Технология формирующего оценивания

Хуснутдинова Люция Гапхадиевна, учитель математики высш. кв. категории, директор,
Гильмиева Гульназ Гаптельзаветовна, учитель математики высш. кв. категории
МБОУ «Гимназия №27 с татарским языком обучения» Вахитовского района г. Казани


Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования предъявляет четкие требования к системе оценки. Она должна:

· Фиксировать цели оценочной деятельности: ориентировать на достижение результатов обучения (предметных, метапредметных и личностных); обеспечивать комплексный подход к оценке результатов образования; обеспечивать возможность регулирования функционирования системы образования на основе полученной информации об уровне достижения планируемых результатов обучения;

· Фиксировать критерии, процедуры, инструменты оценки и формы представления ее результатов;

· Фиксировать условия и границы применения системы оценивания.

Существующая практика оценивания не соответствует такой организации учебного процесса. Это несоответствие практики и новых требований, предъявляемых к проведению процедуры оценивания, приводит к следующим противоречиям:

· Обучение проводится непрерывно, оценивание – дискретно;

· Предъявляются требования к предметным и метапредметным результатам обучения школьников, а оцениваются только предметные;

· Развитие школьника происходит в учебное и внеучебное время, а оценивается только деятельность во время урока;

· Цель образования – развитие ребенка, цель оценивания – констатация факта соответствия его знаний стандарту.

Для преодоления существующих противоречий, возникающих при оценивании предметных и метапредметных результатов обучения, необходимо разработать систему оценивания, базирующуюся на новых технологиях. Одна из таких технологий – технология формирующего оценивания. Основная цель формирующего оценивания – мотивировать учащегося на дальнейшее обучение, планирование целей и путей их достижения.

Формирующее оценивание может быть балльным и вербальным, оно невозможно без обратной связи между учителем и учеником и невозможно без использования процедур самооценки и взаимооценки и должно проводиться на основе совместно разработанных учителем и учениками критериев. Оно даст возможность ребенку учиться более продуктивно, позволит сравнить новые образовательные результаты ребенка с его предыдущими образовательными результатами.

Анализ научно-методической литературы позволяет сделать вывод, что оценивание будет формирующим, если выполнены следующие условия:

1. Задания для оценивания должны соответствовать содержанию изученного материала.

2. Формы заданий должны быть знакомы ученикам и соответствовать их возрасту. Они составляются таким образом, чтобы можно было выявить возможные проблемы, возникающие в процессе обучения учащихся.

3. Результаты проведенного формирующего оценивания должны быть доступны для учителя и ученика для планирования определенных действий, направленных на повышение качества знаний.

4. Процесс формирующего оценивания должен проводиться по итогам прохождения определенного тематического блока, в процессе освоения нового материала (по итогам решения отдельных задач, выполнения заданий, изучения правил и т.д).

5. Достижения обучающихся должны рассматриваться в их динамике .

Перечислим принципы формирующего оценивания:

1. Учитель регулярно обеспечивает обратную связь, предоставляя учащимся комментарии по поводу их деятельности.

2. Учащиеся принимают активное участие в организации процесса собственного обучения.

3. Учитель меняет техники и технологии обучения в зависимости от изменения результатов обучения учащихся.

4. Учитель осознает, что оценивание посредством отметки резко снижает мотивацию и самооценку учащихся.

5. Учитель осознает необходимость научить учащихся принципам самооценки и способам улучшения собственных результатов.

Использование формирующего оценивания позволяет научить школьников вырабатывать собственные стратегии получения необходимых знаний, то есть развивает навык умения учиться самостоятельно.

Опишем некоторые приемы формирующего оценивания.

1. Учащиеся кратко в письменной форме отвечают на вопросы: что узнал на уроке, какой материал остался непонятным и т.д.

2.Учитель дает обучающимся выражения, формулы, речевые подсказки, помогающие решить пример или задачу и ответить на заданный вопрос.

3. После выполнения какой-либо письменной работы обучающихся просят выбрать самые трудные вопросы и устно объяснить, почему они были самыми трудными и почему школьник смог или не смог выполнить их правильно. Посредством оценки учителя, самооценки и взаимооценки можно оценить предметные и метапредметные результаты обучения ребенка.

4. Учитель задает такие вопросы, ответы на которые требует рассуждения вслух (как правило вопросы должны начинаться со слово «почему» ).

5. В начале урока обучающимися выбирается один из учеников, который будет играть роль «докладчика». В конце урока выбранный ученик должен кратко передать наиболее важную информацию, полученную на уроке. Остальные ученики задают вопросы по содержанию его выступления. Если «докладчик» не может ответить на них, он может попросить помощи у других учеников. Выбрать ученика можно и в конце урока, но в начале урока нужно предупредить, что будет выбран такой ученик. Можно использовать этот прием как прием оценивания предметных и метапредметных результатов обучения учеников учителем, а также для самооценки и взаимооценки обучающимися.

6. Учитель вырабатывает вместе с учащимися алгоритм выполнения определенного задания, который фиксируется, например, на доске. Затем учащиеся выполняют задания самостоятельно и, используя разработанный алгоритм, рассказывают о результатах своей работы, объясняя вслух логику своего рассуждения.

7. Ученикам предлагается заполнить таблицу, имеющую определенные заголовки в вертикальном и горизонтальном столбцах.

8. У каждого ученика имеются карточки красного и зеленого цветов (можно использовать так называемую сигнальную линейку»- обычная линейка, окрашенная с одной стороны в красный цвет, с другой - в зеленый). Учитель просит подавать карточками сигналы, обозначающие их понимание или не- понимание материала.

9. Учитель на доске записывает 2-3 задачи или примера с ошибкой (ошибками). Обучающиеся определяют (самостоятельно, в паре, в группе) место ошибки и правило, на которое сделана ошибка. Сначала по сигнальным линейкам учитель опрашивает, какая задача решена верно, а какая неверно (красный цвет - неверно, зеленый – верно). Потом находят место ошибки и определяют правило.

10. Учитель заранее обговаривает с учениками об использовании условных знаков с помощью рук. Этот прием можно использовать на каждом этапе урока (например, поднимите правую руку, кто усвоил тему, левую руку- кто не понял).

11. Предлагается обучающимся объяснить тему, ход выполнения заданий, теорему и т.д.- другим ученикам поставить себя на место учителя. Этот прием особенно эффективен во внеурочное время, после уроков.

12. После проверки учителем работ учащихся им предлагается проанализировать свои ошибки и классифицировать их. После определения группы ошибок ученики находят одноклассника, который не сделал ошибок в этой области и занимаются с ним дополнительно в паре.

13. После проверки работ обучающихся учитель выбирает 2-3 лучшие работы и просит учеников прокомментировать их вслух.

14. Учитель заранее составляет подробный образец (эталон) и раздает тем ученикам, которые сами не могут найти ошибку после самопроверки. Ученик оценивает себя и повторяет правила, на которые были сделаны ошибки, по справочнику или по учебнику. Решает аналогичные задачи и снова оценивает себя.

15. Обучающимся предлагается перевести один вид информации в другой (таблицу в текст, текст в таблицу, график в таблицу, диаграмму в текст и т.д.)

При использовании формирующего оценивания (ФО) учитель может использовать свои собственные разработки или модифицировать представленые в данной работе. Использование большого количества приемов ФО не является гарантом его эффективности. Учитель должен выбрать наиболее универсальные методы для удовлетворения всех потребностей.

Приведем пример выбора приемов ФО для урока анализа ошибок (работа над ошибками).


Этап урока

Цель оценивания

Приемы оценивания

Формулирование цели урока, определение задач урока

Оценивание регулятивных метапредметных результатов – умение определять задачи для достижения поставленной цели

Приемы 8 или 10

Анализ и исправление ошибок

Выявить типичные ошибки и причины их появления

Прием 12 или 14

Подведение итогов. Рефлексия.

Определить проблемы и пути их преодоления

Таблица рефлексии с выбором домашнего задания (в качестве д.з. можно предложить другой вариант).


Список литературы

1. Крылова О.Н., Бойцова Е.Г. Технология формирующего оценивания в современной школе. СПб.,КАРО, 2015.-122с.

2.Крылова О.Н., Бойцова Е.Г. Приемы формирующего оценивания: методический конструктор: методическое пособие. М.:ООО «Русское слово- учебник», 2016.- 80 с.

3.Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования. http://минобрнауки.рф/документы/543.

4. Формирование универсальных учебных действий в основной школе: от действия к мысли. Система заданий: пособие для учителя /под ред. А.Г.Асмолова. – М.: Просвещение, 2011.-159 с.



Kazanobr.ru. Электронный научно-методический журнал. © Copyright 2011-2017.

Казанский образовательный портал. Управление образования ИКМО г. Казани.

Сайт является средством массовой информации (СМИ). Свидетельство о регистрации Эл №ФС 77-61687

выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций