Управление процессом формирования исследовательских компетенций учащихся: от учебного проекта к исследовательской деятельности

Сухая Ольга Андреевна, учитель высш. кв. категории, к.п.н.,
МБОУ «Школа №20» Московского района г. Казани


Обязательным требованием ФГОС к программе развития универсальных учебных действий является обучение отдельным элементам исследовательской и проектной деятельности (ФГОС ООО III. 18.2.1.) При этом важно их разграничивать, так как эти виды деятельности имеют и сходные, и отличительные признаки.

Так, по определению М. М. Поташника, проектирование – это процесс подготовки описания, необходимого для создания в заданных условиях еще несуществующего, то есть нового объекта, который можно описать в виде текста, алгоритма, программы, чертежа, таблицы или комбинированно. Главной особенностью проектирования является работа с еще несуществующим объектом, и потому невозможно описать новый объект сразу, без последующих исправлений и уточнений.

Исследование — процесс научного изучения какого-либо объекта (предмета, явления) в целях выявления закономерностей его возникновения, развития и преобразования, это процесс выработки новых научных знаний, один из видов познавательной деятельности. Исследовать — значит подвергнуть научному рассмотрению, тщательно изучить для выяснения, установления чего-либо.

Исследование и проектирование, безусловно, сближает их деятельностная природа, так как они включают в себя все компоненты деятельности ученика, однако предметом и результатом исследования является научное знание, основными признаками которого являются доказательность, соответствие методов предмету, принятие экспертным сообществом. Предметами проектирования могут быть вещи, отношения, процессы, связанные с повседневной жизнью.

Исследовательская деятельность отличается от проектной своими целями и результатами. В ходе исследования ученик ищет и находит решение значимой для него и науки проблемы. При создании проекта изготавливается востребованный кем-либо продукт, обладающий потребительскими качествами. Это может быть вещь, фильм, спектакль и т.п.

Проектирование и исследование различаются и отношением к показателю эффективности. Так, проект не будет считаться успешным, если его реализация невозможна или неэффективна.

Исследовательская и проектная работа различаются своей структурой. Так, исследование начинается с постановки задачи и завершается формулированием выводов, то есть объяснений или научных предсказаний.

На начальном этапе проектирования происходит осознание несовершенства какого-либо явления, процесса, продукта и возникает желание сделать эти явление, процесс, продукт заново или создать новые процессы, продукты, которые изменят к лучшему условия жизни, а на заключительном – рефлексия проведенной проектной деятельности.

Полноценное исследование, как и проектирование, по мысли М.М. Поташника, возможно лишь по достижении школьниками возраста рефлексии, примерно13-14 лет. То есть с 1 по 7 класс школьники должны обучаться различным техникам и приемам исследовательской и проектной деятельности и на уроках, и вне уроков, а затем реализовывать полученные знания в самостоятельной работе.

Безусловно, проекты, которые мы делали и делаем с учениками 5-х и 6-х классов, пока не являются исследовательскими, однако именно учебный проект – необходимая ступень, которая позволяет затем перейти к более сложной работе – исследовательскому проекту и научному исследованию.

Так, во время школьной проектной недели в прошлом учебном году нами был представлен интегрированный творческий учебный проект по истории и литературе «Древнегреческий театр», в ходе работы над которым мы использовали готовый материал для сценической постановки, однако, помимо этого, учащимися были изготовлены афиши и билеты к представлению, подготовлены сообщения о великих древнегреческих трагиках и комедиографах, костюмы и декорации к спектаклю, презентация с различными звуковыми эффектами (карканье вороны, раскаты грома). Пятиклассники нашли записи музыки в древнегреческом стиле и включили её в спектакль.

В нынешнем учебном году мы готовим интегрированный учебный проект по литературе и английскому языку, приуроченный к годовщине со дня рождения Джонатана Свифта. Проект включает поиск и обобщение информации о жизни и творчестве писателя, постановку фрагмента из романа «Путешествия Гулливера» (часть первая – «Путешествие в Лилипутию»).

Пятиклассники активно участвовали в индивидуальных творческих проектах «Проба пера», сочиняли загадки, басни, обсуждали творчество одноклассников на уроке-презентации проектов. Сказки, созданные учащимися 6-х классов уже в этом учебном году, приняли участие в конкурсе юных поэтов и сказочников «Сказки чистого сердца» в рамках школьного фестиваля «Пушкинские чтения»; лучшая сказка отправлена на Международный конкурс «Сказки красивого сердца», проводимый под эгидой ЮНЕСКО.

Среди проектов по русскому языку особый интерес шестиклассников вызвали проекты «История одного фразеологизма» и «Происхождение моего имени».

Подготовиться к исследовательской деятельности помогают внеурочные занятия кружка «Юный литературовед. Введение в исследовательскую деятельность». Мы с учащимися 6-го класса знакомимся с этапами создания исследовательской работы, её структурой, обдумываем темы будущих выступлений. Начнём с докладов на заседании школьного научного общества «Начало».

Безусловно, исследовательская деятельность реализуется нами в основном в старших классах.

На протяжении нескольких лет мы проводим небольшие исследования в области литературы. Что нужно сделать для того, чтобы научная работа состоялась? Прежде всего, безусловно, заинтересовать будущего автора. Тогда работа будет и глубокой, и искренней.

Так, ещё в 2007 году ученицей 11 класса были написаны 2 работы:

1. «Пушкин и Тютчев: грани родства» (3 место на районной конференции)

2. «Образ собаки в творчестве Джека Лондона» (1 место на Республиканской научно-практической конференции «Татьянин день»).

Ученица мечтала стать биологом, работать с животными, при этом увлекалась творчеством Джека Лондона. Тема первой научной работы была рекомендована мной, но, безусловно, с большим интересом выпускница писала вторую работу, посвящённую Джеку Лондону.

При выборе темы необходимо выяснить, достаточно ли по ней материала и не была ли она рассмотрена ранее. Когда тема выбрана и сформулирована конкретно и чётко, необходимо определить цель работы – что мы хотим выяснить и чего достичь.

Так, в 2013 году была написана работа ученицы 8 класса «Столкновение мира природы и человека в стихотворении В. Высоцкого «Баллада о двух погибших лебедях», которая получила высокую оценку жюри X республиканских Кирилло-Мефодиевских юношеских научных чтений, ей было присуждено третье место.

Цель работы – выявить особенности раскрытия темы взаимоотношения человека и природы в стихотворении В. Высоцкого, обозначить её связь с традициями литературы XX века. Мы не только проанализировали песню В. Высоцкого, но и привлекли дополнительный материал для сопоставительного анализа (рассказ Полин Джонсон «Лебединая песнь», стихотворение Андрея Дементьева «Лебединая верность» и повесть Бориса Васильева «Не стреляйте белых лебедей»).

Наше исследование обладало научной новизной, поскольку ранее эти произведения не сопоставлялись, тем интереснее, хотя и сложнее, была наша задача. И самое ценное, чего удалось добиться, – сохранить в научной работе, написанной по всем правилам, взволнованный голос ребёнка.

Окончательная формулировка темы может возникнуть даже на заключительном этапе работы. Так, ученица 10 класса в прошлом учебном году приняла участие в двух научно-практических конференциях: Всероссийской конференции «Татьянин день» и Республиканской конференции Рождественские чтения, где заняла I место в секции «Русская литература» с исследовательской работой «Образ лирической героини Вероники Тушновой в творчестве 1940-х гг.» Тема окончательно сформировалась в последние дни работы, когда стихотворения, выбранные нами для анализа, сложились в единую концепцию, связанную со строго определённым периодом в творчестве В. Тушновой – 40-ми годами прошлого века.

В том, насколько непросто выбрать тему исследовательской работы, если речь идёт о литературоведении, мы вновь убедились, когда работали над исследованием творчества Александра Галича. Учеником 11 класса в прошлом учебном году была написана исследовательская работа «Поединок Поэта и Времени в творчестве Александра Галича», которая получила высокую оценку жюри I Всероссийской научно-практической конференции имени Н. Лобачевского и заняла III место.

Замысел возник давно, была тема, связанная с анализом поэмы Галича «Кадиш», но, начав работать над ней, мы обнаружили, что подобные исследования уже проводились. Поэтому мы решили сосредоточить внимание на песнях Галича, долго изучали материалы, тексты произведений поэта, пока не появилась новая, очень сложная тема. Образ поэта – лирического героя Галича, потребовал от нас анализа большого числа песен, пока мы не нашли те из них, которые были посвящены великими поэтам и писателям прошлого. Потом мы выяснили, что песни эти объединены в циклы самим автором, а значит, есть нечто, что их связывает. Найдя это звено, мы нашли тему, отправную точку для поиска. Когда мы искали её, перед нами был ряд статей о бардовской поэзии, учебники для школ и для вузов, но самое главное – авторефераты диссертаций. Именно в них можно найти тезисы для своего исследования, мысли, которые можно взять за основу.

Это исследование оказалось наиболее перспективным с точки зрения его результатов, поскольку включало в себя анкетирование учащихся школы, имеющее целью выяснить, насколько они знакомы с бардовской поэзией, а на заключительном этапе было принято решение провести в школе вечер бардовской поэзии, чтобы ребята открыли её для себя. Так из исследовательской работы вырос творческий проект, в котором участвовали учащиеся 9 – 11 классов. Это был подарок нашим учителям к 8 Марта.

А первый опыт подобного проекта был осуществлён в ноябре 2015 года на районном конкурсе чтецов, посвящённом 120-летию со дня рождения С.А. Есенина. Группой одиннадцатиклассников был написан сценарий литературно-музыкальной композиции «Мне осталась одна забава», подготовлено выступление, которое получило высокую оценку жюри.

В этом учебном году мы представили новое исследование на XI городской филологической научно-исследовательской конференции школьников имени Д.С.Лихачева – ученица 11 класса представила работу, посвящённую творчеству Марии Петровых.

Эта тема, связанная с воплощением образа поэтессы в произведениях, написанных о ней и в её собственном творчестве, также формировалась в ходе работы. Нам показалось недостаточным показать, какой поэтессу видели её современники, гораздо глубже исследование стало благодаря второй части – анализу произведений, объединённых темой поэта и поэзии. Работа также получила высокую оценку жюри.

Отдельного внимания заслуживает и подготовка выступления на конференции. Это и создание презентации, наглядно демонстрирующей результаты исследования, и подготовка краткого сообщения о нём, и размышление над вопросами, которые могут быть заданы в ходе защиты. Каждый юный исследователь и его научный руководитель представляют, почему была выбрана тема, в чём её новизна и актуальность, без которых исследование не имеет научной значимости, каковы его перспективы. Всё это необходимо чётко отразить в своих ответах.

Конечно, на научно-практических конференциях и на конкурсах выступают только отдельные учащиеся, однако на уроках русского языка и литературы, особенно при подготовке к сочинению-эссе и итоговому сочинению, мы, безусловно, уделяем внимание формированию исследовательской компетенции, поскольку ставим перед учащимися проблемы, которые они должны будут решить, написав работу (по сути, мини-исследование), или они сами учатся находить эти проблемы в текстах ЕГЭ по русскому языку. Темы сочинений по литературе, особенно если речь идёт об итоговом сочинении, как правило, содержат в себе проблему.

Таким образом, учебный проект – необходимый этап подготовки обучающихся к исследовательской работе; именно формирование навыков учебного исследования является основной целью исследовательского проекта. Проект и исследование настолько тесно связаны, что могут стать звеньями одной цепи. Но главное – в процессе создания проекта начинается формирование основ культуры исследовательской и проектной деятельности и навыков разработки, реализации и общественной презентации обучающимися результатов исследования и проекта, которые потом могут применяться в научной работе.



Список использованной литературы и источников

1. Краля Н.А. Метод учебных проектов как средство активизации учебной деятельности учащихся: Учебно-методическое пособие / Под ред. Ю.П. Дубенского. – Омск: Изд-во ОмГУ, 2005. – 59 с.

2. Поташник М.М. Видимость науки // Директор школы / http://direktor.ru/article.htm?id=157 / Режим доступа

3. Приказ от 17 декабря 2010 г. № 1897 об утверждении Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования // https://portal.iv-еdu.ru/dep/mouorodnrn/rodrn_kaminsk/commondocs/ФГОС/ФГОС_ООО.pdf/ Режим доступа

4. Требования к исследовательской работе // http://nou-everest.ucoz.ru/publ/2-1-0-5/ Режим доступа



Kazanobr.ru. Электронный научно-методический журнал. © Copyright 2011-2017.

Казанский образовательный портал. Управление образования ИКМО г. Казани.

Сайт является средством массовой информации (СМИ). Свидетельство о регистрации Эл №ФС 77-61687

выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций