Управление качеством образования через участие в инновационных проектах

Политковская Лариса Геннадьевна,
Панфёрова Галина Станиславовна,
заместители директора по учебной работе
МБОУ «Гимназия №122 имени Ж.А.Зайцевой»
Московского района г. Казани


Идея качества и управления качеством образования является одной из актуальных на современном этапе развития российской школы. Что мы понимаем под качественным образованием? Участники образовательного процесса по-разному отвечают на этот вопрос. Для учащихся хорошее качество образования связано с хорошими знаниями по всем предметам, что дает им возможность без проблем поступить в ВУЗ; с возможностями в будущем стать успешными в своей работе, достигнуть всех поставленных перед собой целей. Для родителей высокое качество образования ассоциируется с хорошо оснащенной всем современным оборудованием школой, в которой работают учителя, имеющие высокий профессиональный уровень. Для учителей качество образования обозначает желание и умение подготовить учащихся к взрослой жизни не только с позиции знаний, но и с позиции морали и нравственности. При этом качественное образование, по мнению учителя, возможно только в школе, где учитываются индивидуальные особенности и потребности детей, а у самого учителя есть возможности для дальнейшего самосовершенствования, потому что ему спокойно и комфортно работается.

Для администрации образовательных учреждений качество образования рассматривается с позиции его соответствия всем имеющимся в настоящее время требованиям, нормам и стандартам, разработанным в соответствии с потребностями общества.

В гимназии №122 понятие «качество образования» можно выразить фразой: «Не догонять прошлое, а создавать будущее» (из материалов приоритетного национального проекта «Образование»). Мы также озабочены проблемой не только сохранения высокого качества образования наших гимназистов, но и способами его дальнейшего повышения. Наряду с традиционными путями решения данной проблемы одним из самых эффективных способов мы рассматриваем участие в мероприятиях ФЦПРО (Федеральная целевая программа развития образования на 2016-2020 годы). Являясь базовой площадкой МОиН Республики Татарстан, гимназия стала победителем грантов ФЦПРО в рамках реализации мероприятий 2.4. «Модернизация технологий и содержания обучения в соответствии с новым ФГОС посредством разработки концепций модернизации конкретных областей, поддержки региональных программ развития образования и поддержки сетевых методических объединений» и 2.3. «Создание сети школ, реализующих инновационные программы для отработки новых технологий и содержания обучения и воспитания, через конкурсную поддержку школьных инициатив и сетевых проектов».

Таким образом, участие в инновационных проектах и экспериментах – это залог повышения качества образования в отдельно взятом образовательном учреждении.

В рамках реализации проекта члены педагогического коллектива гимназии повысили свою профессиональную компетенцию на образовательных, стажировках, курсах повышения квалификации различных уровней с целью овладения инновационными технологиями, практиками, формами и методами работы. Доля учителей, освоивших методику преподавания по межпредметным технологиям и реализующим ее в образовательном процессе, в общей численности учителей составила 47,6%. Такие показатели, несомненно, способствуют повышению качества образования в гимназии.

Одним из резервов повышения качества образования являются необходимые знания учащихся об умении учиться, то есть о путях формирования у школьников УУД. Ответы на вопрос «ЧТО ЗНАЧИТ УЧИТЬСЯ?» преподаватели гимназии нашли в процессе внедрения в учебный процесс надпредметного курса «Мир деятельности».

Основной целью курса является создание теоретического фундамента для формирования у учащихся общеучебных умений и связанных с ними деятельностных способностей и личностных качеств как необходимого условия построения современной модели образования.

Курс «Мир деятельности» состоит из четырех параллельно развивающихся содержательно-методических линий. (С 5)

I. Организационно-рефлексивная

II. Коммуникативная

III. Познавательная

IV. Ценностная

Поскольку образовательный процесс в начальной школе, прежде всего, построен на взаимодействии учитель-класс, поэтому работа по курсу Мир деятельности сосредоточена в руках учителя. Но как организовать работу в основной школе по данному курсу? Это целая общешкольная программа, в которую входит классный руководитель, учителя предметники, специалисты под руководством заместителя директора. (С 6)

В начальной школе содержание курса «Мир деятельности» изучается на занятиях в рамках внеурочной деятельности, а на предметных уроках системно применяется и закрепляется на основе технологии деятельностного метода обучения. В основной школе основным средством для освоения курса становится предметный урок. Вместе с тем, для изучения данного курса в большой степени используется и такой ресурс, как внеурочная деятельность (классные часы, круглые столы, тренинги, деловые игры, экскурсии, проектные и исследовательские работы и т.д.). (С 7)

Однако в отличие от курса «Мир деятельности» для 1-4 классов содержание данного курса строится теперь уже не линейно, а концентрически по модульному принципу, что позволяет включить учащихся в социально значимую для них созидательную деятельность, в которой на посильном уровне участвуют школьники всех возрастов – от 5 до 9 классов.

Программа содержит 8 разделов, которые соответствуют целям ФГОС, и 15 модулей. Причем каждый раздел имеет по 2 модуля, каждый модуль длится 2 недели и изучается с 5 по 9 класс. Имеется некое погружение в тему (общешкольная установка). Например, раздел 1. Учебная деятельность. Модуль 1. Учусь учиться. Общешкольная установка: «Ничему нельзя научить, можно только научиться». (С 8-9)

Для ученика имеется учебное пособие, а для учителя: программа, кейсы (содержание к каждой теме), демонстрационные материалы. (С 10)

В рамках программы «Мир деятельности» для начальной школы разработан комплексный мониторинг результатов обучения, а для ступени средней школы находится на стадии доработки.

Основными целями комплексного мониторинга являются:

1) определение уровня сформированности метапредметных знаний на основе курса «Мир деятельности» и связанных с ними метапредметных умений каждого ученика;

2) составление плана коррекционной работы как для каждого ученика индивидуально, так и для класса в целом. (С 11)

Основной объект диагностики – метапредметные результаты. (С 12-13)

Формы и методы оценки разнообразны, так как они дополняют друг друга. (С 14-15)

Можно выделить несколько видов: входящая диагностика (тестирование), текущая диагностика (наблюдение, самооценка), итоговая диагностика (тестирование, пакет практических зданий – основные формы и вспомогательные – наблюдение и психологическое исследование).

И другая классификация по основанию, кто осуществляет диагностику - педагогическая диагностика (учитель), психологическая диагностика (психолог), самодиагностика (ученик). (С 16)

Самодиагностику осуществляет ученик по лесенке успеха после прохождения темы сначала по лесенке «ЗНАЮ», затем в течение недели данное знание тренируется на предметных уроках или во внеурочной деятельности и используется «Копилка достижений». А в начале следующего занятия ученики оценивают себя на лесенке успеха на ступеньках «УМЕЮ». (С 17-20)

Основной акцент в системе оценивания должен быть сделан на самооценке учащимися своих достижений. Так, например, ученику после изучения каждой темы предлагается провести собственный учебный практикум, поставить личностно-значимые цели и фиксировать их достижение в «Дневнике моих достижений». Используя рейтинговую систему оценки. Ученик на протяжении практикума набирает и суммирует баллы, которые в итоге соответствуют разным уровням достижений: испытатель, знаток и эксперт. (С21)

Что дает это учителю и ученику? (С 22)

Учитель получает возможность оперативно корректировать процесс обучения в соответствии с проблемными зонами, выявленными самими учащимися.

Ученик получает возможность систематически тренироваться выполнять контроль и оценку.

Педагогическая диагностика включает контроль за знаниями и умениями. Данная диагностика разработана ЦСДП. Это электронное приложение. После проведения тестирования учитель заносит результаты в электронную форму и после обработки получает готовый результат в виде диаграмм, таблиц. (С 23-25)

Имеется также пакет практических заданий (индивидуальные и групповые

на предметном и метапредметном содержании), наблюдение, анкетирование родителей и учителей. (С26-28)

Большую работу в данном направлении проводят два психолога гимназии. Они осуществляют психологическое сопровождение (мониторинг психического развития детей и наблюдение, посещают уроки). (С29)

Диагностика УУД в рамках курса «Мир деятельности» дает возможность учителю увидеть результаты, динамику, рекомендации. (30-33)

Основные особенности комплексного мониторинга:

1. Имеет объективную критериальную базу.

2. Измеряет в достаточной полноте весь комплекс УУД (регулятивных, коммуникативных, познавательных).

3. Включает в себя целостную систему диагностических процедур, взаимно дополняющих друг друга.

4. Простота обработки результатов (результаты обрабатываются в автоматическом режиме и представляются в графической форме – диаграммы, таблицы и пр.).

5. Помогает учителю своевременно корректировать образовательный процесс.

6. Способствует профессиональному росту педагога. (С34)

Мониторинг качества образования предметной области «Иностранный язык» предполагает разнообразные виды расширения образовательного пространства для учащихся. Так, в рамках реализации мероприятий по направлению 2.3. в гимназии №122 «Школа «Грата» была преобразована в Центр «ГРАТА» для подготовки волонтеров международных проектов РТ, ориентированных, в первую очередь, на Чемпионат мира по футболу 2018, «WorldSkills Competition-2019». Опыт подготовки волонтеров у учителей английского языка сформировался за время действия в гимназии ресурсного центра в рамках проекта мэрии Казани «Английский для всех». Цель Центра - формирование мультикультурной личности волонтеров, обладающих знаниями в различных областях и имеющих навыки общения с представителями иных культур на двух иностранных языках. В деятельности Центра «Грата» роль учителей английского языка исключительна важна. Центр «Грата» включает в себя 4 секции, одна из которых – лингвистическая. Во время профильных смен волонтеры совершенствуют свои знания английского языка и приобретают базовые на занятиях французским, испанским, немецким, китайским языках на специально разработанных курсах. Перечислим некоторые из них: «Рабочие профессии 21 века», «Казань – третья столица Российской Федерации», который направлен на овладение разговорными структурами и лексикой, необходимой для общения с гостями Республики по тематике международных мероприятий. Тематика разработана на базе успешно применяемого авторского курса на английском языке «Открой для себя Татарстан» учителя английского языка высшей категории, Заслуженного учителя РТ, к.п.н. Ярулиной Л.А. Волонтеры учатся представлять свою республику и ее столицу – Казань – в форме виртуальных экскурсий для гостей нашего города. В этом им помогают экспонаты картинной галереи «Казань в памятниках истории и культуры», в которой представлены работы народного художника РТ Т.Пашагиной.

В деятельности Центра «Грата» предполагается использование личностно-ориентированной, информационно-коммуникационной технологий, технологии деятельностного метода, метод проектной работы наряду со здоровьесберегающими и игровыми технологиями, кейс-технологией и технологией творческих мастерских.

Таким образом, внеурочная деятельность организуется в таких формах как экскурсии, кружки, секции, круглые столы, конференции, диспуты, гимназические научные общества, олимпиады, соревнования, поисковые и научные исследования, общественно-полезные практики, в том числе сборы

Именно обучение иностранным языкам позволяет наиболее продуктивно реализовать метапредметный подход, поскольку характер обучения иностранному языку межпредметен. Он выражается в том, что процесс обучения на уроках иностранного осуществляется на материалах различных предметных областей, таких как история, география, литература, математика, физика, химия, биология, психология и так далее, что создаёт идеальные условия для овладения учащимися метапредметными умениями. Такой подход к преподаванию иностранного языка предполагает, что учащиеся овладеют универсальными учебными умениями информационно-логического, организационного характера, широким спектром умений и навыков использования средств информационных и коммуникационных технологий для сбора, хранения, преобразования и передачи различных видов информации, базовыми навыками исследовательской деятельности, основами продуктивного взаимодействия и сотрудничества со сверстниками и взрослыми, то есть всем арсеналом средств, позволяющих человеку успешно учиться в течение всей жизни, реализуя идею непрерывного образования и соответствуя требованиям времени.

Помогают развитию метапредметных компетенций и активные методы обучения. К ним можно отнести конференции, мастерские, семинарские занятия. В технологии мастерских упор делается на освоение знаний через практическую работу. По иностранному языку это составление буклетов, опросников, анкет, докладов, отчетов, презентаций на различные темы. Также важно отметить, что данная компетенция тесно связана с профориентационной деятельностью, так как осознание своих сил в данной области и своего интереса в дальнейшем помогает выбору профессии и самореализации, что является основной целью деятельности гимназии.



Kazanobr.ru. Электронный научно-методический журнал. © Copyright 2011-2017.

Казанский образовательный портал. Управление образования ИКМО г. Казани.

Сайт является средством массовой информации (СМИ). Свидетельство о регистрации Эл №ФС 77-61687

выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций