Общеобразовательная среда гимназии как саморазвивающаяся и самоорганизующаяся педагогическая система

Дериновская Альбина Габдулхаковна, директор МБОУ «Гимназия №40»
Приволжского района г. Казани


Гимназия как социально-педагогический организм - система развивающаяся. Под ее развитием понимается осуществление целеустремленных и планомерных позитивных качественных изменений. При этом источником развития гимназии (как и любой системы) является противоречие между хаосом и упорядоченностью «с одной стороны, развитие системы есть движение по направлению к целостности, к тотальности, к полной упорядоченности, а с другой – целостность есть смерть системы, остановка в ее развитии» Многие факты из практики свидетельствуют об этом. Какая бы четкая, логичная, результативная система гимназии ни сложилась, всегда по мере ее развития проявляется неудовлетворенность отдельных личностей (педагогов или детей) необходимостью подчиняться общему ходу жизни. Это рано или поздно приводит к изменениям, введению новшеств.

Сегодня гимназия как общеобразовательное учреждение способна предложить самые различные уровни общего и дополнительного образования – не только на уровне Государственных стандартов, но также повышенные и специальные в соответствии с уровнем подготовки, состоянием здоровья, запросами и возможностями учащихся и их родителей, тем более, что в настоящее время всё большее и большее количество жителей города приходит к выводу о необходимости получения образования, соответствующего современным социально – экономическим условиям.

Под целью работы современной гимназии нами понимается создание условий для внедрения современных организационно-экономических и правовых механизмов развития образовательной системы гимназии, гарантирующих конституционное право на равное получение государственного образования и право на выбор индивидуальных траекторий образования в соответствии с их предпочтениями, возможностями, в том числе и через платные образовательные услуги.

Миссия гимназии – создание наиболее благоприятных условий развития для всех учащихся с учётом различий их склонностей и способностей, использование возможностей образовательного пространства гимназии, развитие дополнительного образования, привлечение социальных партнёров;

гибкое реагирование на социально – культурные изменения среды. Адаптация учащихся к быстро изменяющейся жизни; создание условий для саморазвития и самореализации каждого ученика.

Современные тренды в основании современного образования задаются той законодательной базой, которая формируется последние годы. Это и новые образ стандарты, формы контроля, широкий диапазон новых образ инициативных программ. Всё это вместе создаёт основу тех беспрецедентных изменений, которые охватили всю систему образования. В этих условиях роль руководителя приобретает новый статус, появляются функции, которые были несвойственны руководящей деятельности в XX столетии. В современных условиях директор-одиночка обречён на провал. Усложнению и развитию подвергаются все структурные элементы образовательной системы. Поэтому сегодня эффективный директор – это директор с сильной командой единомышленников... Командой, где каждый член команды превосходит директора в определённых навыках и знаниях. Одним из основных механизмов создания управленческой команды и её сплочения является делегирование полномочий. Важно подчеркнуть, что сутью хорошего управления является создание таких управленческих ситуаций, где проблемы решает не лично руководитель, а люди составляющие его команду. Что, с одной стороны, обеспечивает их профессиональный рост, а с другой стороны, способствует психолог уверенности личности в собственных силах и компетентности.

Пытаясь обобщить основные виды и формы управленческой деятельности директора гимназии, мы можем выделить три самостоятельных формы деятельности: диагностико – прагматическую, творчески – программирующую, организационно – побудительную.

Конечно, ключевым условием любого педагогического коллектива является благоприятный социально - психологический климат. Наш собственный многолетний опыт работы в педагогическом коллективе позволил выделить признаки благоприятности: взаимное уважение между педагогами и учащимися, общность идей и командная работа, низкие показатели текучести кадров и сезонной заболеваемости, стремление к повышению квалификации, креативность и готовность к освоению новых форм педагогической деятельности.

Что бы вы ни делали как руководитель, какое бы решение ни принимали в отношении людей, убедитесь в том, что это «чистое» решение – оно принято без участия вашего ЭГО и самолюбия. Работайте с ситуацией и реагируйте только на неё. Не вовлекайте в процесс личные мотивы и амбиции. Социально-психологический климат коллектива – это качественная сторона межличностных отношений как совокупность психологических условий продуктивной совместной деятельности и развития личности.


Любая система результативна тогда, когда она выполняет свою функцию и, выполняя ее, приносит желаемый результат. Основой результативности образовательного учреждения является, на наш взгляд, совместная деятельность. Совместная деятельность учеников на уроке, учителя и ученика, родителей с детьми. Как утверждают психологи, феномен совместной деятельности не столь распространённое явление, как ожидалось бы. Для системы образования, где приоритетными задачи является трансляция (передача) опыта освоения новых форм мышления и воспитания личности, низкие результаты подчас обусловлены отсутствием совместной деятельности, поскольку решить эту задачу не может один человек (педагог или ученик). Это всегда результат усилий двух участников. Под признаками совместной деятельности мы понимаем: общее видение предмета деятельности и общие ценности, функциональную структуру взаимодействия, общее представление о цели, средствах и возможном результате взаимодействия, культуру коммуникаций.

Позвольте перейти к анализу управленческой деятельности директора ОУ. Первое, на что хочется обратить внимание, что отличительным признаком этой профессии является приоритетное значение коммуникативной функции. Можно сказать, что управленческая деятельность директора школы – это всегда взаимодействие. Мы выделяет три основные сферы таково взаимодействия:

С окружающим миром

С другими людьми

С самим собой

Взаимодействие с окружающим миром опосредовано той нормативной базой образ деятельности, которая имеется на сегодняшний день.

Когда мы говорим о взаимодействии директора школы с другими людьми, то мы выделяет такие социальные группы как: вышестоящие руководители, педагогический коллектив, родительская общественность, коллеги - директора, ученики.

Но, коммуникативная деятельность директора школы предполагает высокую культуру взаимодействия с самим собой. Речь идёт о само-менеджменте, тайм-менеджменте, аутотренинге.

Проблема совместной деятельности выводит на проблему мотивации участников образовательного процесса (или желания участия в том или ином образовательном процессе). На наш взгляд, мотивация как педагогического коллектива, так и ученического коллектива, входит вкруг обязательных задач директора образовательной организации. Надо отметить, что написано немало книг по методам внешней и внутренней мотивации сотрудников, но каждый директор, в каждом педагогическом коллективе находит свои действенные методы мотивации участников образ процесса. Так, к системе мотивации педагогического коллектива мы относим обучение персонала, поощрения за сотрудничество, систему карьерного роста, участие в грантовых конкурсах. А к системе мотивации ученического коллектива –

участие в научно-практических конференциях школьников, олимпиадном движении, фестивалях детского творчества, грантовую поддержку талантливой молодежи.

Этнокультурные проекты гимназии №40

В развивающей системе с неизбежностью возникают конфликты. Для образования это прежде всего педагог, конфликты которого представляют собой противоречия профессионального и межличностного взаимодействия, конструктивное разрешение причин которого способствует достижению целей образования.

Таким образом, мы подходим к главному вопросу: Кто он – современный руководитель школы? Используя японскую модель успешного менеджера, мы бы указали такие черты личности как бескорыстие, обаяние, харизма, социальная толерантность. Если же говорить на языке компетенций, обеспечивающих успешность в профессиональной деятельности директора школы, то следует назвать: способность к профессиональному развитию; ценностное целеполагание; футуристичность мышления; ассертивность; резистентность; аттракция.

Способность к профессиональному развитию

Потребность и умение находить возможности обогащения содержания своего труда за счет овладения новыми технологиями или участия в их создании

Ценностное целеполагание

Способность ставить цели в соответствии с абсолютными ценностями и использовать внутреннюю мотивацию для их достижения

Футуристичность мышления

Способность предвидеть и прогнозировать будущее

Ассертивность

Способность удерживать баланс между адекватной самооценкой , внутренней свободой и уважением к другому человеку, его внутренней свободе

Резистентность

Способность противостоять неудачам, сохраняя присутствие духа, формировать позитивное реалистическое видение, извлекать максимальную пользу из неудач

Аттракция

Умение нравиться людям, вызывать их расположение и доверие через сочетание природного обаяния, сознательной работы над имиджем и эмоциональным интеллектом


Если говорить о специфике образовательного учреждения (гимназия с этнокультурным компонентом) и об особенностях ее реализации, то подобный статус предоставил нам большие возможности и преимущества для осуществления образовательной деятельности в непростых условиях, когда перед системой образования остро стояли вопросы дальнейшей стратегии развития, когда стояла необходимость введения федеральных государственных образовательных стандартов.

Мы прекрасно понимали тот факт, что духовные ценности народа, его традиции, нормы поведения в течение многих веков играли решающую роль в воспитании и становлении подрастающего поколения, в формировании его нравственных, эстетических, трудовых и социальных качеств в целом. Поэтому перед гимназией стояла задача формирования морально-этического облика подрастающего поколения на ценностях этнической, отечественной и мировой культуры. В таких условиях образование в гимназии должно было развиваться с учетом традиций этноса в обучении и воспитании детей. Такое образование формирует, прежде всего, национальное самосознание, ценностное отношение к Родине, к природе, к семье, родному дому и родителям, к труду, к творчеству по законам красоты, к культурному наследию и традициям своего и других народов. Необходима была особая межкультурная педагогика, которая рассматривала бы поликультурное общество в качестве условий для совместного обучения и взаимного культурного обогащения.

Модульно-рейтинговая технология

На этапе подготовки введения модульно-рейтинговой технологии учитель проводит дополнительную работу по структурированию и представлению учебного материала в виде модулей и учебных элементов. Она включает в себя следующие шаги:

Нами сконструированы Карты эффективности урока, которые используются управленческой командой при посещении урока. Многолетняя апробация доказала 100% валидность их работоспособности.

Эффективность урока по Образовательным программам 2004 года

Ф И О учителя:

Учебный предмет:

Класс:

Дата:

Тема урока:

Цель посещения:

Характеристика урока №___

1

Цель назначена



2

Организованы действия учащихся по принятию цели действия


3

Соответствие содержания учебного материала цели урока обеспечено:

Мотивацией




Сотрудничество учителя и учащихся



Контроль и самоконтроль



4

Соответствие методов обучения содержанию урока


5

Соответствие форм познавательной деятельности обеспечило:

Сотрудничество между учащимися




Включение каждого ученика в деятельность по достижению триединой дидактической цели


6

Правильность отбора форм организации урока


7

Уровень достижения триединой цели урока

образовательный





воспитательный


развивающий



8

Организован контроль и оценка знаний учащихся


Эффективность урока:



РЕКОМЕНДАЦИИ:






ПРИМЕЧАНИЕ:

2 балла – реализовано полностью,

1 балл – реализовано частично,

0 баллов – не реализовано

85% и более – урок отличный

65% - 84% – урок хороший

45% - 64% – урок удовлетворительный

26 – максимально возможная сумма,

Х – сумма баллов, выставленных экспертом

3у – эффективность урока

3у=____/26 х 100% = ______



Эффективность урока по Образовательным программам 2016 года (ФГОС НОО)

ФИО учителя:

Учебный предмет:

Класс:

Дата:

Тема урока:

Цель посещения:

Характеристика урока № ___

Тип, форма, содержание, структура урока

1

Соответствие типа урока поставленным целям для ученика. Логическая связь структуры урока, его этапов


2

Соответствие формы урока достижению предметных, метапредметных и личностных результатов обучения


Деятельность учителя по целеполаганию (компетентность педагога в области

постановки цели и задач урока)

3

Направленность цели на ожидаемый и диагностируемый результат обучения.


4

Представление задач урока как системы действий учителя по достижению цели


Деятельность учителя по мотивации учащихся (компетентность учителя в области

мотивирования обучающихся

5

Учитель запланировал задание, способствующее актуализации учащимися личностного опыта и пониманию ограниченности имеющихся умений для решения поставленной задачи, проблемы


6

Учитель поддерживает интерес к познанию посредством организации самооценивания учеником степени достижения цели учения


Деятельность учителя по достижению учебных целей

7

Особенности учебной деятельности учащихся (групповая, индивидуальная, фронтальная)


8

Уровень развития личностных возможностей учащихся, включая формирование его рефлексивного мышления и собственного мнения


Инструментарий учителя (технология, методы, приёмы). Компетентность педагога в методах преподавания (уровень методической грамотности). Адекватность выбранных форм, методов и приёмов, направленных на формирование и развитие УУД

9

Эффективное использование инструментария учителя для достижения результатов взаимодействия. Адекватность выбранных форм, методов и приёмов, направленных на формирование и развитие УУД в соответствии с возрастными особенностями учащихся (ИКТ, методы)


Компетентность педагога в предмете преподавания

10

Учитель демонстрирует знание основ преподаваемого предмета, раскрывает связь новой темы с предыдущими и будущими темами по предмету, взаимосвязь с другими предметами по заданной теме


Компетентность педагога в области организации учебной деятельности

11

Учитель ставит задачи, структурирующие и организующие деятельность учащихся на каждом этапе урока


12

Учитель владеет методами организации индивидуальной и совместной деятельности учащихся, направленной на решение поставленных целей и задач


Формирование и развитие УУД

13

Соответствие уровня сложности заданий, направленных на формирование и развитие УУД: личностных, познавательных, коммуникативных, регулятивных


Организация контроля результатов обучения: разнообразие применяемых форм контроля в течение урока

14

Разнообразие применяемых форм контроля результатов обучения в течение урока


Результативность совместной деятельности по достижению учебных целей

15

Результат совместной учебной деятельности на каждом этапе урока


16

Разнообразие форм представления результата совместной деятельности (проект, план, тезисы, аннотации, тест, контрольные упражнения и др.




Формы самооценки (рефлексия) деятельности учащихся


Дидактическое оснащение урока

17

Разнообразие заданий различного типа, вида и формы; оптимальность и целесообразность формы организации ТСО на уроке


Стиль общения

18

Деятельность учителя по созданию и поддержанию психологического комфорта на уроке при общении с каждым учеником


Эффективность урока

баллы


%


Комментарии

Выводы и предложения




ПРИМЕЧАНИЕ:

2 балла – требование выполнено

1 балл – есть резервы

0 баллов – требование не выполнено

- 85% и более – урок отличный

- 60 – 84% - допустимый уровень

- 50 – 60% - критический уровень

- Менее 50% - недопустимый уровень урока

38 – максимально возможная сумма,

Х – сумма баллов, выставленных экспертом

3у – эффективность урока

3у=____/38 х 100% = ______

Перед гимназией встал вопрос: каким образом осуществить интеграцию тенденций в современном образовании и этнокультурную составляющую. Было принято решение о создании системы гимназического образования с этнокультурным компонентом, а образовательный процесс построить на принципах актуализации межкультурных связей этносов как традиционных, так и развивающихся и постоянно осуществлять психолого-педагогический и эколого-валеологический мониторинг, что, в свою очередь, должно привести к достижению эффективных результатов обучения, воспитания и развития учащихся, и отразиться на их духовном и физическом оздоровлении, общекультурной информированности, научной и методологической грамотности, допрофессиональной компетентности.

Перед нами стояли непростые задачи реализации концепции гимназии этнокультурной направленности в начальной, базовой и полной школе. Необходимо было: создать педагогическую систему, все компоненты которой (цели, задачи, диагностика, содержание, организация содеятельности субъектов образовательного процесса, формы урочной и внеурочной деятельности учащихся, критерии оценки знаний учащихся и внеурочной деятельности учащихся, эффективности методических систем и всего образовательного процесса) подчинены идеям гуманистической педагогики и учету специфики гимназии; создать соответствующую материальную базу и культуротворческую среду с ее межкультурным содержанием и с учетом проведения традиционных мероприятий, характерных для русского, татарского и других, населяющих республику этносов; отработать программы, учебные тексты, методические разработки и пособия, позволяющие организовать самостоятельную учебную деятельность.

Благодаря профессиональному походу в гимназии сложилась оптимальная модель для реализации межкультурной педагогики, которая рассматривалась нами в виде системы. В свою очередь, системный подход к освоению этнокультурного компонента позволяет целенаправленно, качественно, осуществлять образовательный процесс.

Первое, на чем хотелось бы остановить Ваше внимание – это, конечно же, педагогические условия. Опора на этнокультурные ценности в организации учебно-воспитательного процесса в гимназии преследует определенную цель — взять из опыта прошлого то, что способствует требованиям современности и будущего, не пытаясь при этом обойти негативные моменты нашей, наоборот, выявить их причины для того, чтобы не повторить в будущем ошибок нашего времени.

Системный подход к процессу становления образовательного учреждения с этнокультурным компонентом позволил спроектировать и осуществить работу по нескольким направлениям. На сегодняшний день система этнокультурного образования в гимназии имеет следующую структуру: этнокультурная составляющая федерального компонента, спецкурсы школьного компонента, система дополнительного образования, внеклассная и внешкольная работа по этнокультурному образованию, экскурсионная работа.

Подводя итог, хочется сказать, что творческое отношение к воспитанию гимназистов, бережно хранимые и преподаваемые традиции, достаточный уровень базовых и не только знаний учащихся, обогащенный национальными традициями, инновационная деятельность в рамках проектов, эффективные технологии обучения воспитания и развития детей, новые формы и методы организации познавательной деятельности учащихся, оптимальные структуры, системы и механизмы управления, кафедральная структура позволяют гимназии создавать особые педагогические условия и быть той воспитывающей средой, которая влияет на личностное развитие ребенка и содействует его вхождению в современную культуру.



Kazanobr.ru. Электронный научно-методический журнал. © Copyright 2011-2017.

Казанский образовательный портал. Управление образования ИКМО г. Казани.

Сайт является средством массовой информации (СМИ). Свидетельство о регистрации Эл №ФС 77-61687

выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций