Современные формы продвижения чтения и книги в условиях мультилингвального образовательного учреждения: из опыта управленческой деятельности

Ахматова Татьяна Вячеславовна, директор Международной мультилингвальной
школы «Бала-Сити», к.п.н.


Снижение качества чтения среди учащихся разного возраста является одной из важных проблем современной школы, которая должна сформировать личность, умеющую добывать самостоятельно знания и применять из в различных видах деятельности. Книга является основным источником знаний человека, источником обогащения словаря и развития речи. В связи с этим формирование навыка смыслового чтения и читательской культуры – одна из важных задач управленческой деятельности образовательного учреждения.

Международная мультилингвальная школа «Бала-Сити» является инновационным образовательным учреждением, где особое внимание уделяется языковому и интеллектуальному развитию детей младшего школьного возраста. Поэтому при построении модели мультлингвального образования администрацией школы уделялось особое внимание формированию читательской компетенции. Работа с книгой в младшей школе – это сложная умственная деятельность, от эффективности которой зависит дальнейшая успешность обучения и самообразования, а также уровень формирования метапредметных универсальных учебных действий, связанных с изучением различных предметных областей. Также при выборе форм продвижения чтения и книги в детской среде было исследовано понятие «читательская культура», которое в условиях начальной школы подразумевает:

- уровень общения младшего школьника с книгой;

- уровень восприятия текста;

- наличие характерных возрастных литературных знаний.


Данные теоретические аспекты формирования читательской культуры в условиях начальной школы определили направления работы школы «Бала-Сити» по формированию любви к чтению младшего школьника. И первой задачей стало пробуждение интереса к чтению через нестандартные формы работы с книгой.

Так, в октябре 2016 года в «Бала-Сити» прошло мероприятие под названием «Книжный бульвар», приуроченное к старту городской акции «КУЛЬТУРНЫЙ ГОРОД – ГРАМОТНЫЙ ГОРОД». В мероприятии приняли участие учащиеся 1-х и 2-х классов, школьные библиотекари, руководители районных методических объединений учителей начальных классов. Основная цель «Книжного бульвара» – приобщение к чтению как источнику творческого развития личности ученика.

Участники мероприятия были вовлечены в увлекательное путешествие по бульварным улочкам. Учащиеся школы совместно с гостями побывали в зазеркалье у Алисы, совершили благородное дело и пожертвовали книги детям детского дома, узнали о том, как сочинить интересную сказку, изготовить закладки для книг, впервые стали участниками уличного райка. «Книжки и фишки» и издательство «Юлбасма» познакомили всех желающих с книжными новинками.

В конце мероприятия ребята получили в подарок «Культурный дневник», который позволит им в дальнейшем знакомиться с культурными объектами г. Казани и обмениваться интересной информацией с одноклассниками.


«Книжный бульвар» получил свое продолжение в других формах работы с книгой в условиях урочной и внеурочной деятельности «Бала-Сити». После данного мероприятия по заданию Юлии Силантьевой, журналиста современных региональных изданий, детьми были написаны сказки, которые готовятся к изданию. Публикация данного сборника станет хорошим подарком детям к празднику творчества «Весенняя капель».

Особое внимание формированию любви к книге уделяется и на уроках. Учителя начальных классов «Бала-Сити» очень часто проводят неформальные уроки в школьной библиотеке, где дети делятся своими впечатлениями о прочитанном, инсценируют полюбившиеся произведения, изготавливают лэпбуки. Сейчас вся школа готовится к постановке сказки «Золушка» на английском языке.

Также в школе организовано много мест для чтения, созданы условия для буккроссинга.

В январе 2017 года в школе «Бала-Сити» стартовал проект «Читалочка» под руководством Юлии Ливицкой, представителя детского магазина книг и настольных игр "Книжки и Фишки".

«Читалочка» – это проект, призванный познакомить детей с современными детскими авторами и их произведениями. Это пространство, где история, рассказанная в книге, оживает с помощью голоса ведущего. Кроме того, это игровое поле, где дети узнают что-то новое, совершают увлекательное путешествие в мир чтения.

Таким образом, задача «Читалочки» - познакомить детей с новыми книгами, подпитать интерес к чтению.

Каждое воскресенье в ТЦ «Республика» в 11.00 «Читалочка» проходит для всех желающих детей в возрасте примерно от 3 до 6 лет. А каждую пятницу в «Бала-Сити» проводится Читалочка для детей 1 и 2 классов.

«Читалочка» предполагает особую форму работы с книгой. По мере того, как читается сказка или рассказ, ведущий интересуется у детей их мнением, просит порассуждать вместе, узнает, что бы они предприняли в подобной ситуации. Как правило, «Читалочка» предполагает более свободную обстановку. Во время общения с книгой каждый садится там, где ему удобно. Иллюстрации из книги проецируются на большой экран, что позволяет ученикам быть более восприимчивыми к истории и сопереживать персонажам.

Кроме того, «Читалочка» предполагает погружение в мир творчества. Так, детям может быть предложено изготовление поделки своими руками по мотивам книги. Например, создание своего собственного чудища (по мотивам книги «Мэрилин и ее Чудище»), которое приходит к каждому ребенку и помогает быть смелым, уверенным в себе и ничего не бояться. А также отрабатывается навык пересказа и составления мини-презентаций.

В рамках «Читалочки» детям очень нравится инсценировать произведения. Такая форма работы с книгой позволяет ребенку вжиться в роль, научиться выразительно читать, использовать голос, эмоции для того, чтобы передать характер и настроение героя.

Важную роль в продвижении книги играет и проектная деятельность, которой уделяется в «Бала-Сити» особое внимание.Так, совместно с ученицами первого класса Фархутдиновой Ренатой и Борисовой Варей создана модель парка-города читающих детей.

Город-парк читающих детей – это современная модель парковой зоны, позволяющая привлечь внимание людей к проблемам чтения. Нам бы хотелось, чтобы когда-нибудь проект наших учениц был воплощен в жизнь и в Казани появился такой парк, ведь культурный город – это читающий город. Именно с этой идеей мы обязательно обратимся к мэру нашего города.

Проект "Город-парк читающих детей"

Определены нами и перспективы дальнейшей работы в рамках приобщения учеников «Бала-Сити» к чтению. Прежде всего, это проведение каникулярных профильных смен, организация лекториев для родителей по вопросам семейного чтения, а также изучение и внедрение в практику педагога современных стратегий чтения и работы с текстом на уроках различной предметной направленности.



Kazanobr.ru. Электронный научно-методический журнал. © Copyright 2011-2017.

Казанский образовательный портал. Управление образования ИКМО г. Казани.

Сайт является средством массовой информации (СМИ). Свидетельство о регистрации Эл №ФС 77-61687

выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций