Организация тьюторского сопровождения педагогов в ДОО как ресурс формирования их профессиональных компетенций

Шлычкова Наталия Викторовна, заведующая,
Акаева Гузель Ренадовна, старший воспитатель МАДОУ «Детский сад №55»


Одним из условий вхождения в период внедрения и реализации Стандарта дошкольного образования является готовность педагогов работать в новых условиях. Практика показывает, что не все педагоги склонны или готовы перейти к обновлению в содержании образовательной работы с детьми, реализации новых требований и подходов в образовательном процессе.

Поэтому перед руководителями возникают проблемы:

- как создать оптимальные условия для самообразования педагогического коллектива,

- как организовать инновационное мышление и развитие педагогов,

- каким образом использовать в работе с кадрами деятельностный подход.

Чтобы организовать работу в соответствии со Стандартом необходимо пересмотреть подходы к методам, формам и приемам работы с кадрами. Почему были сделаны такие выводы? Обратимся к практике.

В нашем детском саду в начале переходного периода были проведены ряд семинаров по ознакомлению сначала ФГТ, затем ФГОС ДО. Сравнивали ФГТ и ФГОС ДО, анализировали: в чем отличие традиционных принципов организации и осуществления образовательной деятельности и в условиях обновления содержания образования. Тем не менее, результаты собеседований и анализ работы педагогов показали, что, несмотря на переподготовку, которую прошли воспитатели, консультации, семинары и педагогические советы, которые были с ними проведены в течение всего этого периода, преобладают традиционные формы проведения НОД, у воспитателей недостаточный уровень знания методики, планирования и т.д. ПОЭТОМУ возникла необходимость в поиске новых форм организации обучения на рабочем месте.

Ставшее популярным в Республике Татарстан тьюторское движение натолкнуло нас на идею разработки и реализации Проекта тьюторского обучения внутри детского сада.

Можно говорить, что тьюторстово - это то же наставничество, которое было актуально в конце 20 века. Это так и не так. Наставничество - это индивидуальное или коллективное шефство над молодыми педагогами или группой педагогов.

Тьютор служит связующим звеном между воспитателем и воспитанником, главная его цель – индивидуальное сопровождение воспитателя и обеспечение качественной организации процесса образования детей дошкольного возраста. Тьютор может помочь решить организационные вопросы, проконтролировать достижение поставленных задач, психологически настроить подопечного на продуктивную работу.

Основная идея проекта заключается в осуществлении индивидуального подхода в профессиональном обучении педагогов посредством тьюторского сопровождения.

Цель работы - создание модели и разработка программы тьюторского сопровождения процесса непрерывного профессионального образования педагогов в условиях дошкольной организации.

В основе концепции изменений – личностно-деятельностный подход, т.е. такая организация работы с педагогами, которая обеспечит повышение их собственной компетентности и повышение качества образовательной деятельности с дошкольниками.

Данный подход:

- дает возможность педагогам осуществлять самообразование непосредственно в дошкольной организации, без отрыва от работы;

- выявить скрытый потенциал педагогов, их творческие возможности;

- обеспечить индивидуальное сопровождение педагогов с использованием активных форм обучения.

Когда мы начинали разработку проекта, из 25 педагогов 44% - составляли воспитатели со стажем работы более 20 лет и 24% - воспитатели со стажем менее 5 лет, по образованию - учителя-предметники и учителя начальных классов.

В процессе анализа выявилось, что тьюторское сопровождение в отдельных случаях нужно не только молодым педагогам, но и опытным. Одним было трудно перестроиться на новые формы работы, другие - просто не знали, как это сделать. Мы учли, что молодые кадры ориентированы на активное использование информационно-коммуникационных технологий (ИКТ), имеют скрытый творческий потенциал, мотивацию к освоению нового, а опытные педагоги владеют знаниями методики дошкольного образования. И взаимное сотрудничество в итоге приводит к восполнению пробелов у обеих категорий педагогов.

Для достижения поставленной цели были определены тьюторы из числа ярких, творческих, опытных педагогов, которые имели собственный положительный опыт инновационной деятельности, проявили интерес к новым формам организации работы и включились в их воплощение.

Качественный и количественный состав педагогов позволил сделать это безболезненно. Так как, как правило, те, кто работает над созданием авторских разработок, всегда интересуются новым в науке и практике и готовы смело внедрять в свою работу.

Каждый тьютор разрабатывал свое направление для подготовки педагогов по одному из 5-и направлений дошкольного образования в соответствии с ФГОС ДО.

Наиболее яркой и результативной на сегодня является тьюторская площадка по художественно-эстетическому направлению.

Педагоги осваивают классическую дошкольную методику изобразительной деятельности и параллельно знакомятся с новыми и нетрадиционными направлениями творческого развития детей. Это техники квиллинга, войлочного валяния, витража, технологии эбру и другие.

В работе тьюторской площадки по речевому развитию одним из направлений является билингвальное обучение педагогов. Все русскоговорящие педагоги участвуют в работе постоянно действующего семинара по обучению татарскому языку. 16 человек успешно закончили он-лайн школу "Ана теле". Активно используют татарскую лексику в общении с детьми.

Мы можем констатировать, что выбранный нами деятельностный подход в обучении педагогов является самой эффективной формой повышения их профессиональной компетенции. Одной из форм стало кооперативное обучение - объединение в малые группы по 3 – 5 человек, и создание в процессе работы методических материалов.

Результатом работы тьюторских площадок стал профессиональный рост воспитателей и педагогов детского сада. За последние 3,5 года ими разработано 9 авторских программ и методических разработок, которые имеют рецензии ИРО РТ, Казанского федерального университета, ИЭУП, являются победителями и дипломантами республиканских, региональных и всероссийских конкурсов; методические материалы педагогов регулярно печатаются в электронных СМИ.

Детский сад является стажировочной площадкой кафедры начального и дошкольного образования Института развития образования Республики Татарстан, Казанского Федерального университета и базовой площадкой Министерства образования и науки Республики Татарстан.

Использование ИКТ администрацией и методической службой учреждения позволило оптимизировать руководство и контроль работы тьюторов. В результате:

- создана электронная база данных педагогов и авторских разработок;

- обеспечивается электронный документооборот,

- осуществляется оперативный контроль работы тьюторских площадок.

Следствием работы такой системы явилось то, что число ориентированных на инновационную деятельность педагогов в настоящее время составляет более 50%, интерес к работе в личностно-ориентированном образовании проявляет каждый второй педагог. Новая модель организации работы с педагогическими кадрами сосредоточена на постоянном совершенствовании.

Сегодня в своем детском саду мы имеем возможность учить педагогов быть профессиональными, компетентными, уверенными в своих силах и мотивировать их на дальнейшее развитие. Это позволяет обеспечить высокое качество дошкольного образования, определенное Стандартом.



Kazanobr.ru. Электронный научно-методический журнал. © Copyright 2011-2017.

Казанский образовательный портал. Управление образования ИКМО г. Казани.

Сайт является средством массовой информации (СМИ). Свидетельство о регистрации Эл №ФС 77-61687

выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций