Чумарина Юлия Талгатовна, учитель русского языка и литературы МБОУ
«Средняя общеобразовательная русско-татарская школа № 103»
>Ново-Савиновского района г. Казани
Согласно закону 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» от 29 декабря 2012 года содержание образования должно обеспечивать формирование полноценной и адекватной картины мира, «формирование духовно-нравственной личности».
Именно поэтому в настоящее время в российской системе образования проходит значительное обновление содержания образования. Главным условием решения этой задачи явилось введение федерального государственного образовательного стандарта общего образования, который направлен на «сохранение и развитие культурного наследия многонационального народа Российской Федерации, овладение духовными ценностями и культурой многонационального народа России» и который ориентирован на «становление личностных характеристик выпускника, любящего свой край, уважающего свой народ, его культуру и духовные традиции».
На сегодняшний день перед современной школой стоит трудная задача – воспитать школьника с активной гражданской позицией, которая была бы неразрывно связана с воспитанием чувства любви к малой Родине, к истории своего края, к его культуре, литературе.
Уроки русского языка и литературы призваны решать задачи обучения, определённые государственной программой, и задачи воспитания личности подрастающего поколения в неразрывном единстве. А потому использование на уроках лингвокраеведческого материала – это не дань моде, а потребность времени, жизненная необходимость. А также это и актуальная проблема современной методики, ведь, несмотря на то, что первые упоминания об использовании краеведческого материала на уроках появились еще в ХIХ веке, эта методика так и остается малоразработанной.
Перед учителями русского языка и литературы стоит нелегкая задача: найти и отобрать языковой материал, который включал бы в себя специфику нашего региона, так как Республика Татарстан имеет свои культурно-исторические, национальные и языковые особенности. Дидактический материал должен обращать внимание учащихся на достижения наших известных земляков, на факты жизни выдающихся людей, на процессы воспитания воли, трудолюбия, на высокие нравственные качества.
На уроках русского языка это могут быть отдельные предложения или целые тексты, ориентированные на природу, материальную и духовную экономику, культуру Республики Татарстан.
Так, при изучении темы «Глагол» в 5-6 классах урок можно построить на творчестве нашего современника Роберта Мугалли́мовича Миннуллина- советского и российского поэта, журналиста, политического деятеля, известного своими стихотворениями для детей. Изучая новый материал, ребята знакомятся как с творчеством поэта, так и красотой родного края, воспетой в его лирических произведениях.
Не менее интересны школьникам и задания исследовательского характера. Это может быть и собирание песен, которые когда-то пели наши бабушки, и собирание местного фольклора (легенды, сказки) с последующим языковым анализом, и собирание местных географических названий, которые имеют и свою историю, и составление путеводителей по значимым местам родного города.
Такая работа развивает не только коммуникативные навыки обучающихся, но и способствует формированию бережного отношения к родному слову и национальной культуре.
Большими возможностями для использования дидактического материала, связанного с Татарстаном и достопримечательностями нашего края, обладают уроки литературы. Так, при изучении творчества А.С.Пушкина один урок можно посвятить его поездке в Поволжье, пребыванию великого писателя в Казанском крае. При изучении биографии Л.Н.Толстого можно уделить больше внимания юности писателя, его жизни и учебе в Казани. А на уроках развития речи попросить написать сочинение на одну из тем: «Почему эту улицу назвали именем Л.Н.Толстого?», «Похвальное слово А.С. Пушкину» и т.д. (здесь может помочь пособие для учителей и учащихся под редакцией Скиргайло Т.О., Ахбаровой Г.Х. «Краеведение на уроках развития речи»; Казань, 2007 год).
А какие уроки литературы можно провести по творчеству Габдуллы Тукая! Поскольку творчество нашего писателя - земляка знакомо учащимся с детства, ребята самостоятельно готовят всевозможные проекты, настоящие театрализованные представления. Обучающиеся, особенно младшие школьники, испытывают неподдельное чувство гордости, изучая творчество Г. Тукая наряду с творчеством великих русских писателей и поэтов. И здесь очень важно подобрать материал, позволяющий учащимся ощутить радость познания чего-то нового, почувствовать эмоциональную силу воздействия его произведений.
Работа с краеведческим материалом прививает интерес не только к творчеству писателя и литературе в целом, но и учит ребят интересоваться историей своего города, народа. Не всегда ученик сам обратит внимание на табличку с надписью на доме, что здесь жил и работал тот или иной известный человек, но если учитель сможет заинтересовать рассказом о родном крае, то ребята сами захотят найти и посетить эти места.
Хочется отметить, что использование краеведческого материала на уроках русского языка и литературы не должно носить фрагментарный характер. Именно поэтому важно построить свою работу таким образом, чтобы она отвечала принципу систематичности, состоящему в целенаправленном, запланированном характере использования лингвокраеведческого материала на разных этапах обучения.
Отсюда и вытекает одна из основных задач при реализации регионального компонента – создание банка данных по региональной тематике, учебно-методической литературы, проведение работы по расширению библиотечного фонда с региональным содержанием. Хотя использование краеведческого материала на русском языке и литературе оживляет урок в любом случае.
Использованная литература
1. Федеральный закон "Об образовании в Российской Федерации" от 29.12.2012 N 273-ФЗ.
2. Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования (утвержден приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 декабря 2010 г. № 1897).
3. Скиргайло Т.О., Ахбарова Г.Х. Краеведение на уроках развития речи: Пособие для учителей и учащихся.- Казань: РИЦ «Школа», 2007. – 244с.