Командообразование как ресурс повышения профессиональных компетенций педагогов ДОО

Бесчастнова Ирина Анатольевна, методист по дошкольному образованию
ИМО УО г. Казани


«Кадры решают все!» Это непреложная истина, именно поэтому грамотные руководители образовательных учреждений осваивают технологии, применение которых позволяет решать вопросы кадрового обеспечения организации, так называемые кадровые технологии, среди которых важное место занимает командообразование. Ведь только грамотная команда может способствовать успешности и конкурентоспособности учреждения, потому что может ставить перед собой цели, планировать собственную деятельность, деятельность остального коллектива и добиваться положительных результатов.

Встает вопрос: где найти этих выдающихся профессионалов с определенными способностями и профессиональным опытом? Чаще всего в поиске сотрудников руководители обращают внимание на рынок труда, оценивают деловые и личностные качества претендентов, производят отбор кандидатов и вводят их в свой коллектив. Но что делать, если нет достаточно большого количества претендентов? Ответ один: начать самому создавать такую команду.

Из опыта работы старшим воспитателем могу сказать, что подбор и расстановка кадров – одна из важнейших функций руководителя образовательного учреждения. От того, насколько качественно сделан подбор и правильно выполнена расстановка кадров, зависит эффективность деятельности образовательной организации. Приступая к работе, необходимо ознакомиться с состоянием дел в организации: изучить личные дела педагогов, их достижения и результативность, рейтинг образовательной организации в целом, провести психолого – педагогический анализ. Изучение деятельности детского сада № 5 Приволжского района г. Казани позволило определить статус образовательного учреждения в образовательном пространстве г. Казани: он находился в пятерке отстающих по итогам работы за 2012-2013 учебный год. Из профессионалов, на которых можно было бы положиться, имелись только трое: учитель-логопед, музыкальный руководитель и воспитатель. Остальная часть коллектива – учителя, не знакомые с работой воспитателя ДОО. Используя «теорию поколений», условно разделили коллектив на две основные группы: поколение X и поколение Y. Знание особенностей этих поколений помогло в дальнейшем выстроить эффективную работу. Если люди поколения X чаще всего очень хорошие и ответственные исполнители, то люди поколения Y, обладающие креативностью и являющиеся носителями идей, часто нуждаются в постоянной обратной связи на каждом этапе выполнения работы. И старшему воспитателю нужно обладать профессиональной культурой для удовлетворения таких потребностей: комуникативными, проектировочными , организационными компетенциями.

Сделать это эффективно и меньшими затратами помогает знание психолого–педагогических и социологических методов. Нами были использованы:

- проективная методика «Карта внутреннего мира», которая помогает выявить креативных людей, генераторов инновационных идей;

- тренинг «Кораблекрушение», который в игровой форме дает возможность определить место каждого сотрудника в коллективе, определить лидеров, продумать условия по эффективному взаимодействию и разрешению конфликтных ситуаций;

- использование тимбилдинга создает условия, которые объединяют людей, делают их семьей, а детский сад – общим домом. Совместные экскурсии по Казани, в Булгар, Свияжск, массовые катания на коньках, праздники и многое другое позволяет решать многие задачи по командообразованию:

- выработать единство и сплоченность, научиться работать в команде и сообща решать поставленные задачи,

- укрепить внутренние межличностные связи, способствовать установлению новых контактов, помочь адаптироваться новичкам, искоренить конфликты,

- создать условия для раскрытия потенциала каждого работника и, что очень важно, дать возможность для психологической разгрузки коллективу.

Всемирно известная технология «Мировое кафе» позволяет совместить приятное с полезным, перенести уютную атмосферу кофеен в серьезные аудитории и сделать обсуждение комфортным, приятным, креативным и продуктивным. Данная технология используется для разрешения проблемных вопросов, организации обмена мнениями и взглядами. Основная цель этого метода – продумать решение определенной задачи, распределить обязанности, определить наиболее эффективную форму взаимодействия.

Собрав рабочую группу коллектива, готовую к совместной работе, необходимо продумывать пути выхода из «красной зоны», наметить на перспективу людей, с кем необходимо будет организовать работу по поэтапному введению их в команду. Создается своего рода психологическое планирование по формированию команды, которое исходит из необходимости всестороннего развития личности сотрудника, устранения негативных проявлений в трудовом коллективе. Определяются цели развития коллектива, разрабатываются критерии эффективности работы, к которым необходимо отнести формирование благополучного психологического климата и достижение конечных результатов.

Любому грамотному руководителю важно повысить статус учреждения, его конкурентоспособность, а это невозможно без профессионального роста сотрудников. Помочь в этом может технология планирования карьеры. Продумывается внешняя (заключающаяся в создании условий для прохождения переподготовки по профилю деятельности) и внутренняя система повышения квалификации (организации постоянно действующих семинаров, работы по самообразованию, деятельности творческих микрогрупп, по диссеминации опыта работы в рамках «Недели педагогического мастерства», защиты творческой лаборатории, использования активных форм работы с сотрудниками, создания особых условий для педагогов, участвующих в профессиональных конкурсах)

Итогом работы по командообразованию в МБДОУ №5 стали следующие результаты:

- второе место в городском профессиональном конкурсе «Воспитатель года – 2014»;

- третье место в Республиканском конкурсе инновационных программ за методическую разработку «Пушистые фантазии», 2014 г;

- внесение инновационной разработки «Маленькими шагами к большим успехам» в городской реестр инновационных программ и методических разработок, 2015 год;

- воспитатель - лауреат профессионального конкурса «Воспитатель года – 2015»,

- номинация за «Лучшее педагогическое мероприятие» в конкурсе «Зеленый огонек», 2016;

- повышение квалификационного уровня педагогов с 27% до 61% за 3 года;

- в рейтинге среди ДОО г. Казани по итогам работы за 2015 год МБДОУ № 5 заняло 71 место (было 223 место)

Руководителями не рождаются. Руководителями становятся. И стать эффективным грамотным руководителем можно при условии грамотной работы по командообразованию.



Kazanobr.ru. Электронный научно-методический журнал. © Copyright 2011-2017.

Казанский образовательный портал. Управление образования ИКМО г. Казани.

Сайт является средством массовой информации (СМИ). Свидетельство о регистрации Эл №ФС 77-61687

выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций