Анализ проблем адаптации молодого учителя в школе

Гизатуллин Фаяз Ильдарович, директор МБОУ «Гимназия №10»
Авиастроительного района г. Казани


В последнее время мы часто говорим: «Молодые учителя – надежда и опора школы. За ними – будущее». Ожидания эти имеют свои основания: молодым предстоит долгая профессиональная жизнь. Но возникает вопрос: оправдаются ли эти ожидания? Сегодня к профессиональной деятельности учителя предъявляются повышенные требования независимо от его стажа и возраста. Ведь не секрет, что именно молодые учителя сензитивны к переменам и в меньшей степени оказывают сопротивление новшествам. В свою очередь, встаёт вопрос о необходимости разработки инновационной модели методической поддержки, способствующей профессиональному становлению молодого учителя.

Современная школа остро нуждается в молодых, талантливых, высококвалифицированных учителях, способных адекватно реагировать на изменение образовательной ситуации в стране, специфику педагогических систем, новые условия профессиональной деятельности. Современный учитель должен быть информирован о последних достижениях науки, держать руку на пульсе современности, постоянно совершенствовать средства и методы, используемые в учебном процессе.

Актуально также для руководителей образовательных учреждений в работе с кадрами создание условий для адаптации и закрепления молодых специалистов.

Другой аспект эффективной работы – развитие перспектив профессионального роста педагогов. Становление молодого специалиста как профессионала включает в себя этапы:

· начинающий педагог;

· педагог, имеющий стабильно высокие результаты;

· педагог - участник творческих конкурсов;

· педагог-мастер;

· педагог-организатор.

Каждый из этих этапов возможен при реализации творческого потенциала, посредством которого реализуются лидерские качества и стремление к самосовершенствованию. Все это возможно при ведении разных форм работы с молодыми педагогами. Это:

ü проведение психологических тренингов;

ü анкетирование в ходе повышения квалификации на модульных курсах;

ü трансляция и обобщение педагогического опыта;

ü посещение мастер-классов, открытых уроков или занятий и внеклассных мероприятий;

ü выступления на конференциях, семинарах, заседаниях методических объединений и на заседаниях различных общественных советов;

ü применение технологий педагогического проектирования;

ü разработка методических рекомендаций для молодых специалистов по повышению качества образования.

Необходимо признать, что в образовательных учреждениях не хватает перспективных молодых специалистов, педагогов, эффективно реализующих полученное профессиональное образование. Начиная профессиональную деятельность в образовательном учреждении, молодой педагог должен свободно владеть педагогическими технологиями такого типа, как диагностика, целеполагание, прогнозирование, методами и средствами педагогического воздействия, навыками организации различных видов деятельности учащихся, умением связывать личностный, дифференцированный и индивидуальный подходы в учебно-воспитательном процессе, а также преодолевать трудности в общении с обучающимися, родителями, коллегами и администрацией. Практика показывает, что не все молодые специалисты в состоянии самостоятельно решать поставленные перед ними задачи, и это причина того, что часть педагогов уходит из профессии.

В Республике Татарстан с 2011 года реализуется грантовый проект «Наш новый учитель». Из года в год растет количество участников, подавших заявки. Растут и требования к конкурсантам.

С целью изучения психолого-педагогических проблем при адаптации молодых педагогов был организован и проведен интернет форум, участниками которого стали молодые педагоги – обладатели гранта «Наш новый учитель». По результатам анализа ответов участников форума были выявлены наиболее актуальные проблемы.

Среди основных проблем, с которыми сталкиваются сегодня новые учителя, можно выделить следующие:

- Проблемы психологической адаптации в новом коллективе (орфография, пунктуация и стиль авторов сохранены):

«Самое сложное, наверное, это уловить "настроение" самой школы, уровень школы, учеников, коллектива. Первые дни бывшего студента на работе могу сравнить только с щенком, который не умел плавать, а его взяли и бросили в воду, имея только надежду на то, что выплывет - кругом не понятно, что творится. Такое состояние "преследует" еще где-то около месяца. Потом становится привычнее...».

«Сложность всегда есть, когда человек приходит в новый круг людей, коллектив. Так как всегда есть люди, которые отталкивают, а есть люди, которые на оборот помогают в любых трудностях...».

- Много работы с документами. Нехватка времени для подготовки к урокам:

«Трудности поначалу возникали из-за ОГРОМНОГО объема бумажной работы, которая по сути никак не способствует успешному проведению занятий...», Альбина М.

«...Основной трудностью же является документация - журналы, рабочие программы и прочее. Наличие большого объема документации мешает педагогам основательно подготовиться к своему уроку, т.к. требует много времени и внимания», Надежда Р.

- Повышенная утомляемость: «В начале моей трудовой деятельности я испытывала повышенную утомляемость и сниженную работоспособность (т.к. отсутствует личный кабинет и приходится проводить уроки в разных кабинетах), чувство тревожности перед директором, коллегами, классом. Это был процесс адаптации к новым условиям работы. Сейчас, понемногу привыкаю к своей деятельности, чувство тревожности пропало, работоспособность повышается.», Айгуль И.;

«Особых трудностей не возникало, но сначала чувствовалась утомляемость, в начале учебного года много документации», Фаягуль.

- Проблема дисциплины в старших классах: «Самым сложным было вести первые уроки в старших классах: ученики не серьезно воспринимали учителя, который выглядит как они сами. Однако после нескольких уроков барьер был снят и теперь каждый урок проходит в рабочей обстановке», Алсу.

«В начале своей педагогической деятельности столкнулся с рядом проблем: 1) дисциплина не на должном уровне, как хотелось бы; 2) не достаточная мотивированность учащихся к изучению предметов», Ильшат.

Большинство участников форума сошлись во мнении, что необходимо увеличение времени педагогической практики: «...Трудностей особых нет, атмосфера в данной школе была благоприятной. Начав работать учителем, я поняла, необходимость увеличения времени педагогической практики для студентов, будущих педагогов. Желательно ввести педагогическую практику с 2 курса», Айсылу.

«...На мой взгляд, было бы лучше и продуктивнее для студентов если бы практика в школах начиналась раньше, с курса второго», - Екатерина.

Также молодые учителя видят необходимость назначения опытного учителя-наставника для молодых учителей, который направлял бы их в начале трудовой деятельности: «...По моему мнению, молодого специалиста нужно прикрепить к опытному учителю-наставнику, который на самом деле будет помогать. Но эти проблемы решаемы, так что все хорошо!», Йолдыз.

На вопрос «Новый учитель в новой школе. Каким он должен быть? Взгляд молодого специалиста. (Миссия. Ответственность. Права. Обязанности.)» участники форума дали следующие ответы:

«Новый учитель в школе должен быть энергичен, легким на подъем и не должен игнорировать любые затеи, новшества», Айгуль.

«...новый учитель, учитель школы нового поколения, должен, в первую очередь, быть человеком - любящим свою работу, т.к. без этого не будет желания делать что-то интересное, внедрять новое. Учитель должен расширять учебные программы, т.е. не сухо пересказывать материал, а добавлять новое, пользоваться дополнительными источниками, каждый урок, снова и снова заинтересовывать учеников», LeraMiller.

«Современный учитель – это профессионал, владеющий комплексом качеств, которые способствуют успешной передаче знаний. Когда надо, он артист, художник, потребуется – писатель, певец», М. Эльмира.

«Новый учитель - это современный, творческий, всегда и везде успевающий человек. Он должен быть коммуникабелен и отзывчив, чтоб хорошо влиться в пед.коллектив. Он должен быть эрудирован и артистичен, чтоб хорошо влиться в коллектив учащихся», Анна.

«...новый учитель, во-первых, должен быть прекрасным специалистом в своей области: отлично владеть предметом, знать особенности методики преподавания, специфику психологических черт младшего поколения. Уроки такого учителя должны строиться особым образом, преподавателю необходимо не только научить ребенка основам изучаемого предмета, но и привить любовь к нему... Во-вторых, учитель должен быть увлечен своей профессией: стремление к самообразованию, повышению своей квалификации являются необходимым условием успешной деятельности современного преподавателя», Штырлина Е.Г.

Также участники проекта высказали пожелания по организации курсов по переподготовке для учителей без педагогического образования, а для молодых учителей проведение ежемесячных семинар-тренингов по преподаваемому предмету и методике преподавания: «Пожелания в дальнейшем по курсам переподготовки. Проводите курсы ДО начала учебного года, когда есть время и смысл учиться. А то полгода уже проработали, ничего не понимая и разбираясь во всем самостоятельно (ну и при помощи коллег), а потом едешь и учишься тому, чему на собственном опыте уже научился!», Альбина.

«...вот хочется, чтобы были курсы какие-нибудь в начале августа, как только грантовик узнаёт, что победил ... и вот эти 2 недельки поучить его ЗАПОЛНЯТЬ ЖУРНАЛ, ЗАПОЛНЯТЬ ЭЛЕКТРОННЫЙ ЖУРНАЛ, РАССКАЗАТЬ ПРО ТО, ЧТО ЕСТЬ МЕТОДИЧЕСКИЕ ОБЪЕДИНЕНИЯ В ШКОЛАХ, ПРО УЧЕБНЫЕ ПРОГРАММЫ И Т.Д.», Anastasia

«Было бы хорошо, если бы "грантовиков" сразу же отправляли на необходимые для них обучающие курсы!!» - М. Лейсан.

«Хотелось бы предложить, чтобы нам ежемесячно устраивали мастер-классы лучшие педагоги республики. Таким образом мы набрались бы опыта. Также благоприятное воздействие оказывала бы организация различных курсов. Хотелось бы обрести профессиональные навыки, но без примера, обучения это невозможно сделать», - Эльвира.

Иногда у молодых специалистов возникают проблемы, связанные с распределением учебной нагрузки, с повышенной нагрузкой для начинающего учителя. К сожалению, некоторые директора школ в первый год работы молодого учителя назначают его классным руководителем в так называемом трудном классе, объясняя это производственной необходимостью. Это приводит к тому, что молодой специалист, не справляясь с возложенными на него должностными обязанностями, уходит из школы. Уходит не потому, что профессионально непригоден, а потому, что напряжение его внутренней жизни не может быть постоянным.

Между тем в современной школе остро востребованы образованные и нравственные педагоги, способные к сотрудничеству, отличающиеся мобильностью, динамизмом, конструктивностью, обладающие развитым чувством ответственности за воспитание подрастающего поколения, умеющие самостоятельно принимать решения в ситуации выбора. Конечно, молодому учителю нелегко в начале профессиональной деятельности, но мудрая пословица гласит: «Дорогу осилит идущий». Чтобы процесс адаптации начинающего педагога прошел успешно, многое зависит от администрации школы, которая должна помнить: плохой хозяин выращивает сорняки, хороший - рис, умный возделывает почву, дальновидный растит помощников. Хороший руководитель всегда готовит и воспитывает смену.


Kazanobr.ru. Электронный научно-методический журнал. © Copyright 2011-2017.

Казанский образовательный портал. Управление образования ИКМО г. Казани.

Сайт является средством массовой информации (СМИ). Свидетельство о регистрации Эл №ФС 77-61687

выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций