Реализация этнокультурного компонента в городской гимназии

Помыкалова Лариса Петровна, директор,
Бачева Татьяна Сергеевна, заместитель директора
муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения
«Гимназия №75» Московского района г. Казани


Сегодня как никогда актуальной является такая функция образовательного учреждения, как научить людей жить вместе: выпускник должен уметь сотрудничать с людьми различных национальностей, рас, вероисповеданий.

Важно воспитывать у ребенка толерантность, искоренять предвзятые представления о людях другой национальности, поэтому мы должны перейти к осуществлению этнокультурного и этнопедагогического диалога в образовательном пространстве.

Феномен этнокультурного образования является сложным педагогическим явлением, интегрирующим в себе проблемы изучения этнокультуры и ее интерпретации в процессе образования. Это требует взаимодействие различных наук (разных ветвей педагогики, этнологии, фольклористики, культурологии, философии).

В педагогической культуре России имеется несколько подходов к решению проблемы этнокультурного образования:

- этнофилологический — через развитие этноязыка и в целом через совершенствование языковой компетенции;

- этнохудожественный — через углубление внимания к народной художественной культуре в процессе образования;

- этнокультурологический — через познание этнокультуры в ее системной целостности;

- этнопедагогический — через этнопедагогизацию учебного процесса;

- регионоведческий — через краеведение с различной степенью глубины и широты его этнокультурной проблематики в образовании,

- культурологический — через познание этнокультуры как части цивилизационной культуры.

Этнокультурное образование требует разработки и уточнения его содержания на разных этапах становления личности, методов и технологий реализации, совершенствования этнокультурной компетентности и подготовки учителя для его осуществления, разработки программного и учебно-методического оснащения.

Крайне актуален, но наименее разработан в педагогике системный подход к проблеме этнокультурного образования. А ведь именно системный подход может объединить различные пути решения проблемы этнокультурного образования и способствовать поиску конкретных механизмов, педагогических технологий, направленных на приобщение личности к этнокультуре как многомерному целостному явлению и к пониманию ее в системе развития исторической вертикали и пространственной горизонтали полиэтнического взаимодействия.

МБОУ «Гимназия №75» на протяжении последних 10 лет реализует идеи этнокультурного образования. В нашем понимании это означает создание такой системы обучения и воспитания, которая базируется на основе культурного и лингвистического многообразия, сочетает современный уровень технической, информационной оснащенности образования с традиционными культурными ценностями.

Основным условием реализации данной идеи является разработка Программы развития учреждения. Учитывая проблемы и позитивные наработки образовательных организаций с этнокультурными компонентами России и Республики Татарстан, нами в настоящее время разработана и принята к реализации вторая Программа «Моделирование образовательной среды гимназии на основе целевых проектов в условиях поликультурной социально-этнической среды города». Она стала продолжением программы «Формирование гражданственности на основе культуры, традиций и обычаев родного народа».

Мы считаем, что городскую этнокультурную среду можно рассматривать как развивающий потенциал в области межкультурных процессов. Нужно отметить, что традиционные этнические культуры здесь не умирают, а, наоборот, развиваются в условиях открытых взаимосвязей.

Кроме того, городская среда как сложно организованное, многоуровневое интегративное единство постоянно формирует новые культурные традиции. Также можно выделить устоявшиеся формы отношения к природе, взаимодействия в обществе, формы управления, традиционно-культурные представления о себе как личности и социальном субъекте, о структуре общества и пр.

Направления Программы развития, учитывая позитивный эффект проектов, стартовавших в гимназии на предшествовавших этапах её развития, предполагают включение в сферу проектной этнокультурной и этнологической деятельности гимназии администрации, учёных, учителей, учащихся, родителей, а также неформальных молодёжных и подростковых объединений, общественных организаций, этнических диаспор, находящихся в городе Казани. Такой союз представляет главный потенциал для эффективного развития системы непрерывного образования гимназии.

Программа исходит из необходимости создания в образовательной среде гимназии условий для осознанного мировоззренческого выбора и этнокультурной идентификации каждым обучающимся. Он должен иметь полное представление о различных путях воплощения человеческой мысли, культуры и веры. Такая модель ученика учитывает социально-культурные особенности среды Московского района Казани.

Построение, апробация, отработка и распространение подобной модели — основная стратегическая и методологическая цель МБОУ «Гимназия №75» как инновационного центра моделирования образовательной среды гимназии на основе целевых проектов в условиях поликультурной социально-этнической среды города.

Основными концептуальными подходами в проектировании и реализации Программы развития являются междисциплинарный, проектный, средовой и этнокультурный подходы. Взаимосвязь подходов можно представить следующим образом:

· Междисциплинарный и проектный подходы формируют методологическую основу технологий этно-экологического подхода.

· Этнокультурный подход определяет содержательное наполнение проектного подхода.

· Средовой подход дает возможность моделирования культурно-географического пространства г. Казани как системы взаимовлияющих друг на друга социокультурных, в том числе этнокультурных, сред, прямо влияющих на формирование личности ребёнка — учащегося гимназии.

При создании Программы развития ставились следующие задачи:

- обновление содержания образования в соответствии с современными требованиями общества и специфики образовательного учреждения, его национально - культурных, экологических, социальных и других особенностей;

- формирование концептуально-содержательного перехода образовательного учреждения в новое состояние гимназии с инновационным профилем моделирования образовательной среды на основе целевых проектов в условиях поликультурной социально-этнической среды города как вариативной, диалогичной, толерантной, способной воспитать подлинную гражданственность и патриотизм;

- совершенствование воспитательной системы как целостного социального организма;

- профессиональное развитие учителей и педагогического коллектива;

- привлечение родителей, общественности к решению задач по совершенствованию деятельности гимназии как общеобразовательной организации с инновационным профилем.

Для достижения поставленных задач в соответствии с направлениями Программы развития гимназии разработаны и будут реализованы следующие целевые проекты:

1. Новое качество образования (совершенствование нормативно-правовой базы внедрения ФГОС, обеспечение финансово-экономического развития, модернизация материально-технического обеспечения, совершенствование внутришкольной системы оценки качества образования).

2. Кадры нашей новой гимназии (оптимизация методических, кадровых, организационных, сетевых ресурсов, обеспечивающих повышение качества педагогической и управленческой деятельности).

3. Одаренные дети (адресное сопровождение и поддержка талантливой молодежи)

4. Формирование здоровьесберегающего образовательного пространства (обеспечение совершенствования структуры и процесса управления системой здоровьесберегающих технологий, организация мониторинга здоровья, привлечение возможностей социальных и педагогических партнеров школы к реализации здоровье сберегающих программ, воспитание культуры здорового образа жизни).

5. Социальное партнерство(внедрение моделей взаимодействия образовательного учреждения и семей, обеспечивающих информационную прозрачность и обратную связь, вовлечение родителей в образовательный процесс и управление гимназией, разработка и реализация модели государственно-общественной оценки деятельности Гимназии).

6. Образование в интересах устойчивого развития (УУД - познавательных, личностных, регулятивных, коммуникативных), обеспечивающих владение ключевыми компетенциями, составляющими основу умения учиться, получать и применять новые знания на практике

7. От прошлого – к настоящему (история и тенденции изменения этнокультурной среды г. Казани: от первых поселений до наших дней).

8. Город, культура, современность (профессиональные субкультуры: различные «слои общества», определяемые фактором принадлежности к профессиональной деятельности и соответствующей социальной группе («рабочие семьи», «интеллигенция», «чиновники», «начальники и управленцы» и пр.), молодёжные субкультуры в пространстве современной городской среды, «дворовая культура»: детские и молодёжные «субкультуры двора»)

9. «Время, вперёд!» (этнокультурная среда города и района завтра: как изменится город и микрорайон? Наиболее вероятные пути изменения и факторы влияния).

Предлагаемые целевые проекты являются среднесрочными по длительности, социальными по типу и инновационными по виду.

Программа развития гимназии предполагает систему интеграции общего и дополнительного образования. Разработка и реализация Программы на 2016 — 2020 годы является частью стратегии развития школы с 2003 года.

Концептуальные положения Программы имеют чёткую практическую направленность на конечный результат — подготовка молодого поколения к жизни в принципиально новых экономических, социокультурных и социально-политических условиях.

Новые возможности развития образовательного учреждения с этнокультурным компонентом школы получили после введения федеральных государственных образовательных стандартов. Этнокультурная составляющая в содержании образования имеет широкое общественное, межкультурное, международное и образовательное значение. Она обеспечивает связь процессов социализации, социально-психологической адаптации, социокультурной интеграции личности обучающегося с его потребностями в осознании культурных корней, психологически прочных родственных связей, стремление к познанию и освоению мира.



Список литературы

1. https://infourok.ru/realizaciya_etnokulturnogo_komponenta_v_shkole-502735.htm

2. http://sch1400z.mskobr.ru/


Kazanobr.ru. Электронный научно-методический журнал. © Copyright 2011-2017.

Казанский образовательный портал. Управление образования ИКМО г. Казани.

Сайт является средством массовой информации (СМИ). Свидетельство о регистрации Эл №ФС 77-61687

выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций