Школьное самоуправление и одарённость: взаимосвязь и взаимозависимость

Савинова Елена Николаевна, заместитель директора по воспитательной работе
МБОУ «Гимназия №40» Приволжского района г. Казани


Аннотация. Статья представляет собой описание модели и опыта работы ученического самоуправления. Автор рассматривает необходимость создания в общеобразовательных организациях органов школьного самоуправления как важное условие развития лидерской, управленческой одаренности учащихся.

Ключевые слова: ученическое самоуправление; лидер; лидерство.

Наряду с ощутимыми преимуществами – развитием науки, техники, культуры, ростом комфортности жизни, современность приносит нам и множество недостатков, связанных как с издержками жизнедеятельности общества, так и с негативными изменениями в мировоззрении людей. Так, в романе «Пробуждение», написанном еще в 1965 году, русский писатель-эмигрант Гайто Газданов отмечает: «В условиях современной цивилизации неизбежно вырабатывается средний тип людей, у которых нет резко выраженной индивидуальности, которым поэтому закрыт путь к известности и которые всегда остаются на своих скромных местах — рабочие, служащие, мелкие коммерсанты. ... в результате в современном обществе формируется именно тот тип среднего человека, на который так часто ссылаются и которому одинаково чужды и непонятны и подвиг, и мир характеризуется все возрастающим числом именно таких людей, общественных животных, если пользоваться терминологией Аристотеля». Однако задачи, стоящие в настоящий момент перед человеческим сообществом, предъявляют к личности совершенно противоположные требования: гражданственность, активная социальная позиция, навыки анализа информации, постановки целей и задач, выбор способов действия, умение взаимодействовать с окружающими людьми [1]. Таким образом, настоящее и будущее нашего мира требует от современного образования воспитания лидерских качеств, организаторских умений, способности не оставаться равнодушным, идя по пути усовершенствования себя и окружающей действительности.

Споры о том, что представляют собой лидер и лидерство, ведутся и по настоящий день. Максимилиан Робеспьер, ярчайший лидер Великой Французской революции, особенности лидера сформулировал так: «У лидера есть две важные черты: во-первых, он сам куда-то идет, во-вторых, он может повести за собой людей». Следовательно, лидер должен уметь определить цель и пути ее достижения, а также организовать движение своих последователей к данной цели. Не суть важно, является ли способность к лидерству врожденной или же это есть навык, приобретаемый индивидом в процессе социализации. Задача школы в любом случае – развить врожденные способности и привить навык принимать на себя роль руководителя в случае необходимости.

Ученическое самоуправление является уникальным инструментом, позволяющим сделать и то, и другое. Цель существования органов ученического самоуправления в школе - способствовать формированию цельной, активной, самостоятельной и творческой личности с социально значимыми качествами, той личности, в которой нуждается и социальный заказ на которую предъявляет в виде ФГОС и наше государство.

ШУС отлично решает такие задачи воспитательной работы, как создание условий для развития творческих, интеллектуальных, организаторских, коммуникативных способностей школьников; развитие критического мышления школьников - способности адекватно оценивать обстановку, делать выбор, опираясь на анализ информации, отстаивать свою точку зрения либо аргументировано менять ее; формирование умения самостоятельно решать проблемы, эффективно взаимодействовать друг у другом и окружающей средой, непрерывно повышать собственный уровень развития, организовывать собственную жизнь.

В нашей гимназии школьное самоуправление существует с 2003 года. В текущем учебном году мы провели реформу самоуправления как ответ на изменившиеся требования действительности.

Сегодня в школе действует эффективная административная модель самоуправления. Ежегодно в школе формируется новый состав органов ШУС. Происходит это событие по итогам выборов, организуемых на началах тайного, прямого, равного голосования, проводимых после избирательной компании. Право голосовать имеют все учащиеся 5-11 классов.

Учащиеся избирают Президента школы из числа старшеклассников (8-11 класс), а также правительство школы - министров образования, культуры, средств массовой информации, спорта и экологии. Министры экономики, внутренних дел, внешней политики назначаются Президентом школы по согласованию с заместителем директора по воспитательной работе. Свою кандидатуру на пост министра может предложить любой учащийся 5-11 класса.

Министр экономики и его министерство отвечают за деятельность школьной бизнес-компании и за организацию благотворительных ярмарок; министр образования и его ведомство - за организацию участия школьников в олимпиадах, конкурсах, конференциях, а также за помощь учащимся, неуспевающим по каким-либо предметам и просто тем учащимся, которым необходимо ликвидировать пробелы в знаниях. Министерство культуры во главе с министром организует и проводит школьные культурно-развлекательные мероприятия, поиск, отбор и подготовку учащихся для участия в муниципальных и районных мероприятиях. В составе министерства культуры также действует актив школьного музея, задачей которого является пополнение и сохранность музейного фонда и проведение экскурсий. Министерство здоровья и спорта организует проведение спортивных и экологических мероприятий, пропаганду здорового образа жизни.

Министерство средств массовой информации руководит выпуском школьной газеты "Планета 40", пополнением информации на школьном сайте, а также информированием учащихся школы о предстоящих мероприятиях.

Важнейшая роль отводится министерству внутренних дел. Это и дежурство по школе, и участие в контроле за выполнением правил внутреннего распорядка, помощь отрядам юных пожарных, юных инспекторов движения, правоохранительному отряду, отряду юнармии. Министр внутренних дел и Президент школы в случае необходимости приглашаются для участия в работе Совета по профилактике правонарушений школы.

Министр внешней политики организует взаимодействие с органами самоуправления других школ, с детскими организациями города и района, другими организациями.

Работа школьного правительства строится на основе плана, разрабатываемого на учебный год перед его началом. Еженедельно правительство во главе с Президентом собирается на заседания, на которых каждый министр отчитывается по работе своего сектора. Заседания правительства могут быть расширенными, когда все ведомства присутствуют в полном составе, и узкими, когда присутствуют только министры и Президент. Каждый министр вправе по необходимости организовывать совещание в составе своего министерства.

Школьное самоуправление активно взаимодействует с администрацией гимназии. ШУС имеет право формулировать предложения по работе гимназии, составлять официальные письма в адрес администрации, присутствовать на заседаниях педагогических советах при обсуждении вопросов, затрагивающих интересы учащихся. В свою очередь, администрация гимназии может присутствовать на заседаниях школьного правительства, выносить замечания по его работе.

Ученическое самоуправление ведет активную работу со своими потенциальными членами. В начале и в конце учебного года проводится общешкольная ученическая конференция, на которой выявляются проблемы и пожелания учащихся. В течение учебного года орган ученического самоуправления постоянно информирует учащихся о предстоящих событиях, об итогах мероприятий через доступные средства массовой информации, организует мониторинг мнения учащихся через социологические вопросы.

Выпускник школы, в которой существует ученическое самоуправление, в полной мере будет обладать качествами, требуемыми реалиями современного мира, среди которых можно выделить следующие: ответственная гражданская позиция и гражданская идентичность; сформированность современного типа мировоззрения, способность к саморазвитию, самовоспитанию, самообразованию; толерантность, способность к диалогу, навыки сотрудничества с другими людьми во всех видах деятельности; усвоение ценностей здорового и безопасного образа жизни, отношение к послешкольной деятельности как к возможности участия в решении личных, общественных, государственных, общенациональных проблем; умение самостоятельно определять цели, планировать пути их достижения, определять ресурсы, необходимые для этого, делать обоснованный выбор [2].

Ученическое самоуправление как часть комфортной внутришкольной среды призвано научить учащихся решать жизненные проблемы собственными руками, постоянно находясь в активном, творческом поиске путей и способов улучшить жизнь школы, сделать ее более интересной и захватывающей, и тем обеспечить себе развитие качеств, необходимых для успешной жизнедеятельности в современном сложном и изменяющемся мире. Взаимосвязь и взаимозависимость школьного самоуправления и развития детской одаренности, таким образом, совершенно прозрачны.


Литература:

1. Качества и умения 21 века/ Режим доступа: https://edugalaxy.intel.ru/assets/elements/0/resources/21st_Century_Skills.pdf?stats=saved Дата обращения: 28.03.2017

2. Приказ Минобрнауки России от 17 декабря 2010 года № 1897 «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования»/ Режим доступа: http://минобрнауки.рф/документы/543 Дата обращения: 28.03.2017.



Kazanobr.ru. Электронный научно-методический журнал. © Copyright 2011-2017.

Казанский образовательный портал. Управление образования ИКМО г. Казани.

Сайт является средством массовой информации (СМИ). Свидетельство о регистрации Эл №ФС 77-61687

выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций