Реализация государственного двуязычия в образовательных учреждениях г. Казани

Хидиятов Ильнар Рузалович,
заместитель начальника Управления образования г. Казани,
кандидат филологических наук


С принятием закона «О государственных языках РТ и других языках в РТ», были сформированы правовые основы для создания целостной системы изучения государственных языков в образовательных учреждениях.

В системе образования г. Казани работа по созданию условий для обучения и воспитания детей на родном языке ведется в соответствии с Программой развития образования в г. Казани на 2015-2017 годы, Программой по укреплению гражданского согласия в г. Казани на 2014-2018 годы, а также на основе других законодательных актов. Кроме того, в марте текущего года принят на 2017-2020 годы план реализации Концепции развития национального образования в Республике Татарстан до 2030 года.

В уставах всех образовательных организаций указаны полные наименования на русском и татарском языках, вывески всех школ и детских садов оформлены на двух государственных языках. В учебном плане школ выделено равное количество часов на изучение государственных языков, а также разработаны учебные планы для школ с родными языками обучения, с этнокультурным компонентом содержания образования.

Для реализации запросов населения в Казани функционируют 40 школ с татарским языком обучения, 128 школ с русским языком обучения, 19 школ с русским этнокультурным компонентом, школа с еврейским этнокультурным компонентом содержания образования, многонациональная воскресная школа. 87 из 324 детских садов ведут воспитательный процесс на татарском языке. Начиная с 2010 года в Казани было построено 79 новых детских садов. Из них 26 – с татарским языком воспитания и обучения.

В Казани, как и Республике Татарстан, особое внимание уделяется изучению родных и государственных языков с раннего детства. Для ребенка дошкольного возраста характерна отличительная черта – гибкость языка, которая способствует усвоению второго языка без затруднений. Сегодня актуально не столько обучать второму языку, сколько создавать условия для реализации стратегии полилингвального развивающего обучения. Управлением образования г. Казани проводится большая методическая работа по повышению профессионального уровня педагогов, работающих с детьми на двух государственных языках. Организована работа методических объединений педагогов, обучающих детей татарскому языку и работающих в детских садах и группах с татарским языком воспитания и обучения. Проводятся проблемно-практические семинары для заведующих татарскими детскими садами и воспитателей, организуются смотры-конкурсы на лучшего воспитателя по обучению татарскому языку, на лучшую творческую лабораторию, кабинетов татарского языка и др.

Все дошкольные учреждения работают с новыми учебно-методическими комплектами по обучению детей двум государственным языкам. Каждое учреждение имеет учебные материалы, технические средства обучения, что облегчает работу специалиста по обучению детей татарскому языку и всего педагогического коллектива. Существенной поддержкой в обучении государственным языкам является республиканский грант «Лучший билингвальный детский сад» обладателями которого в 2017 году стали 4 учреждения города..

В самое ближайшее время сегодняшние воспитанники детских садов придут в школы. И здесь необходимо соблюсти преемственность, исходя из того, что детский сад стал первым этапом общего образования.

В школах города работают более 1200 учителей татарского и более 700 учителей русского языка и литературы. Только совместная работа учителей словесников в тесной связи друг с другом открывает широкие возможности в воспитании поликультурной личности на основе взаимодействия национальных культур, взаимообогащения языков и взаимопроникновения традиций. Результаты педагогов на конкурсах профессионального мастерства подтверждают этого. Ежегодно в рамках городского конкурса «Учитель года» определяются лучшие учителя татарского языка, которые достойно представляют наш город на Всероссийском конкурсе учителей родных языков. В 2017 году учитель татарского языка и литературы гимназии №20 Советского района Галиева Гульназ Шамилевна стала победителем конкурса.

Совместно с Министерством образования и науки Республики Татарстан мы работаем над созданием нового проекта по тьюторскому сопровождению педагогов, работающих в русскоязычных аудиториях. Тьюторы – сами педагоги, учителя татарского и иностранных языков, которые используют новые методические разработки и технологии при обучении татарскому языку и добиваются хороших результатов. Сегодня идет апробация новых технологий по обучению татарскому языку по технологии Мещеряковой В.Н., Максимова Н.В. и УМК «Сэлам».

Очень важно предоставлять педагогам и детям возможность общения в языковой среде. Ежегодно проводятся городские предметные олимпиады на татарском языке. В последние годы в них участвуют не только учащиеся татарских школ. Это хороший показатель работы школ с русским языком обучения, подтверждающий, что в наших школах оба государственных языка изучаются на высоком уровне. Ежегодно в городе проводятся конкурсы кабинетов русского и татарского языков. 6 учащихся города стали победителями и призерами международной олимпиады по татарскому языку, 23 учащихся города стали победителями международной олимпиады по русскому языку.

Все выпускники 9-х классов проходят государственную итоговую аттестацию по русскому и татарскому языкам в форме единого тестирования. Результаты ЕГЭ учащихся города по русскому языку традиционно выше республиканских и общероссийских показателей. На республиканских олимпиадах по русскому языку и литературе команда г. Казани ежегодно занимает призовые места.

В городе накоплен богатый опыт работы школ с русским этнокультурным компонентом. Этнокультурный компонент дает возможность более полно представить богатство национальной русской культуры, уклад жизни народа, его историю, язык и литературу, традиции, социальные нормы поведения, духовные цели и ценности. Развитие этнокультурного образования осуществляется через интеграцию этнокультурного компонента в содержание традиционных предметов (например, таких, как история, география, литература), а также во внеучебную (через работу кружков, воскресных школ, фольклорных коллективов, музейной педагогики, и.т.д.) и исследовательскую деятельность.

Одним из важных направлений работы является научно-методическое сопровождение инновационных образовательных проектов, которое осуществляет информационно-методический отдел Управления образования. На Казанском образовательном портале зарегистрированы 68 виртуальных методических объединения, в них - более 4500 педагогов. Регулярно издается электронный журнал «Kazanobr», на страницах которого регулярно обсуждаются вопросы изучения государственных языков. В образовательном пространстве города профессиональными объединениями учителей русского и татарского языков реализуется инновационный проект «Формирование профессиональной культуры педагога на основе интегрированного подхода», 15 школ, включая национальные гимназии, стали пилотными площадками реализации Национальной программы поддержки и развития чтения. Также в городе создано региональное отделение Всероссийской ассоциации учителей русского языка и литературы.

Воспитать человека интеллектуально, не воспитав его нравственно – значит вырастить угрозу для общества. Наш город сам по себе является огромным ресурсом духовно-нравственного воспитания, это заложено в исторических корнях народов, проживающих на его территории. Мы должны не только дорожить, но и всемерно использовать и развивать воспитательное пространство города.

Важную роль в формировании нравственности, патриотизма и гражданственности играют школьные музеи. Сегодня в школах города работают 175 музея. Они, являясь частью истории и культуры народа, края, в котором мы живем, воспитывают у детей чувство гордости за своих соотечественников, героев, за свою родную землю. Необходимо обратить особое внимание на развитие системы школьных музеев, расширение сотрудничества образовательных учреждений с учреждениями науки и культуры, институтами гражданского общества.

Особое внимание заслуживает деятельность многонациональной воскресной школы, которая тесно взаимодействует с Ассоциацией национально-культурных обществ республики. В этой школе родной язык и культуру изучают дети 18 народов. В рамках реализации городской программы по укреплению гражданского согласия совместно с Домом дружбы народов реализуется проект «Уроки дружбы и согласия». Визитной карточкой города стали конкурсы «Татар кызы», «Татар егете», «Добрый молодец», «Красна девица». На высоком уровне проводятся мероприятия, посвященные Дню родного языка и Дню славянской письменности.

Хорошие результаты обучения появляются лишь тогда, когда согласуются усилия педагогов и родителей. Научить детей и подростков уважать культурные и духовные ценности своего народа, осознать себя гражданином своего Отечества, наследником его великой истории, культуры, традиций – главная задача которую мы ставим перед педагогом, воспитателем и родителем.



Kazanobr.ru. Электронный научно-методический журнал. © Copyright 2011-2017.

Казанский образовательный портал. Управление образования ИКМО г. Казани.

Сайт является средством массовой информации (СМИ). Свидетельство о регистрации Эл №ФС 77-61687

выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций