Роль средств массовой информации в управлении процессом формирования информационной культуры

Бухарова Лариса Геннадьевна, методист ИМО Управления образования г. Казани


Средства массовой информации (СМИ) имеют большое значение в сфере управления. Касается это и управления в образовании. Об этом все знают и понимают почему. СМИ имеют огромное влияние на сознание и культуру современного человека. Это мощный политический, пропагандистский и организационно-управленческий потенциал. Согласно исследованиям, молодежь (от 0 до 18 лет) потребляет за год более 60 тыс. часов массмедиа продукта. Это в 6 раз больше информационного воздействия школы и в 30 раз больше процесса общения в семье.

Сегодня почти все бумажные СМИ имеют свою электронную версию. Именно этой версией чаще всего пользуется молодежь. И это тот продукт, который меньше всего поддается контролю.

Наши школы имеют доступ к сети Интернет через ГИСТ (Государственная интегрированная сеть телекоммуникаций), оборудованы точками доступа WiFi. Контент, который поступает по ГИСТ, контролируется и фильтруется от нежелательных сайтов, но практически каждый школьник (по крайней мере, каждый второй) теперь имеет смартфон, айфон, планшет или подобный гаджет, который может беспрепятственно выйти в глобальную сеть к неконтролируемому контенту.

С одной стороны – это хорошо. Мы повсеместно внедряем в образовательных организациях информационно-коммуникационные технологии в учебно-воспитательный процесс. Это помогает учителю и учащимся на уроках получать больше информации, делает учебный процесс более наглядным, дает возможность задействовать все органы восприятия информации. Однако, при активном внедрении IT в учебный процесс и управление, встает проблема повышения у учащихся, педагогов и руководителей всех уровней информационной культуры.

По одному из определений, информационная культура – это определенный уровень знаний, который предоставляет возможность человеку свободно без препятствий ориентироваться в пространстве информации, принимать активное участие в его формировании и всеми методами способствовать информационному взаимодействию. А также, информационная культура характеризует уровни развития общества, нации или народности и сфер деятельности человека.

Поэтому работа руководителей образовательных организаций, как управленцев, в данном направлении должна иметь систему и последовательность действий.

Построение системы управления образовательной организацией на основе IT может осуществляться в нескольких направлениях:

- формирование единого информационно-образовательного пространства учреждения образования;

- обеспечение доступа всех участников учебно-воспитательного процесса к информационным и образовательным ресурсам различного уровня;

- издание СМИ, в т.ч. электронного.

Рассмотрим эти направления более подробно.

Как можно сформировать единое информационное пространство?

В свете требований новых федеральных стандартов – информационно-образовательное пространство или среда (ИОС) школы является необходимой составляющей современной инфраструктуры образовательного учреждения. Для того чтобы ИОС школы функционировала в нормальном режиме и соответствии с требованиями современного информационного общества, необходимо формировать и использовать непосредственно сами информационные ресурсы (ИОР), как основные составляющие ИОС. Для развития любого общества, в том числе и образовательной организации, как определенной части общества, необходимы материально-технические, энергетические и информационные ресурсы. Формирование и использование информационных ресурсов – одна из ключевых позиций создания единого информационного пространства. Образование – это та отрасль народного хозяйства, которая должна выступать в авангарде формирования информационных ресурсов, потому что учит человека жить в современном мире с большими объемами информации, быть коммуникабельными, компетентными в различных областях знаний.

Что такое Информационные ресурсы?

В информационном обществе, которое мы пытаемся строить в настоящий момент, особое внимание уделяется именно информационным ресурсам и подчеркивается их значимость по сравнению с традиционными видами ресурсов. Несмотря на то, что информационные ресурсы всегда существовали, они ранее (в условиях индустриального общества) не рассматривались ни как экономическая, ни как иная категория. Итак, по определению некоторых источников - ИОР это печатные и электронные носители социокультуры, литературные источники, источники права, хранящиеся в открытых фондах и вовлекаемые в учебные процессы в соответствии с их целями и методами их реализации. Или - это знания, подготовленные людьми для социального использования в обществе и зафиксированные на материальном носителе.

Вообще все, что изложено выше – это уже ни для кого не новость. Но, тем не менее, мы с вами знаем, что даже если в распоряжении педагогов и учащихся оказывается компьютер, имеющий доступ к сети Интернет, важно, каким образом начнется их путешествие по многочисленным информационным ресурсам, окажутся ли среди таких ресурсов средства, которые помогут в их деятельности, будут ли они интересными и полезными, от этого зависит и мотивация к использованию телекоммуникаций вообще. В формировании стойкой мотивации всех участников учебного процесса в освоении и применении информационных ресурсов и ИКТ в целом, заключается работа руководителя учреждения образования. И от того какие управленческие решения будут приняты в этом направлении и будет зависеть успех данной работы.

Сегодня уже многие руководители образовательных организаций города не мыслят свою деятельность и деятельность всего педагогического и ученического коллективов без применения IT. Конечно, огромный скачок в этом направлении был сделан, когда заработала информационная система «Электронное образование в РТ» и каждому учителю был выдан ноутбук. Но в своей статье мне хотелось бы сделать акцент не на фактическом использовании компьютерной техники, а на культуре работы с информацией, информационными ресурсами, как педагогов, так и учащихся.

Специалисты называют следующие признаки информационной культуры человека:

· умение адекватно выражать свою потребность в конкретной информации;

· способность перерабатывать полученную информацию и создавать новую;

· эффективно осуществлять поиск необходимых данных;

· умение вести индивидуальные поисковые информационные системы;

· способность адекватно оценивать информацию;

· умение правильно отбирать необходимые данные;

· способность к компьютерной грамотности и информационному общению.

Следующее направление - обеспечение доступа всех участников учебно-воспитательного процесса к информационным и образовательным ресурсам различного уровня, подразумевает наличие у образовательной организации сайта. В нашей республике данная проблема решена с помощью ИС «Электронное образование в РТ». Многие школы поддерживают свои альтернативные сайты, которые имеют больше возможностей для расширения информационного пространства учреждения образования, но они и более затратны в финансовом плане.

Далее рассмотрим направление – издание собственного СМИ.

В общем, практически в каждой школе существуют свои газеты, сайты, радио и даже телевидение. И судя по опыту работы школ, детское население, особенно подростки, нуждаются в таких периодических изданиях, где сотрудничали бы сами и где затрагивались бы важные и интересные для них темы. Они сами должны рассказывать о том, что для них важно.

Можно выделить следующие функции школьных СМИ:

- коммуникативная;

- идеологическая (социально-ориентирующая);

- культурно-образовательная;

- рекламно-справочная;

- рекреативная (развлечение, снятие напряжения, получение удовольствия).

При правильной организации школьные СМИ позволяют увлечь учащихся общим делом, решить некоторые проблемы, связанные с отношениями между отдельными группами, раскрыть их лучшие стороны, научить находить компромиссы при коллективном планировании и т.д. Т.е. позволяют установить более тесные микросоциальные связи внутри школы. Для родителей - это возможность почувствовать сопричастность к школьной жизни.

Хотелось бы надеяться также и на то, что создавая собственный электронный или бумажный информационный ресурс, учащиеся будут с большей избирательностью и вниманием относиться к информации извне (СМИ, телевидение и т.д.). И мы должны им помочь в этом, повышая свою и формируя у них информационную культуру.

Создавая семь лет назад такой информационный ресурс как Казанский образовательный портал, методисты Управления образования г. Казани даже не подозревали о том, каким он будет сегодня. Сейчас – это официальное средство массовой информации. Как известно, методист – это не писатель и не журналист. Конечно, мы обладаем навыками составления текста по определенной тематике, но, оформляя новость для портала, ведя собственный блог и модерируя блоги педагогов, создавая свои статьи и редактируя статьи авторов для электронного научно-методического журнала «KAZANOBR.RU», мы учимся сами и учим других, повышаем свою информационную культуру и тех, кто использует наш ресурс в своей профессиональной деятельности.



Kazanobr.ru. Электронный научно-методический журнал. © Copyright 2011-2017.

Казанский образовательный портал. Управление образования ИКМО г. Казани.

Сайт является средством массовой информации (СМИ). Свидетельство о регистрации Эл №ФС 77-61687

выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций