Развитие современных компетенций педагога как одно из условий управления школой

Шакирзянова Альбина Заудятовна, директор МБОУ «Школа №23»
Ново-Савиновского района г. Казани


В настоящее время в России происходят глубочайшие изменения во всех сферах общества. Буквально на глазах трансформируется общественное сознание, пересматривается система ценностей. Вызовы современности диктуют переход к выполнению более сложных задач, принятию комплексных решений, работу с большими объемами сложной информации, развитие ключевых компетенций человека. В решении этих задач огромная роль принадлежит образованию.

Поскольку треть населения России учится, учит, повышает квалификацию, проходит переподготовку, трудно переоценить значение образования, его реформирование, ибо цели, содержание образования, степень его влияния на всех участников образовательного процесса определяют настоящее и будущее общества. Ключевая идея современной образовательной политики России, в том числе и Татарстана, – идея развития и становления субъектности. Достижение данной идеи требует решения следующих задач:

- создать необходимые условия для развития личности;

- разработать и запустить механизмы развития и саморазвития самой системы образования;

- повышать значимость роли образования как действенного фактора развития общества;

- осуществлять преемственность образования.

Эти цели являются отправной точкой в выстраивании стратегии развития школы. Определяющее условие реализации вышеназванных целей – пробуждение субъектности в каждом участнике образовательного процесса: в ребенке, в учителе, в управленце, в родителях, в региональном и национальном сообществах, в обществе в целом.

Встаёт закономерный вопрос: кто будет реализовывать грандиозные планы развития нашего региона, описанные в Стратегии социально-экономического развития Республики Татарстан - 2030? Попробуем на него ответить...Это талантливые, креативные молодые люди, конкурентоспособные и готовые к развитию, адаптированные к стремительно меняющимся условиям жизни. Кто же они? Сегодня они сидят за партами в наших школах. Это им предстоит реализовывать грандиозные идеи и замыслы, превращая их в реальность, проектируя и внедряя собственные инновации и разработки.

И мы понимаем, образование сейчас – это не трансляция готового знания, оформленного в виде текста для запоминания, а организация личностного роста и развития способностей каждого ученика. Иными словами, школа не должна научить на всю жизнь – школа должна научить учиться всю жизнь и эффективно использовать полученные знания на практике, т.е. развивать необходимые в дальнейшем ключевые компетентности, уровень сформированности которых, конечно же, зависит от компетентности учителя и руководителя.

В связи с этим, какие бы реформы не проходили в системе образования, они, так или иначе, замыкаются на конкретном исполнителе – школьном учителе. Именно педагог является ключевой фигурой внедрения в практику инновационных технологий, для успешной реализации которых, должен обладать необходимым уровнем профессиональной компетентности. Управленческая команда школы, осознавая, что именно компетентный педагог обеспечивает положительные и высокоэффективные результаты в обучении, воспитании и развитии учащихся, создает необходимые условия для развития профессиональной компетентности педагога, как то кадровые, методические, материально-технические.

Считаем, что для определения содержания и наиболее эффективных методов обучения, наилучшим образом способствующих достижению целей и задач школы, а также целей обучения, необходимо определить качественную (чему учить, какие компетенции развивать) и количественную (какое число педагогов, педагоги каких категорий нуждаются в обучении) оценку потребности повышения квалификации педагогов. Цель обучения, с позиции руководителя, следующая: усиление педагогического ресурса как ключевого для развития школы. Опорными для нас характеристиками эффективных технологий обучения и развития педагогов являются:

- системность, логичность;

- актуальность, ориентированность на результат;

- наличие контроля эффективности (эффективная система мониторинга);

- оптимальность (минимум затрат при максимуме результативности);

- потребность в развитии.

На наш взгляд, самый эффективный вариант системы обучения – это сочетание внутреннего обучения и внешнего. Что мы подразумеваем под этим?

Внутреннее обучение - обучение через педагогические советы, работу методических объединений, творческих групп, наставничества, школы молодого учителя, сотрудничество в виртуальном педагогическом сообществе.

Одной из особенностей нашего процесса внутреннего обучения является использование внутренней локальной сети SERVER. Все материалы размещены именно здесь. Каждый классный учебный и внеучебный кабинет, кабинеты администрации и всех других специалистов подключен к данной внутренней локальной сети, поэтому любой учитель может не только найти материалы по своему предмету, но и ознакомиться с методическими лабораториями других предметных объединений, что позволяет расширить возможности учителя. Кроме этого, сервер помогает администрации вовремя, не проводя долгие совещания и не отрывая педагогов, передать информацию по внутренней локальной сети и получить ответ. Тем самым у учителя появляется свободное время и возможность для самоподготовки и обучения.

Внешнее обучение - дистанционное обучение, всевозможные курсы повышения квалификации для учителей, Intel –курсы, форумы, участие в профессиональных сообществах, вебинары, обучение с привлечением сторонних специалистов, обучение в Университете талантов и др.

Самообразование - использование индивидуальных методов обучения, составление модели профессионального развития и ИПР, дистанционное обучение, индивидуальная работа со специальной литературой.

Мы используем как пассивные методы (лекции, доклады, рассмотрение теоретического материала, дистант), так и активные методы обучения (посещение уроков, наставничество, деловые игры, кейсы, мастер-классы, тренинги с квалифицированными специалистами, мозговой штурм, посттренинг).

Организуя процесс обучения и саморазвития педагогов, мы столкнулись с очевидным вопросом: мы работаем по команде или в команде?

Убеждена, что в повышении профессионализма учителя ключевую роль играет сплочённая профессиональная команда администрации и педагогического коллектива.

Управленческой командой создаются условия, при которых учитель начинает меняться, объединяться по общим целям и задачам, принимая на себя обязательства совместной деятельности. При этом повышается личная и коллективная ответственность каждого учителя. Если в образовательном учреждении есть инициативные, ищущие педагоги, обладающие набором компетенций, о которых мы будем говорить чуть позже, то они вполне могут стать тем ядром, вокруг которого строится школьная жизнь. Авторитарное управление школой уходит в прошлое. Эффективной заменой ему, по нашему убеждению, может и должна стать командная работа.

Одним из главных препятствий на пути к объединению, которое педагоги не всегда осознают или по крайней мере не проговаривают, является внутренняя установка: у коллег учиться нечему. И поначалу у многих возникает внутреннее сопротивление. Но очевидные выгоды сотрудничества заставляют педагогов менять свои негативные установки. Постепенно просыпается интерес к опыту коллег, ощущение, что наш коллективный потенциал больше, чем личные возможности.

Ещё одна зона развития, поле для гипервозможностей – это эмоциональный настрой команды. Это один из самых трудных участков в управлении – мотивация педагогов, адекватное реагирование, стимулирование. Мы стремимся создавать свободу действий для развития их личной инициативы, находить в педагогах сильные стороны и направлять их в нужное русло, где они могут быть успешными. Возьмем внутришкольный грант «Лучший учитель школы №23 (по мнению учащихся)» с призовым фондом 50 тысяч рублей, а также уже сложившиеся конкурсы педагогов, такие как «Учитель года», гранты «Наш новый учитель», «Наш лучший учитель» и др., являющиеся масштабным и действенным механизмом поддержки лучших учителей.

Мы стремимся посредством своих управленческих решений способствовать тому, чтобы педагоги видели свой вклад в успехи школы, и каждое задание для них имело смысл и значение. Взаимодействие и сотрудничество педагогов развивают сплочённость коллектива, и тем самым повышается не только эффективность, но и удовлетворенность их работой. Я, как руководитель, придерживаюсь следующего правила: эффективное управление – это всегда «МЫ», а не «Я»!

Вместе с тем для развития профессиональной компетентности педагогов и развития образовательной организации в целом, необходимо создание материально-технических условий. Ясно, что без финансирования, без соответствующей материальной базы ничего нового внедрить нельзя, и в жизни получается, что это целиком забота директора: правильное распределение бюджета, обеспечение оборудованием, в том числе и лабораторным, учебниками, учебными средствами, развивающей среды в целом.

Не последнее место занимает желание оснастить кабинеты не только новой мебелью, но, главное, интерактивным средствами обучения, документ - камерами, лабораторным оборудованием, создать условия для успешной работы. Мы уверены: хорошо оборудованный кабинет – необходимое условие для решения учителем всех учебно-воспитательных задач.

Участие в Президентском гранте, гранте «Кабинет физики», «Школа после уроков», сотрудничество с организациями, выпускающими оборудование, ежегодное оснащение кабинетов за счет общественного фонда развития школы - обеспечили высокий уровень оснащения школы.

Сегодня, создавая необходимые условия для развития и совершенствования профессиональной компетентности педагога, мы понимаем, что принципиально изменяется позиция учителя, преподавателя. Учитель перестает быть носителем «объективного знания», которое он пытается передать ученику. Теперь его главной задачей становится мотивирование учащихся на проявление инициативы и самостоятельности, чтобы каждый ребенок мог реализовать свои способности и интересы. В своей школе мы решаем эту задачу, создавая условия для совершенствования развивающей среды, в которой становится возможным выработка каждым учащимся на уровне развития его интеллектуальных личностных способностей, определенных компетенций. Учитель приобретает новый статус-наставника и призван обеспечить миссию ретрансляции лучших знаний, данных, методик, технологий, систем оценки, значимых для развития среды, доброжелательной к ребенку и его талантам.

Это ключевые идеи действующего масштабного республиканского проекта - Государственная программа «Стратегическое управление талантами в Республике Татарстан в 2015-2020 г.г.» в рамках реализации «Стратегии социально-экономического развития Республики Татарстан - 2030».

«Казанский открытый университет талантов 2.0.», резидентами которого и стали в прошлом году наши молодые талантливые педагоги, является уполномоченным органом по реализации мероприятий Госпрограммы. Ничего подобного в России еще не было. Программу можно назвать первой масштабной попыткой выстроить систему, которая даст шанс каждому талантливому молодому человеку в республике найти себя, найти себе применение.

В тексте Госпрограммы отмечено, что «на уровне традиционных институтов образования, в силу функциональной заданности не прорабатываются на уровне личности те актуальные надпредметные умения, компетенции и ценности, при помощи которых молодой татарстанец станет высоко адаптированным и конкурентоспособным». В современном обществе в странах-лидерах эти умения получили название «метакомпетенции», «прорывные компетенции», и они «вмонтированы в программы неформального образования и обучения молодежи».

«Модель прорывных компетенций», предлагаемая «Университетом талантов» взята нами за основу. Мы опираемся на принятые понятия и определения, сформулированные научно-исследовательским коллективом «Университета талантов», в частности в документе «Золотой стандарт развития ребенка 2.0.».

Итак, прорывные компетенции - это персональный инструмент для каждого молодого человека, при помощи которого он будет эффективно решать поставленные задачи и совершать свои образовательные и карьерные прорывы.

Это те надпредметные умения и навыки, которые будут необходимы молодому человеку, чтобы преуспеть в любой сфере в течение ближайших 15-20 лет. К ним относятся:

· Когнитивность - нахождение, систематизация информации, применение решений наивысшего качества. Мы надеемся, что педагог, для которого создана профессиональная образовательная среда, находясь и развиваясь в ней, будет способен научить ребёнка учиться, самостоятельно добывать знания, реализовывая собственные образовательные потребности.

· Открытость, инициативность, предприимчивость - принятие условий жизни в качестве задачи, предложение своих инициатив, действий, поиск и привлечение необходимых ресурсов для достижения целей. Ребёнок становится носителем собственной активности.

· Управление проектом под результат – продвижение идей от «дизайна мысли» до завершения проекта с гарантией результата, способность быть продюсером, в т.ч. управление «Я - проектом». Это может реализоваться в собственно разработанных проектах (предпринимательские игры, танцевальная школа, «Я-Лидер», «Я-Казанец» и др.).

· Командность и эффективность взаимодействия - взаимодействие и сотрудничество с людьми с целью достижения персональных и общих результатов. Яркий пример – это функционирующая «Школа осознанного родительства «Уроки общения с ребёнком». Учитывая наш опыт выстраивания эффективного взаимодействия с родителями, сотрудничества с ними, мы формируем общее воспитательное «поле» вокруг ребенка, обеспечивая согласованность (непротиворечивость) действий взрослых, что является важнейшим условием эффективности и результативности работы.

· Видение и лидерство – предвосхищение, генерация и продвижение новых идей, новых результатов, способность двигаться к тому, что не видят другие, создавать то, чему нет аналогов. По нашему мнению, владение данной компетенцией – один из главных инструментов эффективного менеджмента. Ведь достижение стратегических целей невозможно без эффективного планирования и способности предвидеть возможные варианты развития. Адаптируя технологии бизнес-образования к школьной реальности, генерируя новые идеи, стратегии и новые возможности, мы планируем выйти на новый уровень результативности.

В нашей школе учителя-наставники создают уникальное пространство для развития и тренировки вышеперечисленных компетенций, а учащиеся имеют возможность применять эти компетенции в исследовательской и проектной работе, во взаимодействии со сверстниками и взрослыми.

Опираясь на ключевую идею современного образования – идею развития, мы двигаемся вперёд, учимся, развиваемся. Наши учителя являются активными участниками проекта «Университет талантов», обучаясь, встраивая в собственный опыт прорывные компетенции, осваивая роль учителей-наставников в различных проектах, которые представляют возможности развития талантливых учащихся нашей школы.

Статичность – это не для нас. Поэтому для нас естественно задаваться вопросом, а каким же будет этот мир уже совсем скоро? Где будет школа в этом мире, каково будет наше место, наша деятельность, наши дети, наш город и наша страна? Педагогическое кредо наших педагогов — помогать детям становиться людьми, которые будут жить в этом мире, изменяя и совершенствуя его.



Kazanobr.ru. Электронный научно-методический журнал. © Copyright 2011-2017.

Казанский образовательный портал. Управление образования ИКМО г. Казани.

Сайт является средством массовой информации (СМИ). Свидетельство о регистрации Эл №ФС 77-61687

выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций