Совершенствование профессиональных компетенций учителя татарского языка и литературы в условиях введения ФГОС

Фаизова Фирая Сафовна, заместитель директора
по вопросам национального образования
МАОУ «Школа №141» Советского района г. Казани


...Кеше... үзеннән-үзе, белмидер, белсә дә, остазсыз өйрәнгән һөнәр ул кадәр файдалы булмыйдыр. Һәрбер гыйлемгә бер остаз кирәк. Гыйлем һөнәре уку һөнәре кебек, һәр һөнәрне бер камил остаздан өйрәнмәк лаектыр...(К.Насыйри)


Профессиональное развитие педагога во многом зависит от эффективности системы его непрерывного образования с учетом конкретных данных об уровне профессионализма, мотивах и образовательных потребностях.

Я бы хотела поделиться опытом проектирования индивидуального профессионального маршрута учителей татарского языка и литературы в нашей школе и показать, какую роль в этом играет руководитель-тьютор.

В том, что в своей педагогической деятельности я достигла высоких профессиональных результатов, «виноваты» 3 личности. Первым из них был Литвинов И.Л. , который внес в свое время огромный вклад в методику преподавания татарского языка русскоязычным учащимся. Так как существующие тогда учебники не отвечали требованиям современного образования, на основе методических рекомендаций Литвинова И.Л. мы, группа его учеников, начали создавать различные пособия в помощь ученику: сборники упражнений, текстов для чтения и т.д.

Они, конечно, в тот период еще были несовершенны, недостаточно методически обоснованы. Но я тогда была счастлива, что есть человек, к которому можно обратиться за помощью в любое время. И поняла: какую огромную роль в развитии профессионализма учителя играет Учитель-наставник. Нашу инициативу поддержал первый директор нашей школы, учитель немецкого языка Белоусова Г.К.: ее методические советы, поддержка в воплощении многих идей – создали необходимую творческую и профессиональную среду.

В период разработки учебников по системе Литвинова И.Л. мы тесно сотрудничали с авторами существующих учебников. По новым стандартам учебники должны были создаваться как УМК. Возникла необходимость создания рабочих тетрадей, электронного учебника, словарей, КИМов. По инициативе авторов в работу включились несколько учителей татарского языка. Совместно с авторами Гильмутдинова Л.Х. принимала участие в создании рабочих тетрадей, в разработке рабочих программ (1-4 кл). Сунгатуллина Р.Ф. разработала татарско-русский, русско-татарский словарь для учащихся 1-4 кл. Рахимова М.С. выпустила КИМы по устному тестированию учащихся 1-4 классов в электронном варианте. Имадеева А.Ш. разработала дидактические упражнения с применением Смарт доски. Нашими разработками с большим удовольствием пользуются все учителя татарского языка как в г. Казани, так и в Республике, потому что свой опыт работы мы распространяли через различные семинары, курсы.

Благодаря Игорю Львовичу, я познакомилась с методистом, учителем татарского языка г.Набережные Челны Нигматуллиной Р.Р. Мы тогда поняли, что наши взгляды на преподавание татарского языка русскоязычным учащимся во многом совпадают. Выступая в различных прениях при МОиН РТ о дальнейшей судьбе преподавания татарского языка, мы высказывали мнение о том, что те учебники, которые были созданы в основной школе для русскоязычных учащихся, не отвечают требованиям коммуникативного подхода к преподаванию языка. И тогда нам был брошен вызов: попробуйте сами создать учебники нового поколения. Вызов был принят. Приказом МО и Н РТ мы в 2005 г. с Нигматуллиной Р.Р. включились в создание нового учебно-методического комплекса «Татарча да яхшы бел».

УМК «Татарча да яхшы бел» по своей сути - это совершенно новый подход к методике преподавания татарского языка в иноязычной аудитории. Это был большой проект, благодаря которому мы должны были обучить ученика говорить на языке, а не о языке. В разработку этого проекта включились многие учителя татарского языка и литературы. Школа была объявлена экспериментальной площадкой по созданию и апробации УМК нового поколения. Была создана программа экспериментальной работы, обозначены цели, задачи, определены основные этапы создания УМК.

Конечно, методического опыта не хватало. Большую помощь в этом направлении нам тогда оказала учитель английского языка Халикова Э.Н. Владея и английским, и татарским языком, она делилась опытом работы по методике преподавания иностранных языков. Также были организованы совместные заседания методических объединений учителей татарского и английского языков. Обсуждались общие проблемы в методике, делились опытом работы, посещали уроки. Учителя татарского языка в течение 5 лет участвовали в эксперименте по апробированию УМК «Татарча да яхшы бел». Развивали свои профессиональные навыки, совершенствовались в методике ведения уроков по новой технологии, технологии концентрированного обучения, повышали свои квалификационные категории. Сейчас у нас в школе 5 учителей татарского языка высшей категории и 5 -первой. В 2005 году, когда мы приступили к работе, высшую категорию имела только я.

Когда учитель достигает в своей профессиональной деятельности каких-то значимых результатов, будь то создание различных пособий, участие в профессиональных конкурсах, грантах, то у него появляется мотивация к дальнейшему повышению своего профессионального мастерства. Творчески работающий учитель никогда не остановится на достигнутом.

Имея опыт работы по созданию различных методических разработок в начальной школе по татарскому языку, по согласованию с руководителем проекта еще несколько учителей татарского языка активно включились в создание таких компонентов УМК, как 1.Электронное приложение (Гильмутдинова Л.Х., Науметова Г.Р., Шамсутдинова А.Г., Сунгатуллина Р.Ф.) 2.Тетрадь для тестов и текстов (Рамазанова Р.Р., Имадеева А.). 3.Рабочие программы (размещены на сайте МО и Н РТ и выпущены по инициативе информационно-методического отдела Управления образования г. Казани (Фаизова Ф.С., Гарифуллина Л.Г.). Эти разработки так же, как учебники, были заново переработаны после введения ФГОС ООО в соответствии с новыми требованиями.

Вы все знаете, что в учебных планах предметы татарский язык и литература включены как отдельные предметы. Много раз на различных уровнях поднимался вопрос о том, а где взять учебники по литературному чтению на татарском или по татарской литературе. Каждый учитель умудрялся вести эти уроки как мог, не имея под рукой учебника или учебного пособия. Учебник один, а предметов два. Как то нужно было выйти из этого положения. И вот 2 года тому назад, чтобы решить эту проблему, мы совместно с передовыми учителями г. Н.Челны включились в создание хрестоматии по литературному чтению на татарском языке для учащихся 2-4 классов. И буквально за 3 месяца нами были разработаны хрестоматии для русскоязычных учащихся и выпущены Татарским книжным издательством. Сейчас этими хрестоматиями успешно пользуются учителя Республики не только на уроках с русскоязычными учащимися, но и учащимися татарских групп. Хочется отметить большой вклад в разработку хрестоматии учителя татарского языка Гарифуллиной Л.Г.

Как вы уже поняли, каждый раз, прежде чем приступить к разработке какого-либо проекта, мне приходилось учитывать индивидуальные профессиональные возможности своих коллег. Кто-то из них более успешен в умении владеть информационными технологиями, кто-то в умении анализировать и самостоятельно искать необходимую информацию, у кого-то больше накоплен опыт работы в создании КИМов и т.д. И при проектировании того или иного проекта, всегда учитывала их способности оптимально находить пути решения проблемы. Так, когда возникла идея разработки материалов по отслеживанию метапредметных результатов по татарскому языку для русскоязычных учащихся начальной школы, не было сомнений в том, что этот проект осилит учитель высшей категории Гильмутдинова Л.Х., и учитель татарского и английского языка Шамсутдинова А.Г., у которых уже за плечами опыт разработки рабочих тетрадей и электронных учебников. В процессе разработки рабочих тетрадей нами были изучены основные требования по определению критериев по отбору материала, изучен опыт создания таких работ по другим предметам в начальной школе, по английскому языку, проведены консультации с учителями. В тесном сотрудничестве с автором учебников по татарскому языку для учащихся татар, методистом Поволжского Центра повышения квалификации Замалетдиновой Зульфирой Исхаковной, учителя сумели разработать весь дидактический материал для рабочей тетради по мониторингу метапредметных результатов по тат.языку для русскоязычных учащихся. И надеемся, что к новому учебному году эти тетради найдут достойное применение в школах РТ.

И как я уже говорила, успешен тот коллектив учителей, где есть сильная методическая база, тьюторство, есть опытные педагоги, которые могут направить, сопровождать, вести за собой остальных по инновационному пути. Там, где созданы такие условия, учитель всегда работает творчески, достигает новых вершин в своей профессиональной деятельности. У него есть мотивация, так как его работа, его труды востребованы. Ориентируя их на ту или иную деятельность, я всегда знаю, что учителя татарского языка доведут дело до конца. Для этого у них уже накоплен опыт, имеется практика. И еще одну особенность работы в коллективе хотелось бы отметить. В основном учитель уверенно подключается к деятельности, если работа ведется в тандеме: один из коллег всегда более опытен в том или ином направлении. В таком тандеме работали учителя татарского языка Сунгатуллина Р.Ф.-учитель высшей категории и Ахмадуллина Р.Ф., учитель первой категории при создании Книги для учителя, методического пособия к учебнику Литвинова И.Л. для первого класса. Пособие было предложено разработать именно учителям татарского языка нашей школы, так как у этих учителей также имелся опыт создания различных пособий и приложений к УМК.

В данной статье я не ставила целю обобщать опыт работы учителей татарского языка и литературы. В основном я хотела акцентировать свое внимание на том, какую роль играет в успешности любого учителя педагог-наставник, тьютор. И я знаю, что благодаря целенаправленной работе, поддержке в разработке и реализации образовательных проектов, у учителей татарского языка были сформирован целый ряд следующих профессиональных компетенций:

- способность оптимально, системно прогнозировать, анализировать, находить пути решения проблемы;

- умение самостоятельно искать, анализировать и отбирать необходимую информацию;

- умение владеть информационными технологиями;

- способность самосовершенствоваться;

- работать в коллективе, в команде и т.д.



Kazanobr.ru. Электронный научно-методический журнал. © Copyright 2011-2017.

Казанский образовательный портал. Управление образования ИКМО г. Казани.

Сайт является средством массовой информации (СМИ). Свидетельство о регистрации Эл №ФС 77-61687

выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций