Использование возможностей музея в образовательном процессе

Харисов Фанит Фахразович, директор,
Гарафутдинова Ильсия Саляховна, заведующая библиотекой
МБОУ «Татарская гимназия №15» Кировского района г. Казани


Ввиду своей динамичности образовательный процесс требует постоянного усовершенствования. Наряду с внедрением новых образовательных технологий, современная школа стремится открыть учащимся многообразие способов освоения обучения. Одной из составляющих образовательного процесса является его осуществление в музейной среде. Геологический музей им. проф. В.Г. Халымбаджа, расположенный в стенах МБОУ «Татарская гимназия№15», как источник информации основан на наглядности прикладного материала и за 18 лет его существования стал эффективным фактором мотивации усвоения учебного процесса.

В современном обществе наблюдается рост внимания к музеям. Музей, являясь хранилищем памятников природы, материальной и духовной культуры, обладает предметной базой для обучения в виде музейных экспонатов, выставленных в экспозиции.

Геологический музей им. проф. Вячеслава Георгиевича Халымбаджа основан в 1999 году. История этого музея началась с того, что профессор В.Г. Халымбаджа читал факультативный курс геологии в гимназии, знакомя школьников с уникальным миром геологической науки. В процессе занятий выяснилось, что для полноценного учебного процесса был необходим наглядный обучающий материал. Основой первой постоянной экспозиции послужили личные образцы профессора В.Г. Халымбаджа, зачастую уникальные экспонаты. В дальнейшем к пополнению коллекции подключились и другие видные ученые института геологии и нефтегазовых технологий Казанского Федерального Университета. Со дня основания музея им руководит заведующая библиотекой гимназии Ильсия Саляховна Гарафутдинова.

Уникальные возможности Геологического музея заключаются в специфике музейной информации. Основной целью является создание единого профориентационного пространства в гимназии, оказание профориентационной поддержки обучающихся в процессе выбора профиля обучения и сферы будущей профессиональной деятельности.

Его основными задачами является:

- выявление наиболее способных и талантливых учащихся, оказание им помощи в выборе будущей профессии;

- широкое распространение и популяризация геологических знаний среди учащихся;

- воспитание умения наблюдать явления природы, обобщать выявленные факты, формирование навыков самостоятельного мышления и проведения исследовательской работы.

Деятельность геологического музея не ограничивается только музейной работой. Включение в учебный процесс элективного курса по геологии, а также определение в тематическом планировании гимназии музейных занятий расширяет возможности использования принципа наглядности, позволяя погружаться в мир изучаемого предмета.

В настоящее время работа с учащимися выделяется и в относительно самостоятельное направление музейной деятельности. Геологический музей – это центр, на базе которого ведется кружковая и научно-исследовательская работа, подготовка к олимпиадам и конференциям. При музее работает научное сообщество учащихся. Последние результаты говорят о высоком качестве работы: ученик 11 класса Гильманов занял II место во Всероссийской (XVIII Поволжской) научной конференции им. Н.И. Лобачевского по теме «Космические шарики», раздел «Геология», а также является лауреатом заочного тура Всероссийского конкурса достижений талантливой молодежи «Национальное Достояние России» и «АПК - молодежь, наука, инновации»). Команда гимназии стала призером всероссийской олимпиады по разным номинациям: 2005г. (Уфа), 2009г. (Ростовская область), 2011г. (Томск), 2013 г. (Казань).

В рамках работы геологического музея организуются полевые выезды для школьников:

• Изучение геологического разреза у с. Красновидово (Татарстан).

• Геологический памятник РТ стратотип Казанского яруса с. Печищи. 2009.

• Геологические памятники природы РТ «От устья Камы до города Тетюши» совместно с участниками геологического клуба г. Перми, 2011г., 2013-2016.

Сейчас основной источник пополнения фонда музея – это образцы и коллекции, которые привозят выпускники, выбравшие профессию геолога. Они работают в разных регионах России, и поэтому география коллекции музея весьма внушительная. Это и Урал, и Сибирь, и Дальний Восток, и даже Сахалин. Музей активно сотрудничает с минералогическим музеем им. А.А. Штукенберга Казанского Федерального университета и государственным музеем естествознания «Казанский Кремль».

Музейно-экскурсионные занятия в системе форм организации обучения позволяют создать наиболее благоприятные условия для роста качества обучения, положительной мотивации, познавательной самостоятельности школьников. В мотивации учебной деятельности акцентируется личностная значимость и самостоятельность учащихся, расширяются его возможности в умственной и практической деятельности.

В музее проводятся экскурсии для учащихся и учителей города и республики, семинары для учителей географии и истории. Так, в 2015-2016 гг. учителем И.В. Халымбаджа был проведен цикл семинаров по программе «Повышение качества преподавания географии с элементами геологии в условиях реализации ФГОС нового поколения».

Таким образом, организация учебного процесса в музейно-экскурсионной среде осуществляется в соответствии со специально разработанной комплексной моделью и программой развития гимназии.


Команда гимназии на олимпиаде «Юный геолог»




Изучение геологического разреза (полевые выезды)



Семинар на базе геологического музея



Участие в научных конференциях


Kazanobr.ru. Электронный научно-методический журнал. © Copyright 2011-2017.

Казанский образовательный портал. Управление образования ИКМО г. Казани.

Сайт является средством массовой информации (СМИ). Свидетельство о регистрации Эл №ФС 77-61687

выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций