Ресурсный центр обучения иностранным языкам как фактор повышения качества обучения школьников

Колесников Денис Петрович, учитель английского языка высшей квалификационной категории
МАОУ «Лицей-интернат №2» Московского района г. Казани, руководитель Ресурсного центра ЕГЭ
по Кировскому и Московскому районам г. Казани, ведущий эксперт Федеральной предметной комиссии
государственной итоговой аттестации по иностранным языкам


Единый государственный экзамен по иностранным языкам 2017 — это выпускной экзамен в школе, который засчитывается в качестве вступительного экзамена в вуз, поэтому так важно сдать его на высокий балл. Однако проблема в том, что все больше и больше направлений вузов (около 30% процентов специальностей) включают иностранный язык в качестве вступительного экзамена, в то время как незначительное количество выпускников как по Республике Татарстан, так и по Российской Федерации (от 8 до 10% от числа выпускников) решаются сдавать данный предмет. Пока этот экзамен не является обязательным, но, как известно, с переходом средней и старшей школы на ФГОС нового поколения к 2020 году ЕГЭ по иностранному языку приобретет обязательный характер. При этом ожидается введение двухуровневой системы экзамена: базовый и профильный.

С началом введения новых ФГОС актуальность вопроса подготовки учителей иностранных языков и обучающихся выпускных классов значительно возросла. В связи с этим было принято решение о создании в городе Казани ресурсных центров для помощи педагогам и школьникам в эффективной подготовке к ОГЭ и ЕГЭ по иностранным языкам.

В соответствии с положением «О муниципальном Ресурсном центре по распространению педагогического опыта по подготовке учащихся к ЕГЭ» в 2014 году МАОУ «Лицей-интернат №2» Московского района г. Казани получило статус муниципального Ресурсного центра ЕГЭ по иностранным языкам. Это было обусловлено следующими факторами:

1) Высокие показатели сдачи ЕГЭ обучающимися образовательного учреждения и позитивная динамика результатов экзамена по английскому языку. Так, например, в 2015 году доля выпускников, выбравших ЕГЭ по английскому языку, составила 80% от числа выпускников (36 человек из 45), а средний результат составил 84 балла, что превысило показатели по Российской Федерации на 19 баллов.

2) Сложившаяся система работы учителей иностранных языков лицея по направлению подготовки учащихся к сдаче ЕГЭ. Так из 6 учителей английского языка лицея четверо являются сертифицированными экспертами по проверке развернутых ответов участников ГИА-9 и ГИА-11.

3) Опыт распространения эффективных приемов в данном направлении. Учителя лицея регулярно делятся опытом работы с коллегами, организуя межрайонные и городские семинары и тренинги, выезжают по приглашению в другие муниципальные районы Республики Татарстан. Так за три последних учебных года были организованы 10 обучающих практико-ориентированных семинаров в Бугульме, Альметьевске, Нижнекамске, Кукморе, Набережных Челнах.

4) Использование материально-технической базы, соответствующей содержательному направлению. 100% кабинетов английского языка оснащены современным мультимедийным оборудованием, регулярно приобретаются пособия и диагностические материалы официальных провайдеров ЕГЭ – это компании ABBYY, издательства «Интеллект-Центр», «Просвещение», «Национальное образование» и пр.

Следует отметить, что деятельность Ресурсного центра Кировского и Московского районов г. Казани была отмечена как высокоэффективная работа по повышению результативности сдачи экзаменов обучающимися школ. Средние баллы ЕГЭ выпускников данных районов превышают показатели, как по стране, так и по республике. Повышается уровень знаний обучающих других районов города по результатам сдачи ЕГЭ.

По инициативе Управления образования г. Казани на базе центра проводятся семинары-тренинги для учителей, работающих в выпускных классах с учащимися школ, выбравшими экзамен по иностранному языку. Семинар представляет собой практикум по разбору критериев оценивания ответов учащихся при сдаче устной части. В рамках практикума слушатели получают информацию об апробированных ресурсах для подготовки, официальные рекомендации и стратегии, одобренные предметной комиссией. Педагоги учатся способам оптимальной работы с акцентом на развитие продуктивных навыков разделов «Письмо» и «Говорение» как наиболее трудных и спорных составляющих экзамена. По итогам опросов учителей и учащихся подобные семинары - эффективная и востребованная форма подготовки школьников к ЕГЭ.

С целью распространения положительного опыта ресурсный центр привлекает к сотрудничеству коллег из других районов города и республики. На наш взгляд, такая организация деятельности Ресурсного центра является более эффективной, так как позволяет расширить рамки сотрудничества, одновременно учитывая специфику образовательных учреждений.

Неоценимая помощь в подготовке школьников к ЕГЭ – практическая деятельность.

Основными практическими формами деятельности Ресурсного центра по распространению педагогического опыта подготовки учащихся к ОГЭ/ЕГЭ являются: консультирование педагогов по проблемам подготовки учащихся к ОГЭ/ЕГЭ в различных форматах (групповые, индивидуальные, сетевые, веб-консультирование, корпоративная электронная почта и т. д.), видеоканал на YouTube, где представлены видеозаписи встреч и советы от экспертов; семинары-тренинги по материалам обучения экспертов проверки развернутых ответов c официального сайта ФИПИ: http://www.fipi.ru/ege-i-gve-11/dlya-predmetnyh-komissiy-subektov-rf, мастер-классы ведущих экспертов региональной и федеральной комиссий (Семушина Е.Ю., Хатбуллин Р.Н., Кэрулы Н.Ф., Каушанская А.У.);

Особое внимание уделяется практикумам, где учителя выполняют задания сами и оценивают друг друга по схеме и критериям оценивания, что позволяет педагогам почувствовать себя на месте своих воспитанников и выработать еще более эффективные подходы к подготовке и навыки оказания психологической поддержки.

В работе Ресурсного центра по подготовке учащихся к ЕГЭ выделяют два основных направления: информационная подготовка и предметная.

Информационная подготовка включает: анализ результатов ЕГЭ и ОГЭ. Изучение методических писем по итогам государственной аттестации: http://www.fipi.ru/ege-i-gve-11/analiticheskie-i-metodicheskie-materialy; обзор ресурсной базы, методической литературы и пособий, рекомендованных для подготовки к ГИА-9 и ГИА-11; современные цифровые и электронные образовательные ресурсы для подготовки к ЕГЭ; Интернет-ресурсы как средство развития предметной компетентности учащихся при подготовке к ЕГЭ (например, www.interneturok.ru) и многое другое.

Предметная подготовка включает: формирование навыков лингвистического анализа текста при подготовке к ЕГЭ по иностранному языку (английский, немецкий, французский) в старших классах, развитие критического мышления на уроках как инновационный путь подготовки старшеклассников к ЕГЭ, приемы и формы работы с аутентичными источниками на уроке в рамках подготовки к ЕГЭ, использование современных образовательных (в том числе цифровых и игровых) технологий при подготовке учащихся к ОГЭ/ЕГЭ, использование интернет-ресурсов как средство развития предметной компетентности учащихся при подготовке к ЕГЭ и другое.

Всё вышеперечисленное свидетельствует о большой многогранной работе, проводимой ресурсным центром обучения иностранным языкам по Кировскому и Московскому районам г. Казани, которая способствует подготовке школьников города к успешной сдачи ЕГЭ по иностранным языкам.




Kazanobr.ru. Электронный научно-методический журнал. © Copyright 2011-2017.

Казанский образовательный портал. Управление образования ИКМО г. Казани.

Сайт является средством массовой информации (СМИ). Свидетельство о регистрации Эл №ФС 77-61687

выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций