Механизмы управления процессом формирования лингвистической компетенции учащихся в образовательном пространстве лингвистической школы (На примере ILS XXIC.+)

Обухова Надежда Петровна, к.п.н, доцент,
научный руководитель лингвистического направления ILS XXIc.+
Гаврилова Екатерина Михайловна, зам. директора по УВР МАОУ
«Лицей - инженерный центр» Советского района г. Казани


Исследование механизмов управления формированием лингвистической компетенции (ЛК) учащихся является одной из актуальных проблем в системе школьного образования. Решение данной проблемы повысит эффективность обучения и подготовки учащихся к будущей успешной личностной и профессиональной реализации.

Современный процесс обучения иностранным языкам представляет конгломерат, состоящий из многих компонентов и, в частности, из усвоения знаний о системе иностранного языка, с одной стороны, и умения учащихся применять эти знания на практике, с другой стороны, т.е. осуществлять коммуникацию в реальных речевых ситуациях не только на уроках, но и во внеурочное время.

Исходя из вышеизложенного и опираясь на разработанные концепции деятельности ILS XXIc.+, обучение иностранному языку мы заменили иноязычным образованием, что предполагает формирование различных типов мышления (аналитического, критического, конвергентного, дивергентного); способности мыслить в контексте двух и более культур; творческий подход к решению проблем; навыки командной и независимой работы; освоение информационных технологий; формирование различных компетенций: коммуникативной, лингвопознавательной, лингвострано-ведческой и т.д.

Как видно из вышеперечисленного, понятие языковой личности включает наличие различных компетенций, одной из которых является лингвистическая компетенция (ЛК).

Отечественная и зарубежная психолого-педагогическая, лингвистическая и методическая литература пока ещё не даёт однозначного определения ЛК. Во многих исследованиях встречаются ссылки на Общеевропейские компетенции владения иностранным языком, где в главе 5 раскрыта сущность необходимых для коммуникации на иностранном языке компетенций. Так ЛК рассматривается как наличие различных видов речевой деятельности (монолог, диалог, чтение, письмо), корректно применяемые знания иноязычного языкового кода для целей коммуникации.

В целях получения более широкой картины того, что понимается под ЛК, обратимся к отечественным авторам. Так, А.Л. Бердичевский считает, что ЛК – это «знание системы языка и правил её функционирования в иноязычной коммуникации, т.е. ЛК включает наличие языковых средств с определенным коммуникативным потенциалом, знание языковых средств и их функций, владение фоновым механизмом речевой деятельности». Е.В. Тихомирова считает, что ЛК – это «способность строить правильные, с точки зрения норм изучаемого языка, собственные высказывания и воспринимать чужие».

В своей деятельности мы придерживаемся точки зрения Р.К. Миньяр-Белоручева, что ЛК представляет собой «знание системы языка и правил оперирования языковыми средствами в процессе речевой деятельности». Кроме того, ЛК рассматривается нами как предпосылка для коммуникативной компетенции, т.к. только владея системой языка, можно осуществлять коммуникацию на этом языке.

Таким образом, перед нами стояла цель разработать систему механизмов управления формированием ЛК учащихся на уроках иностранного языка и во внеурочное время. В связи с этим, основываясь на современных психолого-педагогических, лингвистических и методических концепциях, мы направили процесс формирования ЛК учащихся ILS XXIc.+ на изучение языковой системы иностранного языка, а также истории, традиций и обычаев тех, кто говорит на английском и немецком языках, поскольку в школе изучаются два иностранных языка – английский с первого года обучения и немецкий со второго года обучения.

Кроме того, мы решаем задачу воспитания языковой личности, выработки у учащихся языкового идеала, что должно привести к формированию лингвистического мировоззрения, а это подразумевает восприятие языка как объективно существующей системы сообщества людей.

Вернемся к образовательному пространству ILS XXIc.+ и рассмотрим некоторые механизмы формирования ЛК учащихся, используемые в процессе обучения. В первую очередь внимание было сконцентрировано на создании познавательной ценности уроков иностранного языка, формировании различных типов мышления (конвергентного, дивергентного, оценочного и др.), развитии интеллектуальных способностей учащихся, осмыслении общечеловеческих ценностей, привитии положительного отношения к иностранному языку, воспитанию личности, связи иностранного языка с другими предметами. Что способствовало реализации данной задачи?

Во-первых, выбор дополнительного аутентичного УМК, во-вторых, создание дидактической лаборатории учителя, в–третьих, вовлечение учащихся в активную учебно-творческую деятельность на уроках, в-четвертых, использование инновационных средств обучения.

Другим важным механизмом управления формированием ЛК учащихся являются дополнительные занятия «World around us» (Мир вокруг нас), «Fun Grammar» (Занимательная грамматика) и уроки английского и немецкого языков с носителями языка. Перечисленные предметы не только углубляют представления учащихся о языковой системе, но представляют удивительные возможности для включения в непосредственную коммуникативную деятельность, поскольку все эти уроки ведутся на английском и немецком языках.

Занятия по предмету «World around us» представляют значительный объём информации по различным областям знаний: географии, биологии, физике и т.д., естественно ориентируясь на возрастные особенности учащихся. Программа предмета построена с учетом межпредметных связей: литература, история, география, окружающий мир. Учащиеся изучают такие темы, как «Живая и неживая природа», «Страны и континенты», «Путешествие в англоязычные страны», «Великобритания», «Солнечная система», «Планета земля» и много других важных и интересных тем. Контроль за качеством обученности осуществляется в форме тестов, викторин, проектных работ.

Что касается занятий с преподавателями носителями языка, то, безусловно, это означает возможность коммуникации, которая выходит за пределы УМК и расширяет языковой и лингвострановедческий кругозор учащихся, благодаря личному общению с представителями культуры изучаемого языка.

Огромный вклад в формирование ЛК вносит тот факт, что вторая половина пребывания учащихся в школе проходит под руководством тьюторов, которые свободно владеют английским и немецким языками, и общаются с детьми только на иностранном языке. Вся деятельность построена таким образом, чтобы учащиеся могли не только реализовать знания, полученные в процессе работы в классе, но и расширить свой лексический запас, количество грамматических структур, а также углубить знания по различным аспектам и направлениям английского и немецкого языков. Языковое погружение способствует эффективному освоению коммуникативных навыков учащихся.

Языковая личность учащегося также формируется в процессе его участия в работе лингвистического театра. Это не только одно из условий освоения культурного наследия стран изучаемого языка, но это и возможность проявить себя в совершено новой языковой ситуации.

На уроках лингвистического театра учащиеся погружаются в мир детского театра, в котором роли исполняются на английском языке. Внедрение театрально-лингвистического метода способствует активизации учебного процесса, вырабатывает способность к формированию речевых умений. Сочетание театральных сцен с заучиванием наизусть текста спектакля позволяет закрепить основные коммуникационные умения знакомства, презентации, бытового общения с использованием английского языка.

Ярким событием в школе является «Фестиваль сказок» на английском языке, который проходит в конце каждой четверти, где каждый ребенок проявляет свой талант в художественном и литературном творчестве, актёрском мастерстве. Родители оказывают помощь в подготовке костюмов. Также традиционно в конце каждой четверти тьюторы показывают зачетные уроки, которые позволяют выявить уровень сформированности навыков и развития умений в области коммуникативной деятельности.

Хотя школа существует всего пять лет, нам удалось доказать состоятельность разработанной концепции в плане формирования языковой личности учащихся. Успехи учащихся школы на олимпиадах по английскому языку ещё раз демонстрируют, что избранная стратегия даёт положительный эффект, внося достойный вклад в формирование интеллектуального капитала каждого отдельного учащегося и всего образовательного сообщества Intellectual linguistic school.



Kazanobr.ru. Электронный научно-методический журнал. © Copyright 2011-2017.

Казанский образовательный портал. Управление образования ИКМО г. Казани.

Сайт является средством массовой информации (СМИ). Свидетельство о регистрации Эл №ФС 77-61687

выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций