Использование метода тренинга в процессе развития аналитической компетенции руководителя и педагога

Сомова Лариса Владимировна, старший методист, заведующая УМС ИМО
Управления образования г. Казани по Советскому району


Современный период развития России четко обозначил необходимость обновления основных приоритетов в области образования в соответствии с мировыми тенденциями. Одной из ведущих тенденций является процесс стандартизации образовательной и профессиональной. Переход на новые стандарты образования потребовал от педагога и руководителя овладения новыми профессиональными умениями и навыками. Ключевым документом, в котором содержится перечень личностных и профессиональных компетенций специалиста, стал профессиональный стандарт педагога.

Новый документ вводит пять дифференцированных уровней квалификации педагога. Они определяют требования к знаниям, умениям, навыкам и опыту, которые необходимы для выполнения трудовой функции. Стандарт подразумевает и перечень профессиональных компетенций. Например, для полноценной работы учителю нужно иметь восемнадцать основных навыков и умений. Безусловно, педагогу необходимо обладать глубокими знаниями по собственной дисциплине, знать методику, владеть педагогическими техниками. Кроме этого, современный педагог должен быть способен вовремя распознать педагогические и даже психологические проблемы ребенка, выполняя при этом роль социального «терапевта». Все это невозможно, если руководитель или педагог не владеет навыками аналитической деятельности.

Так, в профстандарте в перечне необходимых для педагога умений в области «Обучение» записано: «систематический анализ эффективности учебных занятий и подходов к обучению», в области «Воспитательная деятельность» - «анализировать реальное состояние дел в учебной группе...». Кроме этого, грамотные педагоги и руководители понимают, что в основе многих других трудовых действий лежит аналитико-диагностическая деятельность и, как следствие этого, установление причинно-следственных связей между различными педагогическими явлениями, дальнейшее планирование и осуществление педагогической деятельности в современных условиях.

В какой степени руководитель и педагог владеют аналитическими навыками? Как показывает практика, а именно районные семинары, испытания в рамках профессиональных конкурсов, посещение уроков учителей и прочее, уровень сформированности этой компетенции как у руководителей, так и у педагогов довольно низкий. К сожалению, система высшего педагогического и дополнительного профессионального образования не обеспечивают в полной мере условия формирования аналитико-диагностической компетенции.

Каков же выход в данной ситуации? Педагогический и управленческий опыт убеждает в том, что наиболее эффективными путями являются следующие:

· создание школьной системы развития педагогических кадров

· самообразование руководителей и педагогов.

Как показывает практика, ежегодные собеседования с руководителями ОУ, в ряде школ района разработаны и функционируют школьные постоянно-действующие проблемные семинары, педагогические мастерские, творческие ателье и другие формы методической работы. Но эти формы, как правило, эффективны в качестве диссеминации положительного педагогического опыта, но не всегда достигают поставленных целей формирования и развития конкретных навыков анализа обучающей, воспитательной и развивающей деятельности. Наиболее приемлемыми в этом направлении являются, на мой взгляд, обучающие тренинги.

Тре́нинг (англ. training от trainобучать, воспитывать) — метод активного обучения, направленный на развитие знаний, умений и навыков и социальных установок.

При проведении педагогических тренингов используются различные методы: мастерские, метод заданий, кейсов, мозговой штурм им другие. Важнейшим инструментом, позволяющим стимулировать обмен информацией внутри группы, является фасилитация, которую осуществляет тренер.

В условиях функционирования муниципальной и школьной методических служб важным является посттренинговое сопровождение — система работы с персоналом, направленная на поддержание позитивных тренинговых эффектов и обеспечивающая применение знаний, умений, навыков, качеств, полученных участниками на тренинге, в ходе повседневной профессиональной деятельности. Посттренинг может проводиться в формате семинара, мастерской, повторения фрагментов тренинга, коучинга и наставничества, электронной переписки с тренером. (Из Википедии)

При реализации районных методических проектов по развитию управленческой компетентности заместителей директоров по учебной работе ОУ (2011-2012 уч.г. «Компетентностная педагогика в 21 веке», 2012-2015 г.г. – «Формирование инновационной культуры педагогов «Новой школы», 2015-2017 г.г. – «Аналитическая деятельность заместителя директора») теоретическое изучение проблем сопровождалось проведением мини-тренингов, что, безусловно, повышало эффективность семинаров.

Обращение к системе работы с заместителями директоров не случайно: именно они являются инициаторами, организаторами работы с педагогами в своих ОУ. Следовательно, сами должны быть наиболее компетентны.

В качестве примера представлю материалы одного из районных обучающих семинаров-тренингов «Аналитическая деятельность заместителя директора школы. Анализ урока». Необходимо отметить, что этому семинару в рамках методического проекта предшествовал семинар по проблемам организации внутришкольного контроля, а после семинара по анализу урока был организован семинар по подготовке аналитической справки по итогам деятельности за учебной год. Таким образом, прослеживается принцип системности в реализации методического проекта.

Подготовительный этап семинара-тренинга «Аналитическая деятельность заместителя директора школы. Анализ урока» заключался в следующем:

· анкетирование зам.директоров с целью выявления уровня знаний и умений проведения анализа урока

· разработка и проектирование семинара совместно с районными тьюторами Гирфанутдиновой Н.М. и Ахмеровой С.В. и управленческой командой школы МБОУ СОШ №175 (директор Валеева А.С., заместители директора по УР), на базе которой проводился семинар;

· подборка методической службой района и рассылка в ОУ необходимого теоретического материала.

Участникам семинара были предложены для просмотра, а затем для анализа уроки математики в 3 классе (учитель Гафурова А.С.), географии в 5 классе (учитель Мушарапова И.Ф.), русского языка в 8 классе (учитель Гимадеева Г.Р.)


Семинар был построен на сочетании коллективных и групповых форм работы.

В теоретической части в выступлении руководителя методической службы района были освещены вопросы: место анализу урока в системе внутришкольного контроля, требования к современному уроку, методологические подходы к анализу урока, классификация целей посещения уроков и видов его анализа и другие.

В практической части семинара предусматривалось несколько этапов:

· формирование 3 групп (по 10-12 человек)

· распределение обязанностей в группах и предварительный инструктаж перед посещением уроков

· просмотр подготовленных уроков (по 1 уроку в каждой группе)

· самоанализ урока учителем

· групповой тренинг по анализу урока.

Третий этап семинара – круглый стол с отчетом каждой группы и индивидуальная рефлексия руководителей (в том числе с использованием обучающей структуры 3-2-1 из республиканского проекта «Совершенствование качества преподавания в РТ»).

На первый взгляд, ничего особенного нет в таком семинаре. Но это только на первый взгляд. Самый важный, ответственный и в то же время интересный этап семинар – это тренинг. При подготовке семинара совместно с тьюторами мы понимали, что без вспомогательных обучающих средств, материалов тренинг не будет эффективным. Поэтому на подготовительном этапе участникам семинара были предложены следующие материалы для изучения:

Современный урок в свете требований ФГОС ООО

Анализ урока в соответствии с требованиями ФГОС НОО

Поэтапный анализ урока по ФГОС

Табл.2 Формулировки деятельности преподавателя и обучающихся

Табл.3 Структура урока по ФГОС

Табл.4 Слова-ориентиры для определения целей урока

Табл.5. Формирование универсальных учебных действий на каждом этапе урока

Этот пакет рекомендательных обучающих материалов способствовал развитию мотивации деятельности руководителей, актуализации опорных знаний по проблемам анализа урока, более четкой организации работы на семинаре.

При проведении тренинга важной является роль руководителя группы, модератора (ими являлись руководитель методической службы района и районные тьюторы). Их задача заключалась в том, чтобы способствовать активной деятельности каждого участника семинара. Для этого каждый руководитель получил задание: провести анализ определенного этапа урока, используя вспомогательные материалы. Причем в конечном итоге должен получиться целостный анализ урока. Следует отметить, что для осуществления анализа каждого этапа урока в плане анализа предложены ключевые вопросы, что способствует концентрации внимания на поэтапной реализации основных целей и задач урока. Для иллюстрации приведу фрагмент поэтапного плана анализа урока.

1. Мотивирование (самоопределение) к учебной деятельности (организационный этап 1-2 минуты).


2. Актуализация знаний и фиксирование индивидуального затруднения в пробном учебном действии 4-5 минут.


Во время посещения урока участники имеют возможность записывать свои наблюдения в данную таблицу и использовать их потом в своем выступлении. Кроме того, лексический материал из таблиц №2, 4, 5 способствует развитию педагогического языка заместителей директора, что является неотъемлемой частью профессионализма руководителя.

В связи с тем, что обучение на современном этапе осуществляется как по ФК ООП и ФГОС НОО и ООО, участникам семинара были предложены уроки в начальных классах и в основной школе в 5 классе (по ФГО ООО) и 8 классе (по ФК ООП). Таким образом, руководители имели возможность потренироваться в анализе уроков, соответствующих различным парадигмам образования.

В заключении семинара при проведении круглого стола и рефлексии участники семинара имеют возможность познакомиться с результатами работы других групп, составить представление обо всех уроках, показанных на семинаре, высказать свою точку зрения на предложенный материал (т.е. урок). Кроме этого, такое построение семинара-тренинга заставляет каждого участника быть активным, не оставляя ему возможности молча «отсидеться», остаться пассивным наблюдателем-созерцателем. Именно это было отмечено руководителями при проведении рефлексии. Также важным является то, что предложенную структуру семинара-тренинга каждый руководитель может использовать в работе с педагогами в своей школе.



Kazanobr.ru. Электронный научно-методический журнал. © Copyright 2011-2017.

Казанский образовательный портал. Управление образования ИКМО г. Казани.

Сайт является средством массовой информации (СМИ). Свидетельство о регистрации Эл №ФС 77-61687

выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций