Мы должны сами верить в то, чему учим наших детей

Красавина Юлия Валерьевна
МБОУ «Гимназия №75» Московского района г. Казани


Современное образование уходит от пассивных видов деятельности учащихся на уроках, отдавая предпочтение активным. Нельзя не согласиться с В. Вильсоном, что успех определенного дела в школе во многом зависит не только от личности ученика, но и от уверенности учителя в правильности и необходимости его труда. В МБОУ «Гимназия №75» в настоящее время разработана и принята к реализации вторая Программа «Моделирование образовательной среды гимназии на основе целевых проектов в условиях поликультурной социально-этнической среды города». Она стала продолжением программы «Формирование гражданственности на основе культуры, традиций и обычаев родного народа». Деятельность учителя гуманитарного цикла легко вписывается в рамки трех проектов Программы:

1) одаренные дети (адресное сопровождение и поддержка талантливой молодежи);

2) образование в интересах устойчивого развития (достижение учащимися личностных, предметных и метапредметных результатов, связанных с формированием универсальных учебных действий (УУД - познавательных, личностных, регулятивных, коммуникативных), обеспечивающих владение ключевыми компетенциями, составляющими основу умения учиться, получать и применять новые знания на практике);

1) город, культура, современность (профессиональные субкультуры: различные «слои общества», определяемые фактором принадлежности к профессиональной деятельности и соответствующей социальной группе («рабочие семьи», «интеллигенция», «чиновники», «начальники и управленцы» и пр.), молодёжные субкультуры в пространстве современной городской среды, «дворовая культура»: детские и молодёжные «субкультуры двора»)

В этом на помощь педагогам приходят проектная и исследовательская деятельность. И хотя, как правило, данные приемы хороши в индивидуальных занятиях с учащимися, но можно охватить больший круг детей. Данные виды работы предполагают более внимательное отношение к тексту, вдумчивое чтение и умение выделять ключевые моменты, а все это помогает выполнить требования, предъявляемые к учащимся в выпускных классах.

Многие учителя используют метод учебных проектов, начиная с младших классов. Преподаватели среднего звена подхватывают эстафету. Серьезное исследование в группах нужно проводить по каждому предмету не реже 1 раза в год, помимо индивидуальной деятельности. В 5 классе это могут быть задания по анализу сказок Андерсена (второстепенные герои сказки Андерсена: а) «добрые» – помощники Герды, б) «злые» персонажи, в) животные; тролли как герои скандинавского фольклора и литературных сказок; мотив зеркала в сказке Андерсена; волшебство и колдовство в «Снежной королеве» (колдовские действия: разбивание зеркала, расчёсывание волос, поцелуи, проливание слёз и т.п), изображение зимы и холода в «Снежной королеве»; Герда в пути: средства передвижения главной героини и т.д.). Эти темы вырастают в более значимые исследовательские работы, такие как «Мотив зеркала в современной детской литературе» (по романам Дж. Роулинг и Н. Щербы), «Драгоценности и их роль в произведениях русской и зарубежной литературы» (Мопассан и Куприн).

В 6 классе предлагаем для ребят такой проект, как исследование сказки Н.В. Гоголя «Ночь перед рождеством». За 2 недели до предполагаемого проведения занятия или уже на первом уроке изучения повести детей стоит настроить на то, что итоговое занятие будет проводиться в форме защиты проекта. Класс делится на 4 группы. Важно, чтобы учитель сам распределил ребят по командам, проследив, чтобы в каждой команде были дети с разными способностями. Изначально следует назначить каждому ребенку его роль: художник, ученый, редактор и т.д. На этом же уроке нужно раздать капитанам планы проекта, чтобы учащиеся собирали материал, готовили презентацию, стенгазету, подбирали музыку, учили текст. Примерные темы проектов: «Образ черта – история вопроса» (узнать происхождение образа черта, динамику этого типа), «Образ черта в повести Н.В. Гоголя «Ночь перед Рождеством» (дать характеристику образу черта в повести), «Во что верят жители Диканьки» (дать характеристику религиозным воззрениям селян), «Быт жителей Диканьки» (описать характерные черты жизни селян (одежда, убранство дома, традиции).

В 7 классе говорим о «Повести о Петре и Февронии Муромских», здесь делается особый акцент на объяснение причин объявления этих людей святыми, а их брака – образцовым. В связи с изменившейся обстановкой в мире, когда ведущие европейские страны принимают законы о легализации брачных союзов между лицами одного и того же пола, очень важно обсудить с учениками нормы русской и татарской традиционной семьи. На помощь в этой ситуации приходят такие задания, как создание электронного иллюстрированного сборника пословиц (этот проект есть в учебнике по литературе за 7 класс), только мы меняем тему сборника: «Подготовьте электронный иллюстрированный сборник пословиц народов мира о родине или о труде (на выбор). Напишите краткую вступительную статью к сборнику» (В.Я. Коровин, 2013). В текущем учебном году дети составляли проекты по теме «Семья», подбирали несколько пословиц народов мира, например, о матери. При анализе «Поучения Владимира Мономаха» было дано традиционное задание – написать поучение для собственных потомков, раскрывая две сферы жизни ребенка: отношение к родителям и к учению, школе. Так учащиеся анализируют взаимоотношения в собственной семье, личную позицию в такой важной сфере жизни человека. Эта тема также была разработана и в исследовании «Мотивы дома и семьи в современной детской литературе», когда анализировались тексты Н. Щербы, Дж. Роулинг, П, Санаева и У. Старка.

Именно в 7 классе учащиеся впервые встречаются со «странными» героями. Такими для них стали Юшка из одноименного рассказа А. Платонова, Гриша из «Детства» Л.Н. Толстого, Николка Железный Колпак из трагедии А.С. Пушкина «Борис Годунов», юродивый из романа А.К. Толстого «Князь Серебряный». По итогам уроков получилась работа «На дураках белый свет держится», где анализировались истоки образов дураков в русских народных сказках и образы юродивых в русской литературе XIX и XX веков.

В старших классах, когда идет изучение литературы в соотношении с литературным направлением, в рамках которого было написано данное произведение, говорим об исторической эпохе. Но всегда делается акцент на вечные ценности, умение самостоятельно познавать мир и высказывать свое видение темы, образа, проблемы, затронутой автором того или иного произведения. И таким образом появляются уроки – презентации книги зарубежного автора (8-10 классы), презентации книги о войне (11 класс), презентации литературного направления (11 класс), работа «Концепт дома и семьи в русской литературе XIX-XX веков», что помогает обобщить материал, повторить систему образов разных произведений, уточнить информацию перед грядущими экзаменами.

Уже с 7 класса практикуется проведение промежуточной аттестации таким образом, чтобы были затронуты сквозные темы. Например, в текущем учебном году вниманию семиклассников были предложены контрольные вопросы такого плана: 1 – особенности раскрытия темы детства в произведениях писателей XIX и XX веков (по повестям «Детство» Л.Н. Толстого и М. Горького); 2 – какими предстают образы властителей в литературе XIX века («Песнь о вещем Олеге» и «Борис Годунов» А.С. Пушкина, «Песня про царя Ивана Васильевича...» М.Ю.Лермонтова, «Князь Серебряный» и «Михайло Репнин» А.К Толстого); 3 – что такое истинный патриотизм («Тарас Бульба» Н.В. Гоголя, «Легенда о Данко» М. Горького, «Михайло Репнин» и «Василий Шибанов» А.К. Толстого); 4 – для чего нужно милосердие («Кусака» Л. Андреева, «Юшка» А. Платонова); 5 – какие семейные ценности до сих пор не утрачивают актуальность («Повесть о Петре и Февронии Муромских», «Песня про царя Ивана Васильевича...» М.Ю. Лермонтова, «Тарас Бульба» Н.В. Гоголя); 6 – что заставляет человека совершать подвиги («Легенда о Данко» М. Горького, «Лапти» И. Бунина, «Русские женщины» А.Н. Некрасова). В своих работах учащиеся должны были обратиться минимум к двум источникам, выписать цитаты, обосновать их. Конечно, это кропотливый труд, многим учащимся было достаточно сложно, но отсутствие готовых ответов в интернете, необходимость самостоятельного прочтения текста многому научили наших гимназистов.

Эффектным завершением учебного года стала традиционная игра по литературе, которую ждут все обучающиеся гимназии. Она проводится по параллелям по итогам изучения как курса литературы (6, 7 класс), так и творчества отдельного писателя (5 класс по творчеству А.С. Пушкина, 8 класс – по творчеству И.С. Тургенева), а также по самым значимым произведениям отдельного курса (9 класс – «Евгений Онегин» А.С. Пушкина, «Герой нашего времени» М.Ю. Лермонтова, «Мертвые души» Н.В. Гоголя; 10 класс – «Гроза» А.Н. Островского, «Отцы и дети» И.С. Тургенева, «Война и мир» Л.Н. Толстого, «Преступление и наказание» Ф.М. Достоевского). За 2-3 недели до проведения игры командам раздается домашнее задание: представь, как бы выглядела страничка героя в сети «ВКонтакте», подготовь свой вариант озвучивания эпизода мультипликационного фильма, напиши оду литературе, создай свой вариант обложки и защити ее, создай рекламу книге (видеофильм или буктрейлер) и т.д.

Таким образом, систематическая работа всех преподавателей учреждения позволяет ребенку развивать свою индивидуальность, формировать азы научной деятельности и воспитывать осознанное отношение к процессу обучения, что мотивирует гимназистов и на получение качественного образования, и на формирование активной жизненной и гражданской позиции.


Kazanobr.ru. Электронный научно-методический журнал. © Copyright 2011-2017.

Казанский образовательный портал. Управление образования ИКМО г. Казани.

Сайт является средством массовой информации (СМИ). Свидетельство о регистрации Эл №ФС 77-61687

выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций