Предпрофессиональное самоопределение обучающихся в УДО: многомерный подход

Мифтахова Люция Равилевна, заместитель директора по УВР,
методист Центра детского творчества Вахитовского района г. Казани


«Меня мучает то, что в каждом человеке может быть убит Моцарт»
Антуан Де Сент-Экзюпери

Как увидеть в ребенке талант, как помочь ему раскрыться? Ученые предполагают, что все дети изначально талантливы. Но порой многие способности и чувства, которыми наделила нас природа, остаются недостаточно развитыми, а значит, и нереализованными. Поэтому вопрос комплексного развития способностей и творческой самореализации личности становится едва ли не самым главным вопросом современного образования и воспитания. Поэтому очень важно еще в детстве выбрать такую развивающую среду, где гармонично сочетаются современные методы и формы, а также наработанные традиции, которые помогут ребенку раскрыть свои способности, проявить одаренность, найти свой путь.

Наибольшие возможности для самопознания, самовоспитания, самореализации и развития творческой личности содержит в себе образовательно-развивающая среда дополнительного образования. Преимущества учреждений дополнительного образования – это широкий спектр дополнительных образовательных услуг, комплексный подход к обучению и развитию ребенка, разнообразие видов деятельности и творческая атмосфера.

Учреждения дополнительного образования становятся центрами творческого развития личности, ее самореализации и профессионального самоопределения.

Поиск любимого дела, для каждого индивидуален. Многие талантливые люди достигли успеха только потому, что нашли такое дело, никто их не заставлял самообразовываться, дополнять свои знания в выбранной цели и добиваться великих успехов. Поиск, порой, идет на протяжении всего жизненного пути, каждый ищет свое творческое направление в жизни. И, если такое дело нашлось, он становится творцом, создателем, двигателем нового.

Каждый ребенок имеет возможность осознать свой природный потенциал, осознать самого себя, свои силы, пребывать в мире и гармонии с каждым на жизненном пути. Задача взрослых научить этому детей и, когда это достигается, получается уверенно шагающий по жизни человек. Задача родителей – услышать ребенка, понять его желание, мечту и поддержать. Задача педагогов – понять его стремление и развить, направлять в нужное русло.

Педагоги нашего Центра ставят главной целью пробудить в ребенке творческий интерес, пробудить желание к поиску любимого дела, вселить уверенность в свои силы.

В Центре детского творчества Вахитовского района большое значение уделяется предпрофессиональному самоопределению обучающихся. Наша задача – помочь детям сделать правильный выбор будущей профессии. Здесь каждый ребенок имеет возможность удовлетворить свой интерес к творческой деятельности, освоить разнообразные образовательные области.

Программное обеспечение педагогического процесса в Центре стимулирует развитие природных склонностей и творческих способностей детей, обеспечивающих самопознание, самообразование, самовоспитания и самореализацию личности, создаются условия для свободного выбора сферы деятельности и реализации себя в образовательном процессе.

В течение последних лет педагогический коллектив совершенствует программно-методическое обеспечение. В Центре созданы необходимые условия для освоения обучающимися основ специализации. В рамках этого используются такие виды дополнительных общеобразовательных общеразвивающих программ, как познавательные, профессионально-прикладные, развивающие художественную одаренность, социальной адаптации, спортивно-оздоровительные, досуговые.

В Центре детского творчества педагогами реализуется 58 дополнительных общеобразовательных общеразвивающих программы, среди которых 6 авторских, 45 - модифицированных, 7 - адаптированных. Программы реализуются по направлениям деятельности:

· техническое – 2 (3,4%);

· физкультурно-спортивное – 11 (19%);

· туристско-краеведческое – 2 (3,4%);

· художественное – 33 (57%);

· социально-педагогическое – 10 (17,2%).

Более 70% реализуемых дополнительных общеобразовательных программ являются долгосрочными - от трех и более лет, реализация которых позволяет выявить инновационный потенциал ребенка и способствует высокой результативности в их творческой деятельности. 10% программ являются авторскими, которые становились победителями и призерами республиканского и всероссийского конкурса авторских программ и методических разработок.

Благодаря разнообразию объединений (в Центре работает 45 объединений различной направленности) каждый ребенок может выбрать объединение по своим склонностям, интересам и увлечениям, и даже позаниматься сразу в нескольких. В объединениях используются массовые, групповые и индивидуальные формы подготовки обучающихся к выбору профессии, которые реализуются на занятиях, беседах, подготовке и участии в конкурсах, концертах, соревнованиях, праздниках, в активных игровых программах. Такие формы дают свои позитивные результаты – многие выпускники объединений продолжают обучение в ВУЗах по профилю деятельности.

Так выпускники детско-юношеского театра-студии «Ровесник» (педагоги Андреева М.Ю., Борисова Л.Н.) продолжают обучение в Казанском театральном училище, Казанском государственном институте культуры, Санкт-Петербургской Академии театрального искусства, многие их которых уже работают в театрах г. Казани и других городов России, Выпускника фотошколы «Софит» (педагоги Агапитов В.В., Тарвердян А.Х.) продолжают обучаться во ВГИК, СПбГИКиТ, выпускники хореографических объединений и студий декоративно-прикладногои изобразительного творчества КазГУК и т.д.

В своей работе педагоги Центра широко используют индивидуальные образовательные маршруты, которые особенно актуальны в таких объединениях как: спортивные бальные танцы, контактная и современная хореография, вокальная студия, и, конечно, объединения социально-педагогической направленности, работающие с детьми с ограниченными возможностями здоровья. На таких занятиях очень важно создать комфортный психологический климат для занятий ребят с учетом их индивидуальных особенностей, что положительно сказывается на результате.

В Центре детского творчества особенно популярны массовые формы подготовки обучающихся к профессии. Здесь ежегодно проводятся праздники «День открытых дверей», «Моя семья», «Веселые старты», показы спектаклей детско-юношеского театра-студии «Ровесник», активные игровые программы «Тусовка на Булаке – рейс 00», Веселый лабиринт или необычайное путешествие вокруг Центра», «Ля-ля-фа», «До и после уроков», «Леди и джентльмены», «Мега-мозг», «Антивирус.ru», фанта-шоу «Брызги эмоций», брейн-ринг «Фото-поиск». В этом году Центр стал организатором таких конкурсов как:

1. районный открытый турнир по флорболу,

2. районный конкурс изобразительного и декоративно-прикладного творчества «Новый год в сказку добрую зовет»,

3. районный конкурс театральных коллективов образовательных организаций Вахитовского и Приволжского районов, посвященный М.Салимжанову,

4. вокально-хореографический конкурс детских и юношеских творческих коллективов Вахитовского района «СОРОК»А»,

5. районный конкурс изобразительного и декоративно-прикладного творчества «Сорочьи выкрутасы»,

6. фотоконкурс «Удивительное – рядом» - муниципальный этап республиканского конкурса юных фотолюбителей «Юность России»,

7. отборочный районный и городской шахматные турниры «Путешествие по шахматной стране» среди обучающихся образовательных организаций г. Казани,

8. отборочный районный и городской шашечные турниры «Волшебные шашки» среди обучающихся образовательных организаций г. Казани,

9. городской шахматный турнир «Белая ладья» среди обучающихся образовательных организаций г. Казани,

10. городской шашечный турнир «В гостях у шашечной дамы» среди обучающихся образовательных организаций г. Казани,

11. открытый городской турнир по флорболу среди команд ДЮСШ, УДО, подростковых клубов г. Казани,

12. III городской экологический конкурс детского и юношеского творчества «Зеленая планета»,

13. городской конкурс традиционных ремесел и народных художественных промыслов «Ярмарка мастеров»,

14. городской фестиваль детского творчества детей с ограниченными возможностями «Весенняя капель 2017»,

15. республиканский конкурс юных фотолюбителей «Юность России».

Нетрадиционной в профориентационной работе Центра является и такое направление как работа с детьми с ограниченными возможностями. Для ребенка с отклонениями в развитии правильность выбора сферы трудовой деятельности принципиально важна в силу ряда обстоятельств.

Во-первых, выбор в значительной мере взаимосвязан с характером течения заболевания, когда род и условия профессиональной деятельности могут оказать на него позитивное или негативное влияние.

Во-вторых, возможность успешного включения ребенка в систему трудовых отношений – один из основных механизмов социальной интеграции в целом, итоговая цель всего комплекса реабилитационных мероприятий.

В-третьих, сама возможность адекватного профессионального выбора затруднена из-за объективных ограничений видов профдеятельности, в которых может проявить себя человек с отклонениями и нарушениями в развитии и в силу искаженных представлений о собственных возможностях.

Эти обстоятельства предопределяют специфику профориетации детей и подростков с отклонениями в развитии и необходимость совместных усилий родителей и педагогов по подготовке ребенка к самостоятельной деятельности.

Несколько выпускников отдела реабилитации выбрали свою профессию благодаря занятиям в Центре детского творчества. Таких примеров пока немного. Но об этих детях можно сказать, что они определились в своей жизни благодаря знаниям и умениям, которые они приобрели в Центре, а ведь это несравнимо труднее сделать в силу их ограниченных физических возможностей.

Главная задача педагогического коллектива Центра – постоянно формировать у обучающегося общую направленность на добросовестный и творческий труд, подвести к рубежу духовного выбора профессии.

Подготовка к выбору профессии является неотъемлемой частью процесса разностороннего развития личности и рассматривается как важная социальная проблема, стоящая перед любым молодым человеком, вступающим в самостоятельную жизнь. Ошибка, допущенная в выборе профессии, это не только неудача человека, она имеет серьезные последствия и для общества. Через сферу производственной деятельности человек выражает свое отношение к труду. Этой деятельностью определяется его место в обществе. Правильный выбор профессии во многом обеспечивает формирование необходимых и важнейших качеств разносторонне развитой личности и особую, уникальную роль в этом играют учреждения дополнительного образования.

Таким образом, для предпрофессионального самоопределения обучающихся в Центре детского творчества используют многомерный подход, что позволяет качественно и оперативно решать вызовы современного общества в воспитании подрастающего поколения.



Kazanobr.ru. Электронный научно-методический журнал. © Copyright 2011-2017.

Казанский образовательный портал. Управление образования ИКМО г. Казани.

Сайт является средством массовой информации (СМИ). Свидетельство о регистрации Эл №ФС 77-61687

выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций