Управление качеством образования в ДОО через инновационные проекты

Грабалина Ольга Николаевна, заведующая
Милевская Ольга Антоновна, старший воспитатель
МАДОУ «Детский сад №174» Московского района г. Казани


Вопросам развития и повышения качества дошкольного образования придается сегодня огромное значение как в масштабах Российской Федерации, так и на уровне Республики Татарстан. Они отражены и в действующем Законе «Об образовании», и в Федеральных образовательных стандартах дошкольного образования. Согласно Закону, дошкольное образование отныне является частью общего образования, его первой ступенью. В связи с этим в каждом дошкольном учреждении должны утверждаться циклы мероприятий, которые обеспечивали бы выход детского сада на достойный уровень. Такие мероприятия разработаны и планомерно реализуются и в нашем детском саду.

Образовательная политика Татарстана, по словам президента Республики Р.Н. Минниханова, ориентирована на внедрение мировых стандартов в образовательные программы, доступность и качество дошкольного и среднего образования. Поэтому особое внимание в настоящее время уделяется борьбе за качество образования. «От качества образования зависит наше будущее... Развитие республики немыслимо без инновационного развития системы образования», - неоднократно в своих выступлениях подчеркивает Рустам Минниханов.

Для того, чтобы достичь цели, поставленной перед образованием в целом и перед дошкольным в частности, надо не только хорошо понять суть ключевых понятий, но и свести их в единую эффективную рабочую систему: качество образования (в широком и узком смыслах, функциональность и конструктивность), управление качеством образования, инновационные направления деятельности.

Качество образования в узком смысле - это достижение имеющихся результатов, выявленных в результате мониторинга.

Качество образования в широком смысле - это качественные условия для эффективного образовательного процесса.

Функциональное качество образования - это удовлетворение потребностей субъектов образования.

Конструкционное качество образования - это соответствие образования стандартам.

Что же следует понимать под управлением качеством образования? Управление качеством образования - это обеспечение проектирования, достижения и стабилизации качества условий образовательного процесса.

Проектирование – это соответствие образовательного процесса нормативно-правовым документам.

Достижения – качество осуществления образовательного процесса.

Стабилизация – удерживание результатов на определенном уровне.

Иначе можно сказать, что управление качеством образования - это управление функциональными и конструктивными свойствами образовательного процесса.

Исходя из того, что новая образовательная политика, приоритетом которой является качество образования, требует новых подходов в управлении образовательным процессом, нами был сделан вывод о необходимости разработки инновационного проекта «Управление качеством образования в условиях дошкольного учреждения» на основе:

- определения приоритетов в управлении;

- проектирования качества на всех уровнях;

- привлечения к контролю качества всех субъектов образовательного процесса;

- повышения профессиональной компетентности педагогов.

В связи с этим весь цикл управления качеством образования был «разбит» на несколько этапов:

1. Проектирование запроса. Понять потребителя, корректно интерпретировать его потребности.

2. Проектирование образовательных услуг.

3.Обеспечение условий.

4.Организация процесса.

5.Гибкая стратегия (цикл Деминга, см. схему №1) – основа качества.

Эта схема является широко распространенным методом непрерывного улучшения качества, в т.ч. и управления качеством образования, которое

имеет несколько уровней:

1. Базовый.

2. Повышенный.

3. Творческий уровень.

Целью каждого дошкольного учреждения сегодня является достижение не только второго (повышенного), но и третьего (творческого) уровня.

Поиск подходов к повышению эффективности и качества управления деятельностью ДОУ вызвал необходимость разработки долгосрочного инновационного управленческого проекта по созданию системы профессионального самоуправления, так как участие рядовых педагогов в управлении развитием ДОУ является мощным стимулом их саморазвития и личностного роста, мотивации к творческой деятельности.

В нашем ДОУ управление качеством образования осуществляется по трем направлениям.

Первое направление: обеспечение высокого уровеня качества образовательных программ и их методического сопровождения, использование здоровьесберегающих образовательных технологий, в т.ч. инновационных, разработка целевых программ.

Второе направление: повышение уровня квалификации, профессиональной компетентности педагогов, развитие их творческого потенциала.

Третье направление: использование предметно-пространственной среды, предоставляющей ребенку возможности саморазвития.

При проектировании качества образования были определены 3 уровня управления:

- 1-ый уровень управления — администрация детского сада;

- 2-й уровень — педагогический коллектив;

- 3-й уровень — воспитанники и их родители.

К каждому из этих уровней предъявляется «свое» качество образования (см.таблицу №1).

При привлечении всех субъектов образования к контролю качества образовательного процесса важно распределение функций между субъектами всех уровней: администрации, педагогов, родителей (см.таблицу №2).

Федеральный образовательный стандарт дошкольного образования (далее – ФГОС ДО) вызывает множество вопросов у педагогов и руководителей этих организаций. Например, как же оценивать качество работы, если детей оценивать запрещается?

Выход из этой ситуации может быть только один: необходимо разрабатывать новую систему оценки на основе ФГОС ДО, когда на первый план выдвигается активность ребенка как полноценного участника образовательных отношений; создание социальных и материальных условий для индивидуализации его развития, поддержки его инициативы; ресурсное и методическое обеспечение образовательного процесса за счет создания развивающей предметно-пространственной среды; активного включения в воспитание семьи.

Сегодня в дошкольной образовательной системе основным результатом являются не только результаты детского развития, но и качество условий и процессов образования, когда каждый ребенок получает максимум возможностей для своего развития. На входе системы – ресурсы, предоставляемые организации государством и обществом, на выходе – качество образовательных услуг.

Только тогда, когда педагоги имеют высокий уровень профессиональной компетентности, можно говорить об управлении качеством образования через инновационные проекты, которые требуют не только наличия гностических, конструктивных, организаторских, специальных, но и творческих способностей.

Учитывая это, нами был разработан проект «Развитие профессиональной компетентности педагогического коллектива», целями которого являются:

- стимулирование роста квалификации, профессионализма и продуктивности педагогического труда;

- развитие творческой инициативы педагогов;

- повышение качества образования путем объединения усилий методической и психологической служб ДОУ.

В ходе реализации вышеуказанных целей была организована следующая работа:

- обучение педагогов определению своей роли в системе деятельности ДОУ по предоставлению качественной образовательной услуги;

- обучение педагогов проектированию своей деятельности в соответствии с приоритетным направлением деятельности ДОУ, его целями и задачами и результатами диагностики уровня усвоения детьми образовательных и целевых программ;

- конструирование содержания методической работы с педагогами на диагностической основе;

- подбор эффективных методов и приемов в работе с кадрами;

- использование эффективных форм оценки;

- организация взаимодействия на базе личностно-ориентированной модели.

Данный опыт убеждает, что самый короткий путь к высокому профессионально-личностному развитию педагогов лежит через создание в ДОУ системы профессионального самоуправления, реализуемой посредством участия педагогов в деятельности мониторинга качества образования.

Использование этой технологии в качестве основного метода контроля эффективности развития, воспитания и обучения детей позволяет реализовать важнейший гуманистический принцип «Не навреди!», избежать многих ошибок в педагогической деятельности, прогнозировать ее дальнейшее развитие, устанавливать партнерские взаимоотношения администрации и коллектива.

Одним из принципов управления качеством является принцип принятия управленческих решений, основанных на фактах и данных, способствующих своевременному предотвращению неблагоприятных или критических ситуаций.

Система получения точных данных о состоянии деятельности ДОУ и принятия обоснованных решений может быть обеспечена посредством мониторинга, представляющим систему сбора, обработки, хранения распространения информации об образовательной системе, отдельных ее элементах, который позволяет судить о состоянии ДОУ в любой момент времени и прогнозировать его развитие.

Среди множества задач мы выделили такие, как:

- непрерывное наблюдение за динамикой развития ДОУ, своевременное выявление изменений и тех факторов, которые вызывают эти изменения;

- осуществление тактического и стратегического прогнозирования важнейших процессов в ДОУ:

- повышение мотивации сотрудников в области обеспечения качества предоставляемых услуг;

- вовлечение родительской общественности в процесс улучшения качества образования конкретного дошкольного образовательного учреждения.

С точки зрения современных научных подходов качество образования характеризуется совокупностью следующих критериев, о которых мы говорили выше, - качество условий, качество образовательного процесса, качество результатов этого процесса.

Учитывая это, при разработке системы мониторинга качества образования, мы также выделили 3 раздела.

Первый разделресурсное обеспечение или качество условий. Раздел включает в себя характеристики основных видов ресурсов дошкольного образовательного учреждения:

- показатель «Удовлетворение потребности населения в услугах детского сада» позволяет отслеживать количество новых форм организации дошкольного образования, открытие новых групп и кабинетов (см. диаграмму №1);

- показатель «Материально-техническое обеспечение» включает в себя количество отремонтированных помещений, обеспеченность физкультурно-оздоровительным и технологическим оборудованием, оснащенность предметно-развивающей среды (93%);

- показатель «Программное обеспечение» показывает состав реализуемых педагогических программ и технологий как основных, так и дополнительных, введение новых программ, методик, технологий (97%);

- показатель «Кадровое обеспечение» дает нам информацию (в процентах; см. диаграмму) о квалификации административного персонала, педагогического коллектива, работниках медицинской службы, о среднем возрасте сотрудников, об укомплектованности штатов, текучести кадров и др.(см. диаграмму №2);

- показатель «Социальное и педагогическое партнерство» дает характеристику о наличии форм самоуправления в ДОУ, о качестве учреждений-партнеров, сотрудничающих с детским садом (договора о сотрудничестве с социальными институтами детства);

- показатель «Обеспечение безопасности деятельности образовательного учреждения» дает представление о наличии оборудования для решения этих задач: тревожные кнопки автоматической пожарной сигнализации, контрольно-пропускного режима (100%).

Второй раздел - качество деятельности дошкольного учреждения. Раздел содержит основные показатели работы персонала (административного, педагогического, специалистов службы сопровождения). Деятельность сотрудников представлена характеристиками освоенных курсов повышения квалификации, данными участия в опытно - экспериментальных (инновационных) проектах, конкурсах профессионального мастерства, других формах обобщения и представления опыта (научные и методические публикации, проведение семинаров).

В состав показателей введен блок, характеризующий политику взаимодействия ДОУ и инфраструктуры: количество реализованных программ с музеями, вузами, медицинскими, спортивными, общественными учреждениями, ближайшим социумом.

Третий раздел - качество результатов деятельности ДОУ. В составе раздела представлены характеристики основных результатов деятельности детского сада:

- в показателе «Эффективность воспитательно-образовательного процесса» учитывается процент детей, освоивших образовательные программы, выпущенных в школу с чистой речью, поступивших в школы повышенного уровня обучения, посещающих кружки дополнительного образования, процент участников спортивных соревнований, конкурсов и др.;

- показатель «Эффективность работы по охране и укреплению здоровья» представлен в процентах к общему количеству детей по уровню заболеваемости, травматизма, динамики здоровья детей, также оценивается доля детей, требующих коррекционной работы;

- показатель «Удовлетворенность деятельностью ДОУ участников образовательного процесса» содержит информацию об удовлетворенности качеством дошкольного образования всех основных субъектов образовательного процесса - администрации, педагогов и родителей. Этот показатель оценивается методом анкетирования.

Таким образом, методика оценки качества образования (МОКО), выработанная в результате реализации инновационного управленческого проекта, способствует отслеживанию динамики качества образовательных услуг и оценке эффективности управления качеством образования в нашем ДОУ.



Kazanobr.ru. Электронный научно-методический журнал. © Copyright 2011-2017.

Казанский образовательный портал. Управление образования ИКМО г. Казани.

Сайт является средством массовой информации (СМИ). Свидетельство о регистрации Эл №ФС 77-61687

выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций