Современные подходы к решению проблемы повышения качества иноязычного образования

Акмаева Анастасия Сергеевна, директор МБОУ «Школа №51» Вахитовского района г. Казани,
обладатель Гранта Правительства РТ «Алгарыш»


В современном обществе в условиях многокультурного и полиэтнического пространства, способность людей жить в стремительно изменяющемся мире во многом зависит от качественного образования. Признание творческого межкультурного взаимообогащения призвано способствовать решению универсальной задачи: помочь понять мир, чтобы лучше понять самого себя.

Иноязычное образование становиться важнейшей частью общего образования, а достижение его качества предполагает создание полилингвальной языковой образовательной инфраструктуры и обновление содержания обучения иностранным языкам. «Объединяет людей не административная система, а лингвистическая», отмечал Иосиф Бродский, поэтому владение языками играет важную роль в налаживании взаимопонимания представителей разных стран.

Проблема формирования личности выпускника школы, отвечающего критериям XXI века, продолжает оставаться актуальной. Работая над решением проблем достижения качества иноязычного образования, воспитание молодёжи в духе понимания культур других народов, готовности к диалогу и проектирование поликультурной образовательной системы, является приоритетным направлением в развитии МБОУ «Школа №51». Возникает огромный интерес к теоретическим и методическим подходам организации иноязычного обучения, позволяющего эффективно работать в современных условиях через реализацию комплекса мер по повышению квалификации учителя и дополнительного развития поликультурной компетентности обучающихся.

Как считал Адольф Дистервег, «самым поучительным предметом, самым живым примером для ученика является сам учитель», и от его готовности работать в поликультурной среде зависит многое в деле воспитания уважения к культурной уникальности и различиям. Чтобы не оказаться вне жизненного потока, учителю необходимо ориентироваться в актуальных направлениях научного развития преподаваемого предмета. В школе ведётся работа над методической темой по формированию коммуникативной компетенции учащихся, проявляющейся в готовности осуществлять межкультурное общение. В школьном языковом планировании кардинально меняются приоритеты: в основу обучения положены компетентностный, деятельностный, коммуникативно-когнитивный, личностно-ориентированный подходы, усилена роль социокультурных знаний. Обучение иностранному языку в условиях «информационной эпохи» требует изменения методов, отдавая предпочтение интерактивному обучению в сотрудничестве. В школе продолжается внедрение в образовательный процесс инновационных педагогических технологий, 100% учителей прошли повышение квалификации в рамках реализации проекта "Совершенствование качества преподавания в РТ" и активно применяют структуры сингапурской компании Educare на практике через проблемное обучение, развитие критического мышления, персонализацию обучения, учебное консультирование, кооперативное обучение, проблемно-поисковые методы, ориентированные на организацию процесса обучения как серии исследовательских действий, в ходе которых ученик сам приобретает знания.

Архитектура обучающих действий учителя иностранного языка вариативна и сложна. Разработанные курсы по лингвострановедению (Country Studies) и изучению делового английского (Business English) в 10-11 классах предоставляют широкие возможности для реализации творческой инициативы учителей и предполагают активное включение продуктивных информационных технологий, применение таких учебных инструментов нового поколения как: веб-квесты (webquests), электронные дневники (blogs), электронные портфели (e-portfolio) и подкасты (podcasts). Блоги представляют практические и теоретические статьи об изучении английского языка, культуре и литературе, обучают разговорному и бизнес-английскому, ведению деловой переписки; онлайн-радио и подкасты предполагают развивающий аудио и видео-контент, документальные и юмористические передачи. Примером междисциплинарного веб-квеста может служить виртуальная экскурсия на английском языке «Karl Marx Street Tour», подготовленная выпускницами-медалистками под руководством учителя истории Борисовой Л.В. и учителя английского языка Акмаевой А.С. Использование учебных Интернет-материалов является эффективным способом совершенствования английского языка, особенно, аудирования и говорения, способствуют формированию системы знаний и умений обучающихся.

От качественной языковой подготовки зависит конкурентоспособность и дальнейшее трудоустройство обучающихся, поэтому предпрофильная подготовка в 9-х классах осуществляться средствами иностранного языка на основе авторской программы учителя английского языка, победителя гранта «Алгарыш» Вавиловой Г.А. Школьники приобретают реальный опыт общения на иностранном языке, развивают умения ориентироваться в многоязычной информационной среде, использовать мультимедийные ресурсы и компьютерные технологии. Результатом познавательной и практической деятельности изучения элективного курса на английском языке «Дороги, которые мы выбираем – The Ways We Choose» становится электронное портфолио, включающее профориентационные тесты, презентации и проекты учащихся, резюме, деловые письма, интервью.

- С 2015 года под руководством учителя английского языка, обладателя гранта «Наш новый учитель», а ныне советника председателя Молодёжного правительства РТ по вопросам образования и науки Росихиной А.Д. в школе реализуется проект «Казань ЗА!говорит на английском», ставший призером конкурса «Пятьдесят инновационных идей для Республики Татарстан» в номинации «Инновации в образовании». В преддверии Чемпионата мира по футболу, учащимся предоставлена возможность повысить уровень владения английским языком. В школе работает детский языковой центр «Казань ЗА!», приоритетными направлениями деятельности которого являются: развитие творческой активности и языковых способностей учащихся; создание условий для социализации. Здесь ученики старших классов активно участвуют в обсуждении мировых новостей, создают проекты по улучшению благосостояния города, принимают участие в агитбригадах, волонтерской деятельности. В рамках работы центра осуществляется взаимодействие с высшими учебными заведениями-социальными партнерами, реализуется концепция «приглашающего обучения» - лекции с участием преподавателей, дискуссии совместно с практикующими учителями, экспертами в различных областях.

Европейцы достаточно рано приобщают детей к иноязычному образованию. 90% малышей в возрасте от трёх лет воспитываются в дошкольных учреждениях, изучая иностранный язык. С целью обеспечения преемственности при поступлении в школу с 2015 года функционирует «Школа будущих первоклассников», где частью дополнительной общеразвивающей программы являются занятия на английском и татарском языках на основе эффективного языкового курса Валерии Мещеряковой, что, считаем, является залогом успешного обучения в начальных классах. Для 1-6 классов, реализующих ФГОС, разработаны курсы внеурочной деятельности «Английский для всех» под девизом «Учи – любя, учись – играя!» предполагающие обучение не языку, а речи через погружение в иноязычную среду. Занятия включают театрализованные игры - учебные диалоги, монологи, выразительное чтение рифмовок, инсценирование сказок, а также мини-проекты занимательного характера.

- Опираясь на пример одной из школ Европы, где обучающиеся изучают наиболее важные и распространенные фразы на 40 языках, в рамках празднования Международного дня родного языка (International Mother Language Day) ежегодно 21 февраля с целью содействия языковому и культурному разнообразию и многоязычию, проводятся Уроки вежливости, где представители разных этнических групп проводят занятия по изучению норм вежливости (приветствие, благодарность) их родного языка с остальными учащимися. Празднование Дня родного языка традиционно заканчивается грандиозным концертом «Диалог культур», где ученики читают стихотворения и поют песни на родном языке, представляют танцы в ярких национальных костюмах. В результате возникла идея создания школьного музея языков и культур с малой библиотекой литературы на иностранных и родных языках.

Являясь школьной методической площадкой инновационной подготовки учителя иностранного языка, в МБОУ «Школа №51» организована педагогическая практика студентов Высшей школы иностранных языков и перевода КФУ под руководством Сабировой Д.Р. Совместно со студентами 26 сентября отмечается Европейский день языков (European Day of Languages), проводятся мероприятия в рамках традиционной Недели иностранного языка: конкурс знатоков английского языка (Mr Ms Pronunciation), фестиваль песни и конкурс чтецов на иностранном языке (Across Cultures). Результатом совместной работы с вузом стало трудоустройство практиканта-бакалавра Анохиной А.Ю. в качестве учителя английского языка в 2016 году.

Ещё в 2010 году юные европейцы знали в среднем полтора языка, то есть одним иностранным языком владел каждый школьник, а второй освоили 50% обучающихся. Сейчас в Европе введено изучение нескольких иностранных языков в каждой школе. В условиях единого мирового пространства, достижение планируемых результатов возможно только при поддержке многоязычного школьного образования и обеспечения широкого выбора иностранных языков для изучения. МБОУ «Школа №51» работает над внедрением в практику ещё одного европейского языка через включение испанского языка во внеурочную деятельность. В 2016 году школа стала пилотным образовательным учреждением Высшей школы иностранных языков и перевода КФУ по реализации культурно-образовательного проекта «Испанский в школе». Игровые занятия учеников 5-6 классов со студентами КФУ расширяют кругозор и дают возможность междисциплинарного и межличностного общения.

Работа с одаренными учащимися в рамках научного общества учащихся «Юный исследователь» предоставляет возможность взаимодействия со всеми участниками образовательных отношений в научно-исследовательском поиске. 28 февраля 2017 года учащиеся выступили со своими проектами и исследованиями на английском языке в рамках I школьной научно-практической конференции «Шаг в будущее». В 2015-2016 учебном году учащиеся, подготовившие работы по сравнительному анализу английского, русского и татарского языков, переводоведению и терминологии (исследовательские работы «Особенности перевода произведений детской литературы с английского на татарский», «Особенности перевода терминов живописи с английского на русский»), а также изучению современных тенденций развития языка (исследовательская работа «СМС-язык. Сущность, история появления и перспективы»), стали победителями и призерами республиканского лингвистического форума "Объединяя языки и культуры", научно-практической конференции «Глобализация – реальность современного мира» и «Юный лингвист», многочисленных городских научно-практических конференций.

Поликультурная компетентность обеспечивает интеграцию каждого человека в мировое культурное и образовательное пространство. Современному выпускнику уже недостаточно получить узкую специальность. Кроме профессиональных качеств, необходимо проявить общую эрудицию, знать язык информатики, владеть иностранными языками. В 2017 году учащийся 10 класса МБОУ «Школа №51» на «отлично» сдал два обязательных экзамена General Certificate of Secondary Education - английский язык и математику, успешно представил свой сайт на английском языке по предмету «Информационные технологии». По итогам ГИА-2016 по предмету «Английский язык» обеспечен стопроцентный уровень сдачи ЕГЭ и ОГЭ, наблюдается значительная положительная динамика среднего балла. В 2016 году трое выпускников школы, успешно сдавших ЕГЭ по английскому языку, связали свою будущую профессию с иностранным языком, продолжив обучение в вузе по специальности: «Английский и испанский языки», «Химия и английский язык», «Юриспруденция и английский язык». Это свидетельствует о повышении мотивации учащихся к изучению иностранных языков и результативности реализуемых в МБОУ «Школа №51» проектах.

Таким образом, через реализацию в МБОУ «Школа №51» комплекса мер по изучению английского языка, созданию среды общения на многих языках, в том числе иностранных, атмосферы сотрудничества и сотворчества в учении и преподавании, обеспечивается повышение качества иноязычного образования.



Kazanobr.ru. Электронный научно-методический журнал. © Copyright 2011-2017.

Казанский образовательный портал. Управление образования ИКМО г. Казани.

Сайт является средством массовой информации (СМИ). Свидетельство о регистрации Эл №ФС 77-61687

выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций