Технология подготовки обучающихся к ЕГЭ по английскому языку

(из опыта работы ШМО учителей английского языка МБОУ «Школа №89» Ново-Савиновского района)

Ахметгалиева Венера Гильмутдиновна, учитель английского языка,
руководитель ШМО учителей английского языка МБОУ «Школа №89»


Любой экзамен – это испытание не только для учеников, но и для учителей. Роль учителя при подготовке к экзамену очень важна, потому что только правильно разработанная учителем система подготовки к экзамену является залогом успешной сдачи экзамена учеником. Учителя школьного методического объединения нашей школы стараются делать всё возможное для того, чтобы учащиеся освоили технологии подготовки к ЕГЭ по иностранному языку. Ежегодно на заседании ШМО учителя английского языка анализируют документы, которые содержат информацию о содержании и структуре ЕГЭ:

- кодификатор элементов содержания по английскому языку для составления КИМ ЕГЭ;

- спецификаторы экзаменационных работ для выпускников 11-ых классов общеобразовательных учреждений;

-демонстрационные варианты КИМ по английскому языку, с особым вниманием к критериям оценивания.

Каждый год в первую неделю сентября в 10-11 классах проводится тестирование учащихся по всем видам речевой деятельности (аудирование, говорение, чтение и письмо), что помогает выявить пробелы в знаниях за курс обучения учащихся в 5-9 классах. Результаты проведённого тестирования обсуждаются на заседании школьного методического объединения, выявляются пробелы, определяем чёткий алгоритм работы по подготовке школьников к ЕГЭ. Работа ведётся по каждому разделу с учётом специфики предмета.

Раздел «Грамматика и лексика»

Этот раздел чаще всего вызывает затруднения при выполнении заданий ЕГЭ в процессе обучения и при итоговом тестировании. Для отработки заданий этого раздела нами используются упражнения:

v​ На употребление правильных форм глаголов

·​ Complete using the correct form of the verb in brackets.

·​ Complete the definition using your own ideas.

·​ Each sentence given below contains a mistake. Find the mistake and correct it.

·​ Write a phrasal verb in the correct form to replace the words in italic. Add any words you need.

v​ Hа словообразование (Word Formation)

·​ Use the word given in capitals at the end of each proverb to form a word or a proper tense of a verb that fits it.

·​ Use the words given in capitals at the end of each line to form a word that fits in the gap in the same line.

·​ Complete the sentences by changing the form of the word in capitals when this is necessary.

v​ На множественный выбор (Multiple Choice)

·​ Read a passage about his life. For questions 1 – 5, choose the best answer from the suggested. Put a circle round the number of the best answer.

·​ Complete the sentences using one of the words above

·​ Match the phrasal verbs in list A with their meaning in list B.

·​ Complete the sentences using the correct form of one of the phrasal verbs above

·​ Underline the odd word in each group. Say why it is different

В обязательном порядке с первых занятий вводится правило RTT (Read The Task). Учителя объясняют, что нужно быть внимательным в прочтении заданий - именно на этом этапе ученики могут потерять баллы. Также учим не выполнять задания сразу: перед заполнением пропусков стоит прочитать весь рассказ, не обращая внимания на недостающие слова. Что же даст такой подход? Ребята думают и приходят к тому, что такой подход даст возможность найти в тексте подсказку и более успешно справиться с заданием. В качестве упражнений для использования видовременных форм глагола используются связные тексты, помогающие понять характер действий и время, к которому они относятся. Такие тексты помогают прослеживать логику и последовательность событий, даже если в предложении отсутствует наречие времени.

Задания на словообразование вызывают затруднения у многих учащихся. Как же снять проблему? Для того чтобы им было легче справиться с такими заданиями, учим заполнять таблицу с частями речи. Тем самым расширяем лексический запас слов.

Nouns

Adjective

Verb

Adverb

Place

Person

Gerund/ thing



government

governor

governing/government

governmental

govern

governmentally

-

politician

-​ / politics

political

politicise

politically

Учащиеся заучивают слова из таблицы, затем получают задание придумать предложения с каждой частью речи, чтобы запомнить их. Для предоставления учащимся возможности практиковать словообразование, учителями активно используется технология «Незаконченное предложение». Ученикам предлагается прочитать начало предложения и, используя нужную форму слова, продолжить его. Начало предложений весьма неопределённо, поэтому ребята могут завершить его на своё усмотрение.

Раздел «Аудирование»

Раздел «Аудирование» требует наличия умений слышать и выделять наиболее важную информацию. В ЕГЭ включены задания, которые проверяют сформированность умений следующих видов аудирования:

Задание 1: Понимание основного содержания прослушанного текста. Цель: выделить важную информацию, игнорируя второстепенное.

При выполнении данного вида аудирования, мы объясняем, что учащиеся не услышат точно такие же слова, как в утверждениях 1-7. Если они видят в ответах те же слова, что и в самом прослушиваемом тексте, то это, скорее всего, неправильный вариант (ловушка).

Задание 2: Понимание в прослушанном тексте запрашиваемой информации. Цель: понять запрашиваемую информацию; определить основную тему общения.

Важно научить детей внимательно читать утверждения A–G перед началом прослушивания, так как учащийся, не дочитав утверждение до конца, может сделать неправильный вывод.

Задания 3- 9: Полное понимание прослушанного текста.

Цель: полное, точное и быстрое понимание звучащей речи, осмысление всех основных и второстепенных фактов.

Мы объясняем, что учащиеся при выборе ответа должны руководствоваться только той информацией, которая звучит в аудиофрагменте. Для того, чтобы ученики догадались о значении незнакомых слов при аудировании, необходимо анализировать контекст в котором они звучат, определять к какой части речи они относятся и что они могут значить. Также учим различать слова, имеющие похожее произношение: омонимы и омофоны.

Используются задания:

·​ Вы услышите три коротких диалога. В каждом из них есть слово, которое вы, возможно, не знаете. Подумайте, в каком контексте оно встречается, решите, что оно может означать, и выберите один из трёх возможных ответов (а-с).

·​ Вы услышите шесть цепочек из четырёх- пяти слов, произношение которых отличается только одним звуком. Выберите тот порядок (а-b), в котором они записаны.

·​ Вы услышите шесть предложений. В каждом из них есть омонимы. Проанализировав контекст, определите правильное значение (а- d) каждого из приведённых ниже слов (1-6).

·​ Вы услышите короткое монологическое высказывание. Определите, какие из омофонов (а-b) были использованы. Вы услышите омофоны в том же порядке, в каком они даны в упражнении.

Раздел «Чтение»

При выполнении задания 10 из раздела «Чтение», мы учим использовать подсказки в структуре текста. Например: заголовок может помочь определить основную идею текста, а ключевые предложения каждого абзаца включают их краткое содержание и помогают определить ход мыслей автора.

Используются задания:

·​ В данном тексте части (A-F) расположены в неправильном порядке. Расположите их в логическом порядке, чтобы текст выглядел законченным, и впишите соответствующую букву в нужную клетку (1-7).

·​ Отрывки, данные ниже, взяты из разных видов текстов. Соедините эти отрывки с соответствующими типами текстов. Один тип текста – лишний.

·​ Прочитайте список заглавий, а затем прочитайте текст. Выберите подходящее заглавие из списка A-H для каждой части 1-6.

Задание 11 проверяет понимание структурно-смысловых связей в тексте. Учим читать текст, содержащий пропуски, учитывая знаки препинания и времена глаголов при подборе пропущенных частей предложений. Напоминаем, что важно обращать внимание на слова до и после пропуска.

Используются задания:

·​ Одно словосочетание и одно предложение извлечены из текста. Проанализируйте текст и решите, что было пропущено. Затем, выберите словосочетание и предложение, которые подходят в данной ситуации.

·​ Текст включает три основных типа пропусков: пропущенное словосочетание, предложение и отрывок текста. Подумайте, что было извлечено из текста. Что помогло вам выбрать правильный вариант заполнения пропуска?

·​ Из текста извлечены четыре предложения (пропуски 1-4). Прочтите предложения (a-f) и выберите, которые нужно поставить на место пропусков. Два предложения – лишние. Определите, почему они не подходят.

Выполнение заданий 12 -18 требует полного и точного понимания информации. Обучаем сначала читать вопросы и только потом переходить к тексту. Ищем в тексте фрагменты, к которым относится каждый из вопросов.

Используются задания:

·​ В тексте подчёркнутые и пронумерованные отрывки относятся к вопросам (1-4) задания на множественный выбор. Прочитайте текст и выберите правильные ответы (a-d), которые содержат ту же информацию, которая содержится в подчёркнутых отрывках текста.

·​ В заданиях(1-3) текста на множественный выбор даны только неправильные ответы. Прочитайте текст и сформулируйте правильные ответы, которые соответствуют информации текста. Напишите ваш ответ таким образом, чтобы он не являлся точной копией текста. Затем сравните ваши ответы с ключами.

·​ В заданиях (1-3) в тесте на множественный выбор два из трёх неправильных ответов подчёркнуты. Прочитайте текст и выберите правильные ответы из оставшихся.

Раздел «Письмо»

Задания 39 (Письмо личного характера) и 40 (Сочинение с элементами рассуждения).

При подготовке к выполнению раздела «Письмо», изучаем с учащимися критерии оценивания заданий и стараемся научить их самих реально оценивать свою работу по баллам.

Чтобы успешно написать письмо (Задание 39), учащийся должен знать, что оно имеет определённую структуру: вступление, главную часть и заключение. Он должен правильно разделить его на абзацы, соблюдать логику изложения и помнить о связующих словах внутри и между абзацами. Учащиеся тренируются в написании письма по схеме, данной А.С. Музлановой в справочнике для подготовки к ЕГЭ.

Подготавливая учащихся к написанию сочинения с элементами рассуждения (Задание 40), мы учим четко следовать плану, выделяя его пункты отдельными абзацами. Учащиеся пишут сочинение раз в неделю, используя клише и следуя правилам:

·​ В первом абзаце сформулируйте проблему, которую вы будете обсуждать, однако не повторяйте тему сочинения слово в слово.

·​ Во втором абзаце выразите своё мнение, подкрепив его 2-3 развёрнутыми аргументами

·​ Начните третий абзац с выражения противоположной точки зрения других людей, аргументируя её 1-2 развёрнутыми доводами.

·​ В четвёртом абзаце выразите своё несогласие с этой точкой зрения и приведите 1-2 контраргумента на мнение оппонентов.

·​ В заключительном параграфе сделайте обобщающий вывод по проблеме, которую вы обсуждали. Сформулируйте своё мнение с учётом противоположной точки зрения.

Учащиеся должны научиться использовать развернутые аргументы своей и противоположной точек зрения: уделять особое внимание средствам логической связи, применять разнообразную лексику и сложные грамматические конструкции.

Для отработки алгоритма выражения своего мнения и противоположной точки зрения, учителями используется приём « Мозговой штурм». Учащиеся, используя разные идеи по определенной теме, тренируются излагать мысли в письменном виде. Даётся определённая тема, например: Аргументы «за» и «против» школьной формы.

For

Against

My opinion

Why?

Opposite opinion

Why?





Ребята за определённый промежуток времени должны записать свои идеи с подтверждающими аргументами. После этого они читают их вслух, а учитель записывает за ними на доске. Одновременно ученики приводят аргументы в пользу того или иного мнения. По окончании этой формы работы, у учащихся есть возможность отобрать наиболее понравившиеся идеи, для того, чтобы включить их в своё сочинение. Этот приём формирует у ребят собственную точку зрения, умение аргументировать её, осуществлять контроль и самокоррекцию ответа.

Раздел «Говорение»

Устный экзамен можно успешно сдать при наличии базовых умений и навыков, поэтому ещё в среднем звене время от времени мы возвращаем учащихся к чтению вслух и даём задания на постановку вопросов в любом виде в разных упражнениях. Идёт отработка навыков построения монологической речи начиная с начальной школы, увеличивая объём высказываний на разных этапах обучения при помощи разговорных клише. В старших классах мы уже шлифуем и совершенствуем наработанные умения и навыки. Владение грамматическим материалом помогает выполнению упражнений, направленных на расширение словарного запаса при помощи синонимов и словообразования. Учителями подбираются задания, которые направлены на отработку учащимися в своей речи разговорных клише, дальнейшем совершенствовании умения выражать свое мнение, правильной формулировке вступительных и заключительных фраз с корректным использованием средств логической связи.

Учителя, для снятия языкового барьера и развития спонтанной речи учащихся, используют приём «Карусель». Предлагается разделиться учащихся на две группы и образовать внутренний и внешний круги. Ученики из внутреннего круга стоят на месте, а ребята из внешнего круга по хлопку учителя по часовой стрелке переходят к другому партнёру. Учащимся из внутреннего круга даются карточки с клише, где пропущены предлоги.

Например: 1) --- the picture; 2) --- the foreground; 3) --- the background;

3) --- the centre; 4) --- the middle of the picture;5) --- the right of; 6) --- the left of . Ребятам из внешнего круга даются картинки. Партнёры по очереди описывают картину, используя клише с правильными предлогами.

Для подготовки учащихся к успешной сдаче устной части ЕГЭ учителями используются задания сайта ФИПИ, пособие Мишина А.В. «Английский язык. Единый государственный экзамен. Устная часть» с электронной программой – тренажёром, которая позволяет послушать образцы правильных ответов, записать собственный ответ и прослушать сделанную запись.

В заключении, хотелось бы отметить, что подготовка к ЕГЭ – это кропотливая, масштабная и энергозатратная работа, как учителя, так и ученика. На заседании ШМО подводятся итоги проделанной работы. Требования к сдаче ЕГЭ для всех едины. Для проведения тренингов используем различные примеры различных заданий, предлагаемых в учебной и методической литературе. Но главное для успешной к сдаче ЕГЭ это– мотивация, сотрудничество на уроке, добрые отношения, взаимопонимание и поддержка, профессионализм учителей. Качество обучения школьников английскому языку повышается ежегодно. Получив хорошую подготовку на уроках английского языка, где царит погружение в язык, школьники чувствуют себя на экзамене увереннее, идут сдавать ЕГЭ с желанием.

Анализируя результаты сдачи ЕГЭ учащимися нашей школы можно сказать, что наш труд не напрасен.

Учебный год

Средний балл сдачи ЕГЭ по английскому языку по

г. Казани

Средний балл сдачи ЕГЭ по английскому языку в МБОУ «Школа №89»

2014

69,5

72

2015

75,0

77

2016

77,4

78,5

Использованная литература:

1.​ Macmillan Exam Skills for Russia « Grammar and Vocabulary» by Malcom Mann and Steve Taylore-Knowles

2.​ State Exam Maximiser. Английский язык. Подготовка к экзаменам. Авторы: Е.Н.Соловова, И.Е. Солокова.

3.​ Английский язык. Новый полный справочник для подготовки к ЕГЭ. Автор: Е.С. Музланова

4.​ ЕГЭ по иностранным языкам на все 100! Авторы: М.В.Вербицкая, К.С.Махмурян

5.​ Тематический тренажёр по английскому языку « Словообразование. Готовимся к ЕГЭ» Автор: Ю.С.Веселова



Kazanobr.ru. Электронный научно-методический журнал. © Copyright 2011-2017.

Казанский образовательный портал. Управление образования ИКМО г. Казани.

Сайт является средством массовой информации (СМИ). Свидетельство о регистрации Эл №ФС 77-61687

выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций