Слово главного редактора

Управление образованием на основе инновационных проектов и программ

Система образования – это приоритетная сфера, которой отводится важная роль в формировании и развитии человеческого капитала. Наша цель - создать гибкую, конкурентоспособную и социально ориентированную муниципальную систему образования, способную отвечать на вызовы времени и обеспечивать инновационное развитие города.

Важным условием развития муниципальной системы образования является «Программа развития образования на 2015-2017 годы», которая учитывает современные тенденции, изложенные в Федеральной целевой программе развития образования на 2016 - 2020 годы, Стратегии развития образования Республики, Стратегии развития Казани - 2030, других основополагающих документах в сфере образования.

В основу развития системы образования положены такие принципы, как открытость образования к внешним запросам, привлечение общества к активному диалогу и непосредственному участию в управлении образованием, переход на современные образовательные технологии, адресность инструментов ресурсной поддержки и комплексный характер принимаемых решений.

Качество и доступность остаются главными показателями развития системы, на повышение которых ежегодно город направляет более половины своего бюджета.Комплексный подход позволяет обеспечить оптимальную сеть дошкольного, общего и дополнительного образования, адаптированную к потребностям и запросам населения.

Первая ступень системы образования – дошкольное образование. О значимости дошкольного образования много говорить не надо. Именно с детского сада дети начинают по-настоящему знакомиться и осваивать окружающий мир. И от того, как пройдет эта встреча, во многом будет зависеть становление их личностей и развитие.

Несколько лет продолжается в Казани «бэби бум». Президент Российской Федерации поставил задачу– до 1 января 2016 года обеспечить детей от трех до 7 лет местами в детских садах.Решению этой задачи способствовала Республиканская Дорожная карта по ликвидации очередности в детские сады, по которой за пять лет в городе построено более 70 детских садов и обеспечено местами более 11 тысяч детей. Сегодня охват дошкольным образованием составляет 75%. Но проблемной зоной остаются микрорайоны города массовой застройки.

Дорожная карта также нацелила нас на создание новых моделей дошкольного образования (частно-государственные, семейные детские сады, детские сады при школах и т.п.) и создала новые условия для воспитания дошкольников и подготовке их к школе.

В дошкольном образовании в последнее время произошли существенные изменения и в учебно-методическом процессе. Внедрены новые программы, стало больше открываться профильных групп. Наши детские сады стали базовыми площадками по вопросам качества образования и реализации ФГОС ДОО. Одно из главных направлений деятельности детских садов - создание для каждого ребёнка индивидуального образовательного маршрута. По-новому мы стараемся подойти к проблеме преемственности детского сада и школы. Заведующий детским садом должен быть умелым менеджером, отвечающим за качество предоставляемых услуг, показателями которого является не только посещаемость воспитанниками детского сада, но и состояние территорий, рост мастерства педагогов, работа с родителями и многие другие параметры.

Следующая ступень системы образования - общеобразовательный процесс в школах. Сеть общего образования в Казани достаточно вариативна: гимназии, лицеи, школы с углубленным изучением отдельных предметов, общеобразовательные школы и вечерние.Многообразие типов и видов образовательных учреждений позволяет в целом выполнить главную задачу - обеспечить доступность качественного образования для всех слоев населения, независимо от места проживания, социального статуса и материальных возможностей.

Любые изменения на школьном уровне: введение новых федеральных государственных стандартов, ликвидация второй смены, результаты Единого государственного экзамена – остро воспринимаются в обществе, ведь практически каждая семья связана со школой. Ключевой задачей последних лет стало внедрение новых стандартов. Их введение потребовало системной перестройки содержания образования, всего уклада школьной жизни, внедрения новых образовательных технологий. Происходит поворот от школы передачи знаний к школе, проектирующей творческие способности личности. Проектная и исследовательская деятельность детей стали ведущими видами, восстанавливаются и воспитательные функции школы. Наш девиз - «Школьные знания – для реальной жизни».

Каждая школа и каждый учитель нуждаются во «взгляде со стороны», во внешней экспертной оценке своей деятельности. По-разному можно относиться к ЕГЭ: отвергать, критиковать качество контрольно-измерительных материалов или саму идею и способы ее реализации. Однако на сегодня его итоги – это независимая оценка качества образования. Из года в год казанские выпускники показывают результаты знаний выше республиканских и средне российских показателей практически по всем предметам учебного плана.

Традиционно в начале учебного года Московский центр непрерывного математического образования при информационной поддержке "Социального навигатора" МИА "Россия сегодня" и "Учительской газеты" при содействии Минобрнауки РФ готовит перечень 500 лучших образовательных организаций (ТОП-500), которые продемонстрировали высокие образовательные результаты. По итогам 2015/16 учебного года в ТОП-500 вошли 12 казанских школ, а лицей №131 входит в ТОП-25 лучших школ России. Согласно республиканскому рейтингу в списке 100 лучших школ Республики - 36 школ Казани.

Открытие городского центра одаренных детей, системная работа педагогов, сетевое взаимодействие школ с вузами, создание индивидуальной образовательной траектории через вариативные модели образования дают свои результаты. Несколько лет подряд казанские школьники по итогам Всероссийских олимпиад занимают третье место, уступая лишь Москве и Санкт-Петербургу. Благодаря победам наших школьников на международных олимпиадах по математике, физике, химии, информатике,Казань стала узнаваемой на международной интеллектуальной арене.

Победители олимпиад и их учителя получают гранты мэра г. Казани И.Р.Метшина. Деятельность муниципалитета по поддержке талантливой молодежи и высокие результаты в олимпиадном движении была отмечена грантом Министерства образования и науки Республики Татарстан в размере одного миллиона рублей. Это помогло нам организовать стажировки команд школьников Казани в лучших олимпиадных центрах России,пригласить известных тренеров страны на мастер-классы,организовать повышение квалификации учителей, работающих с одаренными детьми.

Качественное образование основывается на сохранении культурно-исторических традиций. «…Общество лишь тогда способно ставить и решать масштабные национальные задачи, ….когда в стране хранят уважение к родному языку…..», - сказал Президент России В.В.Путин. Сеть национальных учреждений образования Казани постоянно развивается: детские сады с татарским языком воспитания, школы с татарским языком обучения, школы с этнокультурным русским, еврейским компонентом, Центр образования «Многонациональная воскресная школа», Центр национального образования на базе гимназии №2 Московского района. В детских садах внедряются новые УМК, воспитатели, не владеющие татарским языком,проходят переподготовку. Растет популярность городских предметных олимпиад на татарском языке.Смотром лучших практик по обучению государственным языкам является конкурс «Лучший билингвальный детский сад». 15 казанских детских садов стали ресурсными центрами по освоению технологий развития полилингвальной личности ребенка.

Дальнейшее развитие национальных школ предопределяет Концепция развития национального образования Республики Татарстан.

Формируя интеллект наших детей, мы отдаем безусловный приоритет формированию духовных ценностей.

Юбилей Победы в Великой отечественной войне 1941-1945 гг. стал ключевым в развитии военно-патриотического и гражданского воспитания. Искреннее внимание к ветеранам войны, возрождение традиций тимуровского движения, участие в патриотических акциях – вот неполный перечень проведенных дел и действующих проектов. Подготовка к празднованию юбилея Победы дала стимул для развития музейной педагогики. Теперь во всех школах работают музеи или музейные экспозиции. Этот ресурс является основополагающим в работе по профилактике экстремизма и ксенофобии в подростковой среде. Учитывая вызовы времени, совместно с родителями мы несем огромную ответственность за то, чтобы наши дети не стали легкой добычей сект и экстремистских организаций. С принятием муниципальной Программы по укреплению гражданского согласия в г. Казани происходит перезагрузка нашей работы с семьей, представителями традиционных религиозных конфессий, молодежными и другими общественными организациями.

Огромную нравственную составляющую несет благотворительная деятельность. Стали традиционными весенняя и осенняя недели добра, помощь детским домам, больным детям, ветеранам, пожилым людям и другие.

С 1 сентября 2016 года введен федеральный государственный стандарт для детей с ограниченными возможностями здоровья. В рамках госпрограммы «Доступная среда» в Казани 61 образовательная организация адаптирована для обучения таких детей.Мы должны продолжить подготовку участников образовательного процесса к работе в условиях инклюзии, осуществлять повышение квалификации и переподготовку кадров.

В системе дошкольного образования города коррекционно-развивающие услуги оказываются за счет развитой сети групп компенсирующей и комбинированной направленности. Успешно апробируются новые формы взаимодействия с родителями детей с особыми потребностями в развитии. Все большую популярность приобретают консультационные пункты, где родители неорганизованных детей с особыми образовательными потребностями могут получить индивидуальную профессиональную консультацию по вопросам воспитания и развития детей. На сегодня создано и успешно работают четыре таких пунктов. Организован постоянно-действующий семинар для педагогов специализированных групп на тему «Современные коррекционно-педагогические технологии в работе с детьми с ОВЗ». На протяжении ряда лет эффективно работает Центр лечебной педагогики и дифференцированного обучения. Педагогическим коллективом реализуются образовательные проекты: «Анималотерапия», «Зоотерапия», «Лечебно-верховая езда», «Агротерапия» и другие. Центр тесно сотрудничает с учеными кафедры детских нервных болезней при Казанском государственном медицинском Университете. На базе детского сада-новостройки №12 Ново-Савиновского района г. Казани продолжает работу центр «Лекотека».

Третья ступень системы образования - дополнительное образование. Создавая условия для раскрытия способностей наших детей, особая роль отводится учреждениям дополнительного образования.Их в Казани функционирует 49 с охватом более 71 тысячи воспитанников. Сегодня учреждения дополнительного образования внедряют в свою работу принципиально новые практики. Прежде всего, они связаны с развитием технического творчества детей, робототехники. На базе пяти школ города созданы ресурсные центры технологического образования.Развитию новых направлений работы способствует муниципальная Программа профессиональной ориентации.Инновационная модель профориентации связана с открытием в Казани двух инженерных лицеев и движением WorldSkills. В 2019 году Казань примет международный чемпионат WorldSkills, и мы уверены, что наши юниоры поднимутся на высшие ступени пьедестала.

Все возможности нашего 1000-летнего города используются для приобщения детей к уникальной культуре. Идет реализация проектов «Уроки музыки с оркестром», «Музей-школе», «Культурный дневник первоклассника»и другие. Наш город интересен для миллионов людей, которые приезжают сюда учиться, работать или в качестве туристов. Культурный человек создает облик города. Он с глубоким пониманием относится к традициям своего народа, к произведениям культуры предыдущих поколений. Культурный человек никогда не разрушит памятник, не сожжет книгу, не уничтожит картину. Наоборот, он защитит прошлое, а значит настоящее и будущее, - верой, силой, умом. Такими мы видим наших учеников.

Нравственное и физическое здоровье - две стороны одной медали. Казанское образование ориентировано на трансформацию образовательной среды в здоровьесберегающую. Решение о размещении спортивных площадок на территории школ, их шаговая доступность в корне изменило отношение детей к спорту и повысило стремление массово включаться в спортивную жизнь. Внедрение комплекса ГТО - направление, над которым работают все казанские школы.Проведение в Казани различных спортивных мероприятий европейского и мирового уровней способствует активному развитию волонтерского движения среди школьников. У нас появились школьные чирлидинг-команды. Все это - неоценимый опыт воспитания школьников.

Успех в любом деле зависит от кадрового потенциала. Качество кадров должно соответствовать качеству образования и приводить к изменению качества школьной жизни.

В городе сложилась система работы по повышению престижа педагогического труда. Для педагогов созданы все условия для непрерывного профессионального развития. Каждый пятый казанский педагог имеет высшую квалификационную категорию. Ежегодно более 3,5 тысяч педагогов проходят курсы повышения квалификации. Более 7,5 тысяч педагогов были охвачены тренингами в рамках трехлетнего международного проекта«Совершенствование качества преподавания в Республике Татарстан» с участием сингапурской компании Еducare.

Гранты и конкурсы стали эффективными инструментами поощрения лучших педагогических практик и достижений. Каждый 10 казанский учитель (12%) - грантополучатель, победитель или призер профессиональных конкурсов.

За последние несколько лет победители и призеры городского конкурса «Учитель года города Казани» в различных номинациях становились победителями республиканского этапа конкурса и представляли нашу республику в России. Также Абсолютными победителями республиканского конкурса «Учитель года» в течение 7 лет становились учителя г. Казани. А в 2016 г. Филатов Иван Александрович, учитель истории и обществознания гимназии №90 Советского района, став Абсолютным победителем, представлял республику на российском конкурсе и вошел в пятнадцать лучших учителей России.

Одним из ключевых направлений кадровой политики является работа с руководителями. Введены конкурсные процедуры формирования резерва на должности руководителей образовательных учреждений. 99% руководителей прошли профессиональную переподготовку по программе «Менеджмент в образовании». Реализуются муниципальные проекты для руководителей образовательных организаций по ознакомлению с лучшими управленческими практиками как на базе инновационных школ города, так и за рубежом - в Великобритании, Казахстане, Китае, Германии, Болгарии. Делегации из 39 регионов России в течение года приезжали в Казань для изучения опыта работы муниципальной системы образования.

Уровень инновационного развития наших учреждений ежегодно получает высокую оценку на республиканском и федеральном уровне. Победителями Российского конкурса «Школа – лаборатория инноваций» в 2016 году стали Центр образования №178 Советского, школа №35 Приволжского районов и Управление образования г. Казани. Ежегодно казанские директора школ становятся призерами Российского конкурса «Директор года» -в 2016 году А.И.Шамсутдинов, директор школы №165 Ново-Савиновского района занял 2 место.

Развитие информационной среды обеспечило новые условия для открытости и доступности образовательного процесса. Школы используют электронные дневники и журналы, имеют свои сайты и интернет-приемные. Все это вывело образовательные организации на новый уровень, способствующей современному развитию и стремлению делать школьную жизнь прогрессивной, удобной, динамичной.

В рамках проекта по созданию единой муниципальной информационно-образовательной сети работает Казанский образовательный портал (http://kazanobr.ru), который объединил в себе функции информационно–методического ресурса, социальной сети профессиональной направленности для педагогов и официального сайта Управления образования г. Казани. На портале размещены блоги педагогов и методистов, нормативные документы, объявления, новости, методические разработки, планы уроков, ссылки на сайты лучших педагогических практик города, республики и России. Одной из наиболее важных задач портала является формирование профессионального сообщества учителей города Казани. На портале функционируют виртуальные методические объединения(ВМО). Это альтернативная форма методических объединений учителей-предметников, воспитателей детских садов и др. работников образования. Число зарегистрированных пользователей портала постоянно увеличивается. Сегодня их уже более 7,5 тысяч. Казанский портал зарегистрирован как средство массовой информации (Эл №ФС 77-61687). На его страницах выпускается электронный научно-методический журнал «KAZANOBR.RU», в котором публикуются материалы авторов не только нашего города, но и республики, России и зарубежных стран.

Таким образом, хотелось бы отметить, что система образования Казани - динамично развивающаяся отрасль, в которой трудятся ответственные педагоги и руководители с высоким уровнем профессиональной компетентности. Ежедневно в мире и стране происходят события, существенно меняющие содержание образовательного процесса, технологии и методику обучения. Казанская система образования готова к этим изменениям и к реализации инновационных проектов и программ различного уровня.

Ильсур Гараевич Хадиуллин, начальник Управления образования ИКМО г. Казани, к.п.н.,
Заслуженный учитель Республики Татарстан


Kazanobr.ru. Электронный научно-методический журнал. © Copyright 2011-2017.

Казанский образовательный портал. Управление образования ИКМО г. Казани.

Сайт является средством массовой информации (СМИ). Свидетельство о регистрации Эл №ФС 77-61687

выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций