В управленческой лаборатории заместителя директора: от метапредметных компетенций учителя к метапредметным результатам обучающихся

Макарова Эльвира Ильдаровна, заместитель директора по учебной работе
МБОУ «Средняя общеобразовательная школа №20» Московского района г. Казани


Человек не может по-настоящему усовершенствоваться,
если не помогает усовершенствоваться другим.
Ч. Диккенс

Деятельность современного учителя определяется новыми возросшими требованиями, которые обусловлены внедрением ФГОС второго поколения.

Перед современной школой стоит задача выявления и развития способностей каждого ученика, достижение им не только предметных, но также метапредметных и личностных результатов.

Кардинально меняется роль учителя на уроке, из транслятора знаний он превращается в организатора учебного процесса, помощника и советчика детей.

Задача достижения обучающимися метапредметных результатов предъявляет прежде всего самому учителю необходимость владения метапредметными компетенциями. Педагог должен четко видеть перспективы развития каждого ребенка и коллектива в целом. Учитель каждую минуту должен быть готов к импровизации, неожиданным поворотам на уроке. Несомненно, он должен прекрасно владеть учебным материалом и стремиться к знаниям, быть в постоянном поиске методических приемов, обеспечивающих развивающее обучение. Наставник детей должен владеть самоанализом, адекватной самооценкой, должен уметь корректировать результаты своей деятельности. В связи с этим ему необходимо заботиться о постоянном повышении уровня своего профессионального мастерства.

Важнейшим средством повышения педагогического мастерства учителей, связующим в единую систему всю работу школы, является методическая работа, руководит которой заместитель директора по учебной работе. Главное в работе заместителя директора, координирующего деятельность методической службы, - оказание реальной, действенной помощи всем членам педагогического коллектива и создание условий для профессионального роста педагогов. Для того чтобы помощь учителю была реальной, работа строится на диагностической основе с учетом результатов анализа работы за прошедшие годы и выявленных недостатков. Диагностика систематизирует методическую работу.

Внутренний мониторинг является неотъемлемой составляющей системы управления качеством образования каждой организации.

Внутренний мониторинг качества образования организации, осуществляющей образовательную деятельность (далее - Мониторинг) – это система непрерывного наблюдения за фактическим состоянием педагогической системы школы и динамикой результатов ее функционирования.

Очевидно, что сущность мониторинга состоит не в оценке результата, а в оценке процесса.

«Чем отличается мониторинг, который проводился до внедрения ФГОС, от мониторинга, осуществляемого в условиях введения нового стандарта? Что изменилось? Что появилось нового? Мониторинг стал более дифференцирован и направлен на отслеживание соответствия образовательной деятельности требованиям ФГОС. ФГОС потребовал пересмотра подходов к отбору объектов мониторинга, определению критериев, пересмотра системы оценки образовательных результатов обучающихся. Мониторинг занятости обучающихся внеурочной деятельностью стал необходимым компонентом системы мониторинга. Мониторинг достижения метапредметных результатов приобрел систематический характер. Но самое главное - мониторинг должен осуществляться на единой критериальной и содержательной основе».[1, с.35].

Схематически организацию мониторинга в ОО можно выразить в виде структурной модели (рис.1):

В данной модели прослеживается циклический характер мониторинга, иерархичность его структуры, которая состоит в том, что главенствующее положение занимает качество результата образовательной деятельности, т.е. уровень образовательных достижений обучающихся и его соответствие планируемым результатам. Результат образовательной деятельности определяется качеством самой деятельности и качеством условий, необходимых для ее реализации. Обоснован выбор объектов мониторинга через призму требований ФГОС, отражены взаимосвязи между объектами и субъектами мониторинга, и, что особенно важно, отражена основная сущность мониторинга: направленность на решение задач обеспечения качества образования, соответствующая требованиям ФГОС.

С целью оценки метапредметных результатов, навыков осознанного чтения и работы с информацией в нашей школе используются «Стандартизированные материалы для промежуточной аттестации» (изд. «Просвещение»). Это комплекс материалов, содержащий пособие, раскрывающее особенности разработанных заданий (тексты по математике, русскому языку, естествознанию, истории и обществознанию) и их отличие от заданий, оценивающих предметные знания и умения.

К пособию прилагается компьютерная программа для ввода и обработки данных, использование которой позволяет после проведения работы получить результаты ОО, класса и отдельных учащихся в сравнении с выборкой учащихся, отражающей основные характеристики 5 (6,7) класса.

Однако, помимо промежуточной аттестации, в школе проводится мониторинг метапредметных навыков дважды в год по полугодиям на основе пакета диагностических карт (автор Свистун Инна Владимировна. Материал опубликован в журнале «Управление школой»,январь 2015 год).

Оценка метапредметных результатов на основе пакета диагностических карт строится как мониторинг изменений в ходе становления учебной деятельности. Формирование каждого УУД строится как достижение определенного уровня. Для мониторинга метапредметных результатов обучающихся 1-7 классов используются карты, которые ведутся классным руководителем, заполняются классным руководителем и учителями- предметниками в соответствии с критериями оценки и опираясь на формы оценки УУД. Карты вкладываются в конце года в портфолио ученика для того, чтобы ученик и его родители видели динамику образовательных результатов. Так, проведя подобную диагностику в параллели 5-х классов в 2015-2016 учебном году, мы получили следующие результаты:

Из данной диаграммы видно, что к концу года в одном из классов один из учеников повысил свой уровень сформированности УУД. Пусть это незначительный результат, однако то, что он не остался незамеченным, для нас представляется очень важным, поскольку в этом и проявляется индивидуализация образовательного процесса.

«Одной из важнейших характеристик нового педагогического профессионализма современного учителя признаются его рефлексивные компетенции, способность к обобщению и распространению собственного опыта». [2, с.3].

Для того чтобы овладеть компетенцией проектировать образовательный процесс, уметь планировать деятельность свою и обучающихся, учитель, в первую очередь, должен обладать способностью диагностировать педагогическую ситуацию и актуальные трудности.

Известно, что в пакет документов педагогической аттестации включен план самообразования. В нашей школе есть своя форма «дорожной карты», первым пунктом которой является самодиагностика профессиональных затруднений. В помощь нашим учителям мы предлагаем использовать материалы из сборников с методическими рекомендациями Информационно-методического отдела Управления образования Исполнительного комитета муниципального образования г. Казани «Формирование профессиональной культуры педагога через активные формы методического сопровождения», а также материалы журнала «Управление школой» под редакцией Е. Л. Рачевского.

С введением стандартов второго поколения и предстоящим переходом на профессиональный стандарт педагога встала необходимость диагностики готовности коллектива к повышенным требованиям к профессиональной компетенции учителя в новых условиях. Были проведены следующие опросы, которые послужили источником для составления плана УВП, ВШК с учетом проблемных зон, обозначенных педагогами.

- «Диагностика уровня профессиональной мотивации педагогических работников»

- Опросник «Организация процесса обучения с использованием технологии, ориентированной на реализацию требований ФГОС к результатам образования (личностным, метапредметным, предметным)» (авт. О.Б.Даутова)

- Анкета «Выявление основных затруднений педагогов школы в вопросах введения ФГОС».

Среди выявленных затруднений были обозначены проблемные вопросы овладения современными подходами при проектировании урока по ФГОС:

- сложность в преодолении стереотипов. Умение отказаться от традиционного подхода при проектировании современного урока;

- использование на уроках инновационных технологий, педагогических техник, инновационных приемов обучения;

- составление технологических карт (планирование результатов освоения ООП);

- целеполагание;

- распределение времени на уроках по ФГОС;

- дифференциация в классах наполняемостью свыше 25 человек.

Выявленные проблемы стали основой для формулирования тем педагогических советов:

- Некоторые аспекты структуры современного урока: проблемы целеполагания, способы подачи, варианты домашнего задания.

- Общеучебные умения и навыки – необходимое условие успешности обучения.

- Роль и возможности содержания урока в повышении качества образования в условиях его модернизации: Технология развития критического мышления (РКМЧП).

- Управление качеством образования с целью успешного саморазвития и самореализации личности в условиях модернизации образования: итоги, проблемы, перспективы работы педагогического коллектива над единой методической темой.

- Технология организации традиционных и нетрадиционных форм работы на уроке.

- Проектирование урока в условиях реализации ФГОС как составляющая профессиональной культуры педагога.

- ФГОС ООО: планирование, проектирование уроков, планируемые результаты и оценка их достижений.

Современная методическая литература позволяет проводить качественную теоретическую подготовку педагогического коллектива. В управленческой лаборатории заместителя директора заняли достойное место современные методические бестселлеры: А.А.Гин «Приёмы педагогической техники», М.М.Поташник «Требования к современному уроку», М.М.Поташник, М.В.Левит «Как подготовить и провести открытый урок. Современная технология», Е.А.Ямбург «Что принесёт учителю новый профессиональный стандарт педагога?» За последние годы были проведены теоретические семинары по следующим темам:

- Компетентность учителя. Основные учебные компетенции.

- Компетентностное обучение: дидактический потенциал учебных занятий.

- Технология ТРИЗ: основные принципы.

- Использование новых технологий в условиях общеобразовательной школы.

- Работа учителя по развитию информационных (коммуникативных, организационных) метапредметных навыков учащихся.

- Технология проведения открытого урока.

***

Заместитель директора в современной школе, формируя свою управленческую лабораторию, отчетливо понимает: невозможно жить в изменяющемся мире, не меняясь самому и оставляя в прежнем виде систему образования и отдельно взятую образовательную организацию. «И хотя нашу отрасль и называют одной из самых консервативных, придавая, конечно же, лучший смысл значению этого слова, тешить себя иллюзией, что мы – хранители традиций прошлого, нельзя. Сохранять традиции, причем помогающие нам развиваться, мы должны и обязаны. Но при этом на первый план выходит важная миссия современного учителя, смысл которой заключается в умении видеть современное состояние, предвидеть будущую ситуацию и действовать в условиях изменений». [4, с.9].

Список литературы

1. Кондратенко Е. Проектирование системы внутреннего мониторинга качества образования. Что изменилось с введением ФГОС?// Управление школой – 2015. – Декабрь. – С. 35-43

2. Ширшина Н.В. Мастер-класс как современная форма аттестации в условиях реализации ФГОС. Алгоритм технологии, модели и примеры проведения, критерии качества. – Волгоград: Учитель, 2014.- 277 с.

3. Ковалёва Г.С., Васильевых И.П. и др. Метапредметные результаты. Стандартизированные материалы для промежуточной аттестации. Пособие для учителя. – М.; СПб.: Просвещение, 2014. – 160 с.

4. Попова Е. Педсовет в стиле ФГОС// Управление школой – 2016. – Апрель. – С.5-15



Kazanobr.ru. Электронный научно-методический журнал. © Copyright 2011-2017.

Казанский образовательный портал. Управление образования ИКМО г. Казани.

Сайт является средством массовой информации (СМИ). Свидетельство о регистрации Эл №ФС 77-61687

выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций