Этнокультурный компонент в географическом образовании

Шлямина Ирина Борисовна, учитель географии высшей квалификационной категории МБОУ «Гимназия №93» Советского района г. Казани


Географическое образование – важнейшая составляющая в формировании мировоззрения подрастающего поколения. Оно является основой для социализации молодежи, воспитания рачительного хозяина своей страны и планеты как общего дома человечества. География – одна из немногих наук, которая совмещает в себе духовную и материальную культуру. Она помогает расширить кругозор учащихся, воспитывает патриотизм и толерантность, интернационализм и уважение к другим народам и культурам, бережное отношение к окружающей среде.

Введение этнокультурного компонента в курс географии помогает учащимся приобрести новые знания, осознать историческое влияние человечества на Землю, реализует воспитательные функции. Сегодня как никогда актуален вопрос воспитания у школьников чувства патриотизма, потому что возрождение великой России возможно лишь только тогда, когда каждый живущий в ней человек будет искренне любить свою Отчизну. Чтобы любить свою Родину, необходимо ее знать. Изучение этнокультурного компонента позволяет в полной мере решить эту задачу.

Россия – многонациональное государство. Каждый народ многолик и уникален, но в то же время является частью единой страны. Знание особенностей этнографии поможет учащимся сформировать представление о хозяйстве нашей страны, укладе жизни народов, населяющих наш регион, расширить кругозор, воспитать в себе поликультуру.

Изучая особенности хозяйства регионов, учащиеся знакомятся с развитием народных промыслов и творчества. Гжель, хохлома, дымковская игрушка, городецкая роспись, вологодские кружева вызывают у учащихся неподдельный интерес. История их возникновения, особенности техники выполнения – это малое, на чем заостряют свой взгляд учащиеся. Отдельное время в работе по знакомству с этнокультурным компонентом отводится памятникам культуры и достопримечательностям тех или иных регионов. Дети с удовольствием посещают музеи, выставки, как во время внеурочной деятельности, так и в летний период времени совместно с родителями.

Особенности жизни и быта, праздники и обычаи позволяют сформировать представление о каждом народе и его уникальности. Результатами работы в данном направлении являются семинары, на которых обучающиеся с удовольствием делятся своими знаниями со сверстниками. Ребята представляют различные работы: сообщения, рефераты, мини-выставки, буклеты, компьютерные презентации, музыкальные выступления.

Обязательным условием работы в данном направлении является включение учащихся в практическую деятельность, в результате чего приобретаются новые знания и умения. Все это необходимо для формирования у молодого поколения ключевых компетенций – готовности использовать усвоенные знания и умения и способы деятельности в реальной жизни для решения практических задач.

Особое место в географической грамотности занимает знание карты, принципы ее формирования и топонимическая составляющая: что это за названия, как они попали на карту, что они обозначают, какому народу характерна история их происхождения. Данная работа проводится с опорой на знания учащихся по литературе и истории. Совершая путешествия по карте, необходимо учитывать этнокультурную составляющую географических объектов, особенностей их формирования.

Осознание значимости исторической составляющей в формировании государства поможет учащимся понимать и любить свой народ, свою малую Родину, быть достойными гражданами своей страны, беречь и преумножать богатство России.



Kazanobr.ru. Электронный научно-методический журнал. © Copyright 2011-2017.

Казанский образовательный портал. Управление образования ИКМО г. Казани.

Сайт является средством массовой информации (СМИ). Свидетельство о регистрации Эл №ФС 77-61687

выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций