, что позволяет и родителям повторять пройденное. Дети очень любят заниматься в этих тетрадях. Те задания, которые мы не успеваем доделать в детском саду, они вместе с родителями с большим удовольствием выполняют дома.

Известно, что родители разные, у каждого разный уровень владения татарским языком, очень много смешанных семей. Поэтому к каждому нужен индивидуальный подход. С этой целью провожу индивидуальные беседы, консультации. Индивидуальная работа с родителями – важная составляющая нашей работы. Заинтересованные родители подходят в определенное время, и с ними проводятся мини-занятия: с помощью пиктограмм составляют предложения, играют в разные дидактические игры. Это им помогает при закреплении татарского языка с детьми дома. Родителей встречаем словами: «исәнмесез», «хәерле көн (кич)», «хәлләрегез ничек?» Родителям очень нравится, когда с ними разговаривают по-татарски, даже если сами не очень хорошо владеют татарским языком. Ведётся тетрадь взаимодействия с родителями.

Очень важный момент в реализации УМК – это информирование родителей. Рекомендуем родителям разные сайты, где можно самостоятельно пользоваться материалами, обогащать свой словарный запас: «Уроки татарского языка он-лайн «с нуля» на сайте http://anatele.com, официальный сайт Министерства Образования и Науки РТ http://mon.tatarstan.ru/ в разделе «Дошкольное образование», где размещены новые учебно-методические комплекты по обучению детей двум государственным языкам в дошкольных учреждениях, мультфильмы на татарском языке и другая полезная информация.

В своей работе используем новые формы взаимодействия с родителями. Как один из вариантов – время перед утренниками: воспитатель приходит в зал с картинами, пиктограммами, играми из УМК и повторяет материал в игровой форме, делая акцент на правильное произношение звуков и окончаний. Родители уже знают об этом (это вошло в систему), поэтому приходят пораньше и активно участвуют в этой игре.

В нашем детском саду регулярно проводятся праздники, развлечения, разные конкурсы, выставки с национальным колоритом. Такие конкурсы, как «Рисунки к татарским сказкам», «Любимые персонажи из мультфильмов», «Шәҗәрә» затрагивают не только детей, но и родителей. Во всех праздниках, которые проходят на двух государственных языках, родители с удовольствием принимают активное участие: помогают делать атрибутику, элементы национальных костюмов.

Только благодаря совместной работе с родителями у детей появляется интерес и желание изучать татарский язык и обогащается словарный запас. Поэтому мы и стараемся работать в тесном контакте с родителями воспитанников.


Kazanobr.ru. Электронный научно-методический журнал. © Copyright 2011-2017.

Казанский образовательный портал. Управление образования ИКМО г. Казани.

Сайт является средством массовой информации (СМИ). Свидетельство о регистрации Эл №ФС 77-61687

выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций