Профессиональная компетентность педагога как необходимое условие достижения нового качества образования в условиях внедрения Федерального государственного образовательного стандарта

Галина Викторовна Тарасова,
методист ИМО Управления образования г.Казани, к.п.н


«Кто постигает новое, лелея старое, тот может быть учителем...»
(Конфуций)

Сегодня высокое качество образования - один из факторов успешно¬го процесса преобразования российского общества. В чём состоит это качество образования? И как повысить качество образования? Насколько эффективным оно было, есть и будет? Многие учёные и практики искали пути решения обсуждаемой проблемы не одно десятилетие. Данная про¬блема остаётся предметом обсуждения и в настоящее время.

Качество образования не постоянная категория. Оно зависит от времени, запросов общества.

Модель оценки качества образования в соответствии с новыми государственными стандартами предполагает оценку нескольких составляющих:

• создаваемые условия;

• реализация образовательного процесса, включая образовательные программы, качество деятельности учителя;

• образовательные результаты учащихся.

Цели и задачи ФГОС определены в Стратегии социально-экономического развития России до 2020 года и Национальной образовательной инициативе «Наша новая школа»: «От стандартов, содержащих подробный перечень тем по каждому предмету, обязательных для изучения каждым учеником, к требованиям, какие результаты должны продемонстрировать дети, какие условия должны быть созданы в школе для достижения этих результатов».

Преобразования российского общества в целом и школы в частности обусловили изменение требований к ученику. Возник спрос на выпускника, имеющего соответствующие ценностные ориентации, способного брать на себя ответственность, принимать решения, критически относиться к явлениям природы, быстро реагировать на запросы, извлекать пользу из опыта.

Но какие бы реформы не проходили в системе образования, в итоге они замыкаются на конкретном исполнителе – школьном учителе, который должен обладать необходимым уровнем профессиональной компетентности, так как именно педагог является основной фигурой при внедрении в практику работы школ различных инноваций, успешной реализации в новых условиях, поставленных перед ним задач.

По итогам проведённого опроса 89,5% респондентов основным фактором из предложенных двенадцати главным носителем качества образования назвали Учителя, его уровень профессионализма, компетентности, коммуникабельности, толерантности, интеллигентности.

Какие проблемы испытывали и испытывают педагоги города при введении и реализации ФГОС? Приведём некоторые сравнительные данные исследований, проведённых в 2012 году на начальном этапе и в период введения и реализации ФГОС в 2015, 2016 годах (по результатам проведённых анкет для выявления профессиональных потребностей и достижений педагогов).

Так, на вопрос «Что необходимо Вам как педагогу для успешной работы в условиях нового стандарта?» учителя в основном предъявляли требования к созданию необходимой материально – технической базы; отмечали потребность в обучении на курсах повышения квалификации по проблемам внедрения ФГОС, организации научно-практических семинаров, направленных на получение теоретического и практического опыта по применению новых технологий системно-деятельностного подхода, обмена опытом работы среди практикующих учителей. Остро ставился вопрос об обеспечении школ учебниками, методическими пособиями для учителя. Лишь в нескольких анкетах педагогами были отмечены профессиональные затруднения, такие как применение технологий и форм работы, нацеленных на достижение нового качества образования (прежде всего, личностные и метапредметные результаты). Позднее выяснилось – не было чёткой ориентации в решении задач, поставленных перед учителем. Шёл процесс переосмысления нового.

С целью оказания методической помощи педагогам в городе был проделан огромный фронт работы: лекции с приглашением специалистов, методические, теоретические семинары, семинары-практикумы, индивидуальные и групповые консультации, позднее - коуч-сеты. Опытом работы по внедрению и реализации ФГОС, особенно на первых этапах, делились педагогические коллективы школ №33,39,78,135,141, гимназии №6,96,152.

В помощь заместителям директоров, педагогам были подготовлены методические рекомендации по созданию рабочих программ по 14 учебным предметам, методическое пособие «Новые стандарты: урок в 5 классе (проектирование и реализация).

Что же сегодня? Выясняется, что вопросов не уменьшилось, а прибавилось. Но пришло осознание возлагаемой ответственности на плечи педагогов. По новым стандартам учитель отвечает за личностные, предметные, метапредметные результаты.

В базовом документе «Фундаментальное ядро содержания общего образования» подчёркивается, что «процессы глобализации, информатизации, ускорения внедрения новых научных открытий, быстрого обновления знаний и появления новых профессий выдвигают требования повышенной профессиональной мобильности и непрерывного образования».

Совершенствование учительского корпуса - одно из направлений образовательной инициативы «Наша новая школа».

Формирование новых подходов к образованию невозможно без изменения самого учителя, его качественной подготовки, мобильности, без его постоянного профессионального роста. Модернизация системы образования в России выдвигает вопросы формирования профессиональной компетентности педагога на одно из ведущих мест.

Что такое «компетенция»? Если кратко, то при оценке персонала под компетенцией понимают формальные требования к личностным и профессиональным качествам сотрудников.

Компетентный – от латинского competens – соответствующий, способный, осведомлённый, являющийся признанным знатоком в каком-нибудь вопросе (из толкового словаря Ушакова).

Компетентность учителя – это синтез профессионализма (специальная, методическая, психолого-педагогическая подготовка), творчества, (творчество отношений, самого процесса обучения, оптимальное использование средств, приёмов, методов обучения) и искусства (актёрство и ораторство).

Механизмы развития профессиональной компетентности педагога: обучение на курсах повышения квалификации, работа в ШМО, РМО, ГМО, творческих группах, педагогических мастерских, мастер-классах, предметных декадах; активное участие в педсоветах, семинарах, конференциях, участие в различных конкурсах, в исследовательских работах, создании собственных публикаций, обобщение и распространение опыта; аттестация, творческий отчет, использование современных методик, форм, видов, средств обучения и новых технологий, анализ, самоанализ деятельности и другие.

В современных условиях только активная жизненная позиция, повышение профессионального мастерства помогает педагогу обеспечить одно из главнейших прав обучающихся – право на качественное образование.

В наши дни учитель должен сочетать фундаментальность профессиональных базовых знаний с новым мышлением и практико-ориентированным исследовательским подходом к разрешению конкретных педагогических проблем, необходимость формирования личности творческой, ответственной, устойчивой к стрессам, способной предпринимать конструктивные и компетентные действия в различных жизненных ситуациях.

Формирование профессиональных компетенций, ключевых компетенций будет успешным, если педагог будет сам работать над своим образованием, саморазвитием, самореализацией.

Как мы видим, и сегодня существует необходимость продолжения научно-методического сопровождения введения и реализации ФГОС, развития взаимодействия участников этого процесса, активизации обучения учителей начальной, основной школы по вопросам и реализации компетентностного подхода, результативности обучения. Поэтому городской проект «Реализуем ФГОСы» продолжает действовать.

Деятельность методической службы города направлена на создание системы работы с педагогами с целью оказания им комплекса адресных, дифференцированных услуг, используя возможности городского проекта «Школа молодого учителя» (далее ШМО), городских методических объединений (далее ГМО), виртуальных методических объединений (ВМО) учителей-предметников, обучающих, научно-практических, методических семинаров, круглых столов, тренинга «Преобразование обучения для XXI века» в рамках сингапурского проекта «Совершенствование качества преподавания в Республике Татарстан», мастер-классов учителей – победителей ПНПО, конкурсов «Алгарыш», «Наш лучший учитель», «Учитель-эксперт», «Учитель-наставник», консалтинговых центров, другие.

Вступивший в силу с 1 января 2011 года Федеральный закон от 8 ноября 2010 года № 293-ФЗ расширяет сферу компетенции и ответственности образовательных учреждений, возлагая на них обеспечение функционирования системы внутреннего мониторинга качества образования. Создание и обеспечение функционирования системы внутреннего мониторинга качества образования следует рассматривать как её обязанность, а не её право. В связи с этим на заседаниях ГМО учителей-предметников рассматривались вопросы оценивания планируемых результатов, на занятиях в Школе молодого учителя - вопросы мониторинга планируемых результатов.

Предметом обсуждения на заседаниях ГМО, занятиях в ШМУ, семинарах учителей иностранных языков, физической культуры, преподавателей-организаторов ОБЖ стали следующие вопросы: современная концепция преподавания учебных предметов, изменение содержания образования с целью повышения качества знаний обучающихся, оптимальная интеграция образовательных программ предметов, существующих для повышения качества их усвоения; изучение и оценка личностных, предметных, метапредметных результатов школьников в соответствии с требованиями ФГОС, поиск индивидуальных форм работы по выявлению и поддержке одаренного школьника, творческого развития потенциала обучающихся, система работы учителя по подготовке учащихся к олимпиадам, ОГЭ, ЕГЭ, а также вопросы развития критического мышления, использования инновационных технологий обучения, выявления проблем, поиска новых форм обучения и воспитания обучающихся и другие. Особое внимание было уделено современному уроку: структуре, целеполаганию, этапам и методам.

В текущем учебном году на семинарах был представлен опыт работы школ №67 Кировского, №№113,132, №№72,167 Советского, лицея №117 Ново-Савиновского районов по различным направлениям реализации ФОГС. Занятия для молодых учителей физической культуры на базе школы №18 Вахитовского, физической культуры и преподавателей ОБЖ – школ №81 Кировского, №161 Советского районов, учителей иностранных языков на базе школы №33 Авиастроительного района, ИМО Управления образования становятся поистине (по мнению учителей) школой познания нового, передового.

Молодые учителя стали участниками мастер-класса “Assessment Ladies First” (Оценивание знаний самого учителя), который провела Каушанская А.У., учитель английского языка МБОУ «Лицей-интернат№7» Ново-Савиновского район; тренинга «Смешанное обучение как инструмент эффективного мониторинга на уроках иностранного языка (Using Blended Learning as an Effective Assessment Tool)», проведённого Колесниковым Д.П., учителем английского языка МБОУ «Лицей-интернат №2» Московского района, экспертами предметной региональной комиссии по английскому языку. Занятия проходили на английском языке, где отрабатывались профессиональные компетенции учителя, совершенствовались знания в области английского языка.

К актуальной форме повышения профессиональной компетентности педагогов сегодня относят конкурсы профессионального мастерства, педагогические конкурсы, игры-соревнования среди педагогов, приоритетными задачами которых являются не только повышение профессиональной компетентности, но и развитие инициативы творчески работающих учителей, диссеминация опыта работы лучших педагогов города, повышение престижа профессии «Учитель». В ходе проведения мастер-классов, игр отрабатываются предметные, коммуникативные, культурологические, информационные компетенции. Здесь мы можем говорить и о компетентности разрешения проблем.

Конкурсы направлены на развитие творческой деятельности педагогов по обновлению содержания образования с учетом новых федеральных государственных образовательных стандартов и федерального закона «Об образовании в Российской Федерации», поддержку инновационных технологий в организации образовательного процесса, рост профессионального мастерства педагогических работников, утверждение приоритетов образования в обществе.

Важно помнить о связи обучения и развития ребенка. Развитие следует понимать как появление новообразований в психике ребенка, не заданных напрямую обучением, а возникающих в результате внутренних, глубинных интеграционных процессов. Отсюда неизбежно сотрудничество учителя со школьным психологом и родителями.

Важный аспект по развитию личности - определение зоны ближайшего развития - метод диагностики способностей, понимаемых как способы деятельности. Согласно положению Л.Выгодского уровень умственного развития ребенка характеризуется двумя показателями: 1) что ученик в состоянии выполнить самостоятельно; 2) что может выполнить только с помощью учителя.

Общее развитие ребенка - основа успешного овладения программным, учебным материалом. Для этого важным является богатство содержания образования (обогащение программ, предметов согласно учебному плану), расширение и углубление изучаемого материала; изменение соотношения значимости изучаемых предметов. Каждый предмет направлен на общее развитие, предоставление возможности учащимся работать самостоятельно.

Содержание образования должно строиться на совокупности дидактических принципов, отборе методов и инновационных технологий обучения, направленных на общее и интеллектуальное развитие ученика.

К этому должны быть готовы учителя, главные носителя содержания образования. Меняются позиции учителя и ученика. Учитель становится наставником, помощником, координатором.

В основе стандарта – ориентир на личность социальную, культурную, конкурентоспособную, мотивированную к познанию, способную презентовать собственные результаты. Архи важная задача - воспитать гражданина России, привить у школьников любовь к родине, семье.

Учитель-профессионал является определяющим фактором в системе обучения и воспитания школьников. Ему предъявляются повышенные требования: глубокие знания соответствующих концептуальных моделей, использующихся в обучении для разных возрастов детей, умение грамотно выбрать учебный материал, умение правильно оценивать успехи детей. Кроме этого, мы не забываем, что школьники больше тянутся не столько к учителю, который хорошо знает свой предмет, сколько к знающему свой предмет учителю, умеющему научить, интеллигентному, чуткому, внимательному, способному вести диалог с учащимися, соответствовать укладу школьной жизни.

Непрерывному росту профессиональной компетенции педагогов способствует умение использования инновационных технологий, активных форм проведения занятий, что способствует повышению интереса обучающихся к изучению учебных предметов. Умению применять конкретные технологии учимся на заседаниях ГМО, занятиях ШМУ.

Сегодня высокоэффективными и творческими являются информационные технологии, а создание всемирной компьютерной сети интернет открыло доступ к мировым образовательным ресурсам.

Обратимся сначала к технологии проектной деятельности, которая и в наши дни остаётся актуальной. Ежегодно повышается интерес к использованию в работе проектной деятельности (92% от общего числа учителей в текущем учебном году). Технология подготовки и использования проектной деятельности была представлена Быковой О.В., Чабак Л.М., учителями английского языка школы №9 Ново-Савиновского района; вопросы развития творческого потенциала учителей в работе с одарёнными детьми Кафтанюк И.Н., заместителя директора по учебной работе, учителя немецкого языка гимназии №36 Авиастроительного района, методического сопровождения педагогов в работе по развитию творческого потенциала учащихся Тарасовой Г.В., методиста ИМО Управления образования г.Казани и других были представлены на международной конференции «Одарённость и её развитие» в 2016 году, опубликованы в научном педагогическом и психологическом журнале «Непрерывное педагогическое образование».

В педагогической практике работы учителей школы №9 использование кратковременных проектов (проекты к уроку) и долговременных (итоговый годовой проект). Учащиеся, которые занимаются на продвинутом уровне (одаренные дети), могут изменить траекторию написания проекта по своему усмотрению. При этом используется дифференцированный подход. Такие проекты решают задачи метапредметности в учебном процессе.

Широко используется языковой портфолио. Содержание языкового портфолио учащихся соответствует содержанию Европейского языкового портфеля. ЕЯП выполняет следующие функции: социальная, педагогическая, повышает ответственность школьников за учёбу. Эта функция соответствует задаче Совета Европы: способствовать развитию автономности учащегося в изучении языков на протяжении всей жизни.

В ряде общеобразовательных организаций (школы №№1,9,18,89, лицей-интернат №2) стала использоваться Case-технология. Составляется индивидуальный план и собирается кейс, который включает в себя: учебник, рабочая тетрадь, мультимедийный видеокурс, список дополнительных грамматических материалов, книг для домашнего чтения, CD-диски, перечень сайтов для дополнительного изучения материала. По мере прохождения материала учителя общаются через Skype, электронную почту.

Молодые учителя учились использовать информационные платформы: Plickers, Kahoot, ZipGrade. Plickers – это приложение, которое позволяет мгновенно оценить ответы всего класса и упростить сбор статистики, провести мониторинг обученности. Оно работает с QR кодами. Приложение используется учителем на планшете или смартфоне, в связке с ноутбуком или компьютером. Камерой планшета или телефона учитель сканирует поднятые детьми карточки с QR Kahoot. Школьники могут отвечать на созданные учителем тесты с мобильных телефонов, планшетов, ноутбуков, где есть выход в интернет. Уроки с использованием таких платформ позволяют вовлечь в процесс обучения всех без исключения детей. Школьники свободно высказывают своё мнение. Они сами создают тесты, викторины для своих одноклассников. У детей появляется уверенность в своих силах, интерес к получению новых знаний.

К образовательным технологиям, отвечающим современным требованиям, может быть отнесена и квест-технология, которая используется в школе №112. Истоки разработки технологии связаны с созданием и применением Web-квестов в образовательных целях Б. Додж и Т. Марча (США, 1995 г.). Квест – это новая форма как обучающих, так и развлекательных программ, которая позволяет ребятам полностью погрузиться в происходящее. Данную технологию можно отнести к игровым.

Использование инновационных технологий способствует совершенствованию профессионального мастерства учителя, повышению качества обучения школьников.

Стандарт общего образования – это принципиально новый взгляд на то, каким мы хотим видеть будущего выпускника средней общеобразовательной школы. В основе стандарта – ориентир на личность социальную, культурную, конкурентоспособную, мотивированную к познанию, способную презентовать собственные результаты.

Спецификой работы каждого учреждения образования предусматривается разнообразие, взаимопроникновение и взаимозависимость деятельности учителя и ученика. Важнейшей отличительной особенностью современного подхода к определению методов обучения является кардинальное изменение позиции учителя и ученика в учебном процессе. Школа не должна научить на всю жизнь – школа должна научить учиться всю жизнь и эффективно использовать полученные знания на практике.

Со стороны ученика это выражается в повышении уровня самостоятельности в обучении. Степень самостоятельности в работе учащихся определяется целями обучения, уровнем запланированного усвоения знаний на уроке, сложностью учебного материала, уровнем подготовленности к восприятию получаемой учебной информации, оцениванием результатов.

Определить личностный рост ученика достаточно трудно. Как выпускник школы определился в жизни (профессиональной, интеллекту¬альной, нравственной, личной и т.д.) - ни это ли качество обучения учени¬ка?

Социализация личности позволяет человеку адаптироваться к услови¬ям жизни, к современному внешнему миру, в то же время - сохранять свою индивидуальность, своё «Я».

Результаты деятельности учителя определяются результатами обучения и воспитания школьников.

Свою готовность к реализации нового качества образования в условиях внедрения Федерального государственного образовательного стандарта учитель видит в дальнейшем повышении своего профессионального мастерства, профессиональной компетентности.

Обучаясь сами, учителя делают всё возможное, чтобы дать школьникам достойное качество образования, расширить их кругозор, предоставить возможность для их самореализации, самосовершенствования.

Именно учителя помогают школьникам взрослеть, приобретать опыт, найти своё место в жизни, стать достойными гражданами своей страны.

В этом и происходит реализация образовательной и воспитательной функций школы, учителя как посредника между ребёнком и обществом.


Kazanobr.ru. Электронный научно-методический журнал. © Copyright 2011-2017.

Казанский образовательный портал. Управление образования ИКМО г. Казани.

Сайт является средством массовой информации (СМИ). Свидетельство о регистрации Эл №ФС 77-61687

выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций