Систематизация педагогической деятельности преподавателей в рамках реализации программы ДМХШ №3 по патриотическому воспитанию учащихся

Гизатуллина Альфия Нуримановна, заместитель директора по УВР
МБУДО «ДМХШ №3» Ново–Савиновского района г. Казани


Роль музыкальных школ в патриотическом воспитании представляется очень важной, ибо музыка оказывает сильнейшее воздействие на эмоциональную сферу личности, а через нее на сознание человека. Музыкальная школа – одно из немногих мест, где дети и подростки имеют возможность не только познакомиться с музыкальными произведениями, но и полностью погрузиться в музыкальную культуру нашей страны.

Исходя из этого, и была сформулирована цель в деятельности нашей школы по формированию у учащихся чувства патриотизма: «Воспитание любви и уважения к родной стране посредством интеграции в её музыкальную культуру».

В данном направлении мы выделили, как приоритетные, два вектора работы.

Первый можно сформулировать как «Формирование знаний о музыкально-национальной культуре родного края как основы многокомпонентной работы по патриотическому воспитанию подрастающего поколения».

Второй - формирование гражданственности на основе изучения музыкальных произведений военной тематики, и их трансляция как важнейший компонент работы по патриотическому воспитанию подрастающего поколения.

Для выполнения поставленных целей в воспитании наших учащихся мы предполагаем решение следующих задач:

- воспитание осознанного восприятия культуры Поволжья как многокомпонентного явления;

- знакомство с народной и профессиональной музыкой Поволжья, как необходимого компонента в формировании национального самосознания;

- формирование познавательного интереса к истории страны через знакомство с музыкой гражданско-патриотического содержания;

- формирование познавательного интереса к культуре родного края посредством усвоения музыкально-теоретических и музыкально - исторических знаний, а также приобретения музыкально-исполнительских навыков;

- создание условий для самостоятельного творчества в русле народных традиций и воплощения гражданско-патриотических образов.

Формирование знаний о музыкальной культуре родного края является основой работы по патриотическому воспитанию в музыкальной школе: именно здесь - в фольклоре и выросшей из него профессиональной музыке - сосредоточены духовные и нравственные основы ментальности народа. Через осознание духовно-нравственного и художественно - эстетического богатства культуры родного края воспитывается уважение к своему народу и гордость за свою страну. Татарстан – многонациональная республика, и ее культура соткана из множества равноценных, равнозначимых, равноуважаемых элементов. Поэтому погружение в многоэлементный музыкальный мир является замечательным средством патриотического воспитания, конфессиональной и культурной толерантности.

Вот поэтому, одним из важных шагов в данном направлении, было создание программы «Формирование знаний о музыкальной культуре родного края как обязательный и необходимый элемент обучения и воспитания детей 7-18 лет», где национально-патриотическое воспитание является обязательной и необходимой частью всего учебного процесса. В программе учитывается не только музыкальный, но и исторический аспект содержания обучения, так как развитие музыкальной культуры неотделимо от исторического развития страны.

Программа действует в школе на протяжении многих лет имеет несколько редакций и служит методологической основой для воплощения идеи национально-патриотического воспитания учащихся.

Реализация Программы предусматривает неразрывное единство трех видов деятельности: учебной, методической и культурно-просветительской.

Учебная деятельность. Всем известно, обучение в музыкальной школе, традиционно, предполагает освоение комплекса исполнительских и музыкально-теоретических дисциплин: инструмент, ансамбль, хор, сольфеджио, слушание музыки, музыкальная литература. Включение в учебный материал по всем предметам большего количества народной музыки и произведений композиторов Поволжья позволяет учащимся интегрироваться в образный, интонационный, ритмический и ладогармонический мир национальной музыки, познакомиться со спецификой бытования и освоить характерный для данной музыки стиль исполнения.

Занятия музыкально-теоретического цикла, закладывающие основы музыкального мышления, обогащают знаниями об истории и специфике национальной музыки. На уроках сольфеджио акцентируется внимание учащихся на интонационно-ритмических и ладовых особенностях строения национальной музыки.

Если особенности русской народной и профессиональной музыки рассматриваются в учебниках достаточно подробно и широко, то учебные пособия по татарской музыке весьма малочисленны. Преподавателями нашей школы разрабатываются авторские методические материалы, посвященные изучению татарской музыке. Например, на занятиях с детьми дошкольного возраста используются упражнения, разработанные на основе татарских народных песен.

Авторский курс «Татарская музыкальная литература» продолжает и расширяет образовательно-развивающий процесс, начатый в курсах учебных предметов «Слушание музыки», «Музыкальная литература», а также теснейшим образом взаимодействует с предметами исполнительского цикла, т.к. зачастую на уроках иллюстраторами выступают сами учащиеся.

Полученные знания учащиеся имеют возможность применить в исполнительском творчестве. В ДМХШ №3 существуют два замечательных коллектива, в которых народная музыка составляет основу репертуара: ансамбль народных инструментов «Мирас» и вокальный фольклорный ансамбль «Родничок», известные в городе и Республике. Деятельность этих коллективов отмечена многочисленными победами на различных конкурсах и фестивалях: от городских до международных.

Показателем успешности реализации поставленных задач являются участие и высокие достижения учащихся школы в многочисленных конкурсах, посвященных национальной музыке.

Полученные теоретические знания о национальной музыке, а так же навыки исполнительской национальной культуры позволяет учащимся реализовать их в собственном творчестве – сочинении музыки с опорой на фольклорные традиции.

На уроках по инструменту дети с удовольствием подбирают на слух народные мелодии и популярные песни отечественных композиторов.

А основой для работы по развитию творческих навыков учащихся служат методические разработки преподавателей, нацеленные на решение задач национально-патриотического воспитания.

Одной из важнейших задач музыкального обучения и воспитания является формирование культурно-эстетического уровня учащихся. Основным видом работы в данном направлении выступает внеклассная деятельность, нацеленная на расширение культурно-эстетического кругозора детей. Учащиеся посещают концерты, музыкальные и драматические спектакли, музеи; ведь прослушивание музыки в акустических условиях, наблюдение за выступлениями музыкантов усиливают восприятие произведений искусства, обогащают культурный и слуховой багаж учащихся. В процессе освоения татарской музыки обязательно организуем «культпоходы» на балет Ф. Яруллина «Шурале» в ТГТОиБ им. М. Джалиля с младшими школьниками, с учащимися старших классов - опер Р. Ахияровой «Любовь поэта», Н. Жиганова «Джалиль» в ТГТОиБ им. М. Джалиля, музыкальную драму на музыку С. Сайдашева «Голубая шаль» в ТГАТ им. Г. Камала. Яркие впечатления от спектаклей откладываются в сознании детей и впоследствии получают выражение в их исполнительской практике.

Знакомство с музейными экспозициями позволяет погрузиться в атмосферу истории и быта народов Поволжья, жизни и творчества того или иного деятеля культуры. Музей С. Сайдашева, музей-квартира Н. Жиганова, музей-квартира М. Джалиля, музей Г. Тукая, Государственный национальный музей РТ - далеко не полный список культурных памятных мест Казани. Урок по татарской музыкальной литературе по теме «Творчество С. Сайдашева» на протяжении многих лет в обязательном порядке проходит в музее композитора.

Воспоминание о посещении концертного зала, театра или музея, возвращая память ребенка к этим событиям, воскрешают связанное с ними эмоционально-приподнятое состояние, обостряют эстетические чувства, формируют чувство гордости за историю и культуру родной республики.

Методическая деятельность преподавателей в системе реализации программы национально – патриотического воспитания. Успешность учебно-воспитательной деятельности любого образовательного учреждения, обеспечивается методической оснащённостью, составляющей методологическую основу для реализации поставленных целей и задач. Методическая работа преподавателей школы охватывает достаточно широкий спектр видов деятельности, среди которых можно выделить:

-создание учебных программ, методических разработок и репертуарных списков;

- творческую деятельность преподавателей (создание нотных переложений, аранжировок);

- трансляцию педагогического опыта (выступления на ШМО, ГМО, тематических конференциях, публикацию методических работ, участие в конкурсах педагогического мастерства).

Как уже говорилось, в ДМХШ №3 основой национально-патриотической воспитательной работы является программа «Формирование знаний о музыкальной культуре родного края как обязательный и необходимый элемент обучения и воспитания детей 7-18 лет», в которой систематизировано взаимодействие всех видов деятельности школы по патриотическому воспитанию и разработан комплекс мероприятий на 2014-2019 гг.

В результате поиска наиболее эффективного варианта преподавания татарской музыкальной литературы, преподавателями музыкально-теоретических дисциплин Гизатуллиной А. Н. и Шушариной В. В. была создана авторская программа, основанная на разработанной в 1997 году профессором КГК В. Дулат-Алеевым программе по татарской музыкальной литературе. В отличие от программы Дулат-Алеева, материал которой распределён по полугодиям разных годов обучения (одно из полугодий 4-го и одно из полугодий 7 классов), данная программа рассчитана на один учебный год (7 класс) согласно учебному плану ДМХШ №3. В программе предлагается иное распределение материала по темам и расширенное их содержание, что соответствует возрастным особенностям и уровню интеллектуального развития учащихся 13-14 лет. Ещё одной отличительной особенностью программы является включение в неё вариантов контрольных работ, новых форм личностно-ориентированной диагностики результатов освоения материала курса. Кроме того, программа отражает актуальные в современном образовании методики проблемного и развивающего обучения.

Основателем и руководителем фольклорного ансамбля «Родничок», преподавателем вокально-хоровых дисциплин высшей квалификационной категории Журковой Н. Н. разработана «Программа народного пения (для фольклорных певческих ансамблей ДМШ и ДШИ)» для детей 7- 18 лет». Программа нацелена на изучение и трансляцию русских народных культурных традиций, формирование уважения и любви к национальной культуре. Программа основана на принципе синкретичности фольклора, и предполагает освоение всего вокально-танцевально-драматического комплекса. Программа включает знакомство и освоение различных традиционных певческих стилей (южная традиция, казачье пение, волжский, средне - русский и западно-певческие стили, а также певческие стили Урала, Сибири и Дальнего Востока).

Для подготовительного отделения ДМХШ№3 преподавателем музыкально-теоретических дисциплин Галиевой М.Н. разработана «Программа по сольфеджио для детей 5-6 лет «Забавные нотки». В качестве дидактического материала в Программе используется детский песенный фольклор и ритмические партитуры на основе татарских народных песен, разработанные автором.

Все эти программы носят динамичный характер и регулярно пополняются методическими и творческими разработками преподавателей, отражающими актуальные тенденции музыкальной педагогики.

В целях распространения педагогического опыта методические материалы транслируются на заседаниях методических объединений города, семинарах, конференциях городского и Республиканского уровней. Лучшие работы отмечены дипломами и сертификатами на научно-практических конференциях.

Кроме того, в программе разработан комплекс мероприятий по реализации программы, прописаны моменты контроля, анализа и регулирования программы.

Уже 26 лет вся деятельность ДМХШ №3 нацелена на воспитание гармонически-развитой личности с активной гражданской позицией, формирование национального самосознания, способности приумножать культурные достижения своего народа. Результаты этой работы трудно измерить, перевести в цифры и иные показатели. Хочется надеяться, что жизнедеятельность наших выпускников, воспитанных в духе патриотизма, будет направлена на совершенствование нашего общества, способствовать мирному взаимодействию народов России.



Kazanobr.ru. Электронный научно-методический журнал. © Copyright 2011-2017.

Казанский образовательный портал. Управление образования ИКМО г. Казани.

Сайт является средством массовой информации (СМИ). Свидетельство о регистрации Эл №ФС 77-61687

выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций