Развитие поликультурной компетенции обучающихся посредством включения в национально-культурный контекст

Осипова Ольга Андреевна, директор;
Фазлеева Резеда Рустемовна, заместитель директора по учебной работе;
МБОУ «Школа №132 с углубленным изучением иностранных языков»
Ново-Савиновского района г. Казани


Третье тысячелетие знаменуется огромными изменениями во всех сферах нашего общества: в политической, экономической, социальной. Наше государство становится все более открытым, входя на правах партнера в мировое сообщество. Меняются и расширяются международные связи, все сильнее осуществляется интернационализация всех сфер жизни нашего общества. В связи с этим очень важным становится вопрос изучения истории, языка, культуры своего народа и основ культурного наследия страны изучаемых языков.

МБОУ «Школа № 132» представляет собой поликультурную образовательную среду, целью обучения которой является развитие речевой компетенции в различных видах речевой деятельности, ее практическая направленность на уроках родного и иностранных языков.

Мониторинг результативности участия школы в мероприятиях разного уровня показывает, что обучающиеся одной школы могут выражать себя как на русском языке, родном татарском, так и на двух иностранных языках. (В школе второй год изучается китайский язык как второй иностранный). Проблема межнационального взаимопонимания, в том числе в гуманитарном культурологическом аспекте, приобретает особую значимость.

Это означает, что важным становится постижение культуры народов. Именно поэтому одним из проектов Программы развития школы на 2015-20 уч. годы стал проект «Диалог культур».

Расширение понимания обучающимися многообразия духовного и материального мира, признание ценностей российской культуры, осознание ценности культур других стран и народов становится его главной задачей.

Нет сомнения, что диалог возможен, если обучающиеся знают материал, раскрывающий языковую, научную, духовную картину мира и создающий национально-культурный фон, на основе которого и осуществляется общение.

Наш проект способствует формированию готовности школьников к реальному диалогу, межкультурной коммуникации и сотрудничеству при обсуждении общемировых проблем. Проект направлен и на решение воспитательных задач. Ожидаемый результат - гармоничная, нравственная, поликультурная личность.

Основное содержание

проекта

Пути, способы, формы реализации содержания

Ожидаемые результаты

Духовно-нравственное воспитание

Ознакомление учащихся с ценностями, традициями, духовными и нравственными основами жизнедеятельности родного и иноязычного общества, проявлениями его духовного и нравственного здоровья

Приобщение учащихся к коллективной творческой созидательной деятельности (разного содержания) как основы формирования нравственной и ценностно- волевой сферы личности ученика

Формирование и проявление более позитивного, осознанного, ответственного, нравственного отношения ученика к себе, к другим, к окружающему миру; желание быть созидателем, а не разрушителем

Гражданское воспитание

Развитие у учащихся активной гражданской позиции, чувства ответственности за свою страну, формирование понимания и принятия общечеловеческих и национальных ценностей, развитие гражданской идентичности

Понимание своей сопричастности российскому народу, осознанное позитивное отношение к его ценностям и достижениям;

ответственное отношение к своим обязанностям, долгу; ориентация на позитивные личные, учебные достижения

Воспитание толерантности

Ознакомление учащихся с понятием толерантность, разнообразием его проявлений и

возможностей. Разъяснение необходимости толерантного поведения как проявления человечности, гуманности в современном объективно поликультурном мире

Формирование моделей толерантного поведения, бесконфликтного взаимодействия с другими

Проявление учащимися толерантного поведения по отношению друг к другу, во взаимодействии с учителями, родителями, другими людьми, людьми разных национальностей

Воспитание на основе диалога культур

Ознакомление учащихся с основами русской и других культур через урочную и внеурочную деятельность

Формирование понимания богатства и разнообразия достижений

поликультурного мира, его единства и необходимости сосуществования в нем многих народов и культур

Понимание учащимся ценностей, традиций, особенностей русской и иных культур

Осознание культурного разнообразия и богатства современного мира

Принятие значимости для развития человека и человечества разных культур

Социальная и психологичес-кая работа

Выявление и организация психолого-социального сопровождения учащихся разных групп риска - педагогически запущенных, опекаемых, с проблемами в развитии, имеющими эмоционально - волевые нарушения

Выявление просоциальных проявлений учащихся, связанных с конфликтами на почве различных культур, национальных традиций, религиозных особенностей, тендерного поведения

Налаживание взаимодействия с родителями, посещение семей

Взаимодействие с учреждениями дополнительного образования

Снижение агрессивности, конфликтности, нерегулируемости поведения у учащихся

Получение большей поддержки со стороны семей в преодолении негативных проявлений у учащихся

Приобщение учащихся к внеурочной дополнительной деятельности


Активно включиться в национальный контекст разных культур дают подпроекты: «Английский клуб», «Поднебесная», «Туган як», «Русские узоры», в реализации которых участвуют школьные методические объединения учителей татарского языка, русского языка, иностранных языков (английского и китайского языков) при содействии Института Конфуция КФУ и Казанского инновационого института.

Реализация подпроектов происходит через модули: язык, история, культурные традиции и обычаи, кухня, искусство, молодежные организации, религия, спорт, СМИ - посредством интеграции урочной и внеурочной деятельности. В этом разделе программы внеурочная работа раскрывается в основных аспектах, концептуально наиболее значимых для развития личности в поликультурном обществе.

Модули

«Русские узоры»

«Туган як»

«Английский клуб»

«Поднебесная»

Основные мероприятия, которые по плану школы будут проводиться в рамках модуля всеми клубами раз в год.

Язык

1. Встреча гостей школы, обучающихся, учителей в национальных костюмах стран изучаемого языка

2. Музыкальное сопровождение в течение дня: национальные мотивы

3. Проведение классного часа. Цикл информационных лекций по освещению направлений модуля

4. Организация национальных игр на переменах

5. Оформление материалами информационного характера вестибюлей школ, кабинетов, рекреаций

Издание ярких красочных тематических буклетов на трех языках

6. Национальные блюда в меню столовой

7. Флеш-моб

8. Тематические вечера, гостиные, конкурсы чтецов на разных языках, конкурсы переводов, конкурсы экскурсоводов...

9. Участие в научно-исследовательских мероприятиях по теме проекта.

10. Создание виртуального музея по странам изучаемых языков

История

Культурные традиции, обычаи

Искусство

Национальная кухня

Молодежные организации

Религия

Спорт

СМИ



Использование материала с региональным компонентом на уроках несёт очень большой объём знаний по различной тематике. Как известно, учебники не в полной мере обеспечивают региональный компонент в преподавании, в результате чего на уроках практически не используется языковой материал, отражающий специфику того или иного народа. Мы предлагаем рассматривать региональный компонент в преподавании языков как углубленную лингвокраеведческую работу, чтобы диалог культур мог состояться на языках, изучаемых в нашей школе.

Благодаря включению национально-регионального компонента в урочную деятельность, решаются следующие задачи:

- глубокое и всестороннее овладение обучающимися культуры своего собственного народа;

- формирование целостного представления о многообразии культур, позитивного отношения к культурным различиям;

- создание условий для интеграции учащихся в культуры других народов;

- развитие умений и навыков продуктивного взаимодействия с носителями различных культур;

- воспитание учащихся в духе мира, толерантности, гуманного межнационального общения, уважения к историческому и литературному наследию.

Объединение в школе представителей разных культур способствует созданию своеобразной среды, в которой объединены разные модели, способы поведения, стили и особенности взаимодействия. Такая среда обладает значительным потенциалом для реального осуществления диалога культур, проявления обучающимися толерантного и духовно-нравственного поведения, стимулирует их активность, самостоятельность, творчество. Поликультурная направленность среды предполагает расширение социальных контактов и связей школы, усиление системы самоуправления, самоорганизации учащихся, стимулирует внимание родительской общественности к работе школы.

Основное содержание

Пути, способы, формы реализации содержания

Ожидаемые результаты

Формирование у обучающихся интереса к своей семье, ее традициям, предкам

Сочинения, творческие работы, проекты, семейные праздники в

поликультурных классах Совместное

времяпрепровождение детей и родителей

Совместные встречи с

известными людьми

Посещение музеев, театров национальной направленности

Посещение библиотек, совместное обсуждение прочитанных произведений разных народностей

Проявление у учащихся интереса к своим предкам, семейным традициям, ценностям, реликвиям. Лучшее понимание себя и других, толерантность в поведении


Практика показывает, что формирование поликультурной личности возможно через четко спланированную и организованную образовательную среду. Именно поликультурная образовательная среда способствует успешной интеграции личности в национальную и мировую культуру. Осознанное, уважительное и доброжелательное отношение к истории, культуре, религии, традициям стран изучаемых языков позволит нам воспитать поликультурную гармоничную личность.



Kazanobr.ru. Электронный научно-методический журнал. © Copyright 2011-2017.

Казанский образовательный портал. Управление образования ИКМО г. Казани.

Сайт является средством массовой информации (СМИ). Свидетельство о регистрации Эл №ФС 77-61687

выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций