Формирование и развитие управленческой культуры молодого руководителя…

Ирина Александровна Николаевская, старший методист Информационно-методического отдела Управления образования г.Казани,
Роза Зарифовна Шарипова, методист Информационно-методического отдела Управления образования г.Казани, Заслуженный учитель школы РТ


Любое человеческое знание начинается с интуиции,
переходит к понятиям и завершается идеями.
И.Кант

Сегодня на всех уровнях власти говорят, что Новой школе нужен руководитель нового типа, обладающий высоким уровнем развития управленческой компетентности, обеспечивающим выполнение очень многих функций, среди которых: прогнозирование развития, управление качеством и изменениями, выявление и поддержка инноваций, управление своим временем и временем педагогов. Эти проблемы стоят перед любым руководителем и тем более перед молодым…

В школу пришел новый директор… Это нерядовое событие непременно затронет внимание всех: учителей, учеников, родителей. Насколько грамотный, компетентный управленец к ним пришел, грядут ли изменения в сложившейся, размеренной спокойной жизни школы.

Волнуется и вновь назначенный руководитель… Как его встретит коллектив педагогов, сможет ли он оправдать их лучшие ожидания, сможет ли стать лидером коллектива и повести его за собой, сможет ли услышать голос каждого учителя и каждого ученика и, наконец, сможет ли он реализовать свои мечты о новой школе. Не секрет, что кто-то занимает директорский кабинет, имея выстроенную модель новой школы, а кто-то заходит в новый кабинет весь в сомнениях, раздумиях, неуверенный в том, что все у него получится.

Молодые директора очень уязвимы: приняв школу, они оказываются перед огромным количеством проблем, решение которых требует тех навыков, которые у молодого директора еще не сформированы. И далеко не всегда у него есть наставник, к которому можно обратиться за помощью. Казалось бы, система подготовки управленческих кадров разработана: каждый директор проходит курсы по подготовке к деятельности в новых условиях. Но сейчас уже не возникает сомнений, что существующая система подготовки директоров с помощью только курсов повышения квалификации работает недостаточно эффективно. Люди проходят такую подготовку, пишут итоговую работу, возвращаются в школу… и все забывают, продолжая просто выполнять указания сверху, не проявляя самостоятельности. Минимум, что пытаются сделать молодые директора, создать административную команду, но чтобы решать проблемы качества образования, необходимо иметь профессиональный коллектив педагогов. А для этого необходимо разработать модель профессионального роста учителя, используя различные виды мотивации и стимулов.

Одна проблема влечет за собой другую. Школа сама теперь формирует свою финансовую базу, но молодые директора еще недостаточно владеют навыками хозяйственной деятельности. В оперативное управление отдана материально-техническая база, но если нет ресурсов, все будет ветшать и рушиться. Школа имеет право предоставлять дополнительные платные образовательные услуги, получать благотворительные деньги, но без умения вести хозяйственную деятельность здесь не обойтись. Проблемы финансирования образовательного процесса, наполнения школы учениками, лицензирования и аккредитации, выстраивания сотрудничества с родителями, организация условий для предпрофильной подготовки и профильного обучения учащихся на вариативной основе, внедрение федеральных государственных образовательных стандартов – требуют от молодого руководителя их оперативного решения.

Кого чаще всего назначают директорами? … успешных учителей-предметников, из которых не всегда получаются успешные директора. Чтобы стать хорошим директором, нужно обладать вполне специфической компетентностью управленца в сфере образования. Современный директор школы должен решать главную задачу – обеспечивать опережающий характер образования: ставить задачи, которые важны сегодня и станут еще более важными завтра, и находить пути их решения. Ведь в чем различие эффективной успешной школы и мало эффективной? Эффективной принято называть школу, которая может обеспечивать «повышение жизненных шансов» всем своим ученикам, то есть создавать такую среду, в которой все ученики вне зависимости от того, каковы их возможности и проблемы, включая проблемы семьи, получают возможность для максимальных достижений и благополучного развития. Поэтому молодой руководитель школы и должен четко понимать, какую школу он хочет создать вместе с педагогами, учениками и родителями.

Любую школу можно совершенствовать. Для этого надо принять всего четыре управленческих решения:

- назвать проблему,

- предположить результат,

- выстроить траекторию движения к нему,

- не опускать руки.

И самое главное, управлять образовательной организацией должен креативный руководитель, руководитель-лидер, любящий школу, способный прогнозировать и проектировать развитие, управлять качеством и изменениями, выявлять и поддерживать инновации, создавать развивающую предметно-пространственную среду для воспитания и обучения детей.

В рамках методического сопровождения профессионального роста молодых директоров вот уже три года функционирует «Школа молодого руководителя», организованная методическим отделом Управления образования г. Казани. Основная задача Школы - оказывать методическую поддержку профессионального становления молодого директора. Достигнуть необходимого профессионального роста позволяют некоторые используемые формы наставничества:

- трансляция опыта работы успешных директоров ОО;

- организация встречи с учеными, специалистами, методистами Управления образования по различным управленческим проблемам;

- инициирование практического показа деятельности руководителей ОО на демонстрационных площадках;

- стимулирование самообразования молодого руководителя ОО;

- подготовка сборников методических рекомендаций.

Рассмотрим некоторые программы занятий, составленные на основе мониторинга потребностей молодых руководителей. За три года проведено 12 занятий, в содержании которых были рассмотрены следующие заявленные проблемы:

- эффективный менеджмент;

- развитие кадрового потенциала;

- эффективные модели и механизмы выявления, сопровождения и поддержки одаренных детей;

- финансирование образовательного процесса;

- вопросы трудового законодательства и другие.

Практический опыт управленческих решений, управленческий инструментарий решения многих проблем был показан в ходе мастер-классов на семинарах-тренингах руководителей казанских школ. Молодые директора с большим вниманием, профессиональным интересом принимали участие в мастер-классе «Имидж образовательной организации», который провела директор школы №33 Н.Ш. Шаяхметова. Нелля Шамильевна рассказала о путях становления успешной школы, формировании коллектива единомышленников, раскрыла управленческий инструментарий для реализации творческих проектов. В ходе работы фокус-групп («Социальный капитал образовательной организации», «Платные услуги: правовой аспект», «Инклюзивная школа: задачи и реальность», «Работа с родителями», «Новые формы коммуникаций - новые возможности и риски») молодые директора познакомились не только с практикой управления по этим вопросам, но и с теми духовными ценностями, которыми дорожат в «Школе радости», а это - профессионализм и открытость, гармония и ответственность, духовность и забота, уважение к личности ребенка, учителя, родителя.

Главный редактор научно-методического журнала "Директор школы" Константин Ушаков, встречаясь с директорами, часто говорит: "Главные ученики в школе – это учителя". И это хорошо понимают опытные директора: если будет хороший учитель, значит, будет хорошая школа, и всем ученикам в такой школе хорошо.

Как же создать такую школу? Какие секреты помогают директору руководить школой? Эти вопросы вновь и вновь поднимали молодые руководители образовательных организаций города на очередном занятии в «Школе молодого руководителя», которое прошло в гимназии №90, еще одной демонстрационной площадки. «Мотивационный менеджмент» в управлении качеством в организации: возможности и риски», об этом вела разговор директор Закирзянова Гульсина Данановна. Управленческая команда гимназии, используя активные формы наставничества, провела содержательные мастер-классы и тренинги с молодыми директорами ОО по самым разным проблемам управления, среди которых были

- «Начни с себя или как эффективно управлять организацией» (Закирзянова Г.Д);

- «Инструменты обеспечения качества в аналитической деятельности руководителя» (Фатхуллина Л. Р., заместитель директора по учебной работе);

- «Из опыта применения технологий «мотивационного менеджмента» в управленческой модели внутришкольной системы повышения профессиональной компетенции педагога» (кураторы проблемных групп).

Особый интерес молодых руководителей вызвал круглый стол «Культура управленческого труда», во время которого они смогли рассказать о своих первых шагах руководителя, задать наболевшие вопросы и получить профессиональные ответы, советы для креативного решения проблем от опытного директора, а также найти совместное решение проблемы в ходе мозгового штурма участников семинара.

Общеизвестно, что качество системы образования не может быть выше качества работающих в ней педагогов. Эти слова можно соотнести и с каждой школой, и системой образования в целом.

Для реализации Программы развития, обеспечения социального заказа общества нужны профессионально подготовленные учителя. У каждой школы свое видение, своя модель развития профессиональной компетентности педагога. Это нормально, т.к. все дороги все равно приведут к намеченной цели. О модели развития профессиональной компетентности педагога делилась опытом работы директор школы №141 Гиматутдинова Ирина Львовна: нестандартное содержание программы, использование активных форм обучения и сотрудничества через работу стажерских пар, педагогический квест, тренинг, Педагогический вернисаж, Педагогический театр (заседание методического совета). Все эти активные формы работы продемонстрировали эффективное управление решения кадровых проблем, продуманную, системную работу управленческой команды.

Разработка Программы развития для каждой школы сугубо индивидуальна. Методические рекомендации «Программа развития образовательной организации», подготовленные методистами Управления образования г.Казани, стали необходимым теоретическим и практико-ориентированным материалом в помощь руководителю ОО по разработке Программы. К слову сказать, методические семинары по этому направлению деятельности и положили начало муниципальному проекту «Школа молодого руководителя», ставшему столь востребованным и профессионально полезным для молодых директоров. Практические шаги в этом направлении, алгоритм деятельности руководителя и всей управленческой команды, возможности избежать ошибок, присущих молодому директору, работающему над Программой, проектирование желаемой педагогической системы, обо всем этом рассказывала А.М.Каплан, директор школы №64 Московского района.

В данной статье представлено методическое сопровождение развития молодого руководителя по направлению «Эффективный менеджмент», с привлечением демонстрационных площадок успешного управленческого опыта. Надеемся, что он будет полезен широкому кругу молодых управленцев, которые могут более детально изучить успешный управленческий опыт директоров при непосредственном общении. С более широким спектром эффективного управленческого опыта можно познакомиться в методических сборниках, выпущенных Управлением образования ИКМО г.Казани за последние три года, «Управление изменениями в образовательной организации», «На пути к мастерству», «Моделирование профессионального развития педагога как ресурс повышения качества образования».

По известному утверждению Адольфа Дистервега, «Развитие и образование ни одному человеку не могут быть даны или сообщены. Всякий, кто желает к ним приобщиться, должен достигнуть этого собственной деятельностью, собственными силами, собственным напряжением». Пожелаем каждому молодому директору как можно быстрее стать компетентным руководителем, создавшим собственную модель успешной школы.


Kazanobr.ru. Электронный научно-методический журнал. © Copyright 2011-2017.

Казанский образовательный портал. Управление образования ИКМО г. Казани.

Сайт является средством массовой информации (СМИ). Свидетельство о регистрации Эл №ФС 77-61687

выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций