Современный инструментарий формирования педагогического стиля молодого учителя

Белова Татьяна Алексеевна, МБОУ «Школа №89» Ново-Савиновского района г. Казани,
заместитель директора по учебной работе


Сегодня очевидным становится тот факт, что освоение учителем новых ценностно-смысловых отношений не может быть осуществлено путем прямой передачи рационально-логической информации о содержании тех или иных ценностей, поскольку превращение ценностных ориентаций в «своё», внутреннее достояние предполагает «проживание» тех ситуаций, в которых перед учителем раскрываются внутренний смысл и личностная значимость этих ценностей. Поэтому одна из задач современной школы - помочь молодому ("новому") специалисту реализовать себя, развить личностные качества, коммуникативные и управленческие умения, так как зачастую для него вхождение в новую деятельность сопровождается высоким эмоциональным напряжением, требующим мобилизации всех внутренних ресурсов. Проблемы возникают в связи с тем, что молодой специалист в начале своей работы имеет достаточные знания, но недостаточные умения, так как у него еще не сформированы профессионально значимые качества, поэтому молодому педагогу нужна постоянная методическая помощь.

Наставничество как одна из форм работы с молодыми специалистами существует давно и подробно описана в методической литературе, например, в пособии И.Кругловой «Как организовать наставничество в образовательном учреждении», однако до сих пор администрацией учебных учреждений используется не в полной мере. Не случайно анализ школьной действительности и социально-­педагогических исследований показывает, что даже при достаточно высоком уровне готовности к педагогической деятельности личностная и профессиональная адаптация молодого учителя протекает длительно и сложно, а молодые специалисты после трех лет работы в школе зачастую меняют профессию.

Итак, в рамках работы Школы молодого учителя наставник берет на себя ответственность за обучение молодых педагогов основам профессионального мастерства, заботу об их постоянном развитии и профессиональном росте, решает различные профессиональные вопросы, с которыми молодой специалист обращается к нему. Учитель - наставник заинтересован в постоянном целенаправленном общении с молодыми специалистами и должен быть инициатором этого общения, должен принимать на себя обязательства быть позитивным при оценке результатов их работы, терпимым к ошибкам своих подопечных, вселять в них уверенность в том, что в сотрудничестве можно добиться поставленных целей и задач.

Учитель-наставник - это инновационный практик, курирующий непрерывную подготовку "новых" педагогов. В сопровождении педагога важна организация личностно-ориентированной, информационной, избыточной образовательной среды, что связано с расширением открытого образовательного пространства. Сопровождение при этом ориентировано на программно-проектный продукт, то есть модель, стратегию дальнейшего развития и совершенствования педагога. При этом наставник и "новый" учитель осуществляют совместную деятельность, что предполагает интенсивное освоение новых способов деятельности, продуктивные пробы, выход в рефлексивную позицию по отношению к образовательной деятельности.

Одной из форм работы с молодым специалистом по его вхождению в профессию могут стать кураторская методика и технология Lesson Study, соответствующая модели компетентного учителя (Этика x (Знания+Мышление+Лидерство)) в соответствии с "Меморандумом непрерывного образования").

Кураторская методика предполагает взаимные наблюдения педагогов за практикой работы друг друга, при этом отслеживается не только то, что делает учитель, как он излагает учебный материал, как ведет себя, но и то, как учатся дети, что с ними происходит на уроке, как они реагируют на действия учителя. Важным является и тот факт, что при взаимном наблюдении исключается фокусировка на уроке в целом и актуализируется какой-либо один аспект занятия. Так, например, учитель во время посещения урока коллеги получает протокол наблюдения, в котором необходимо фиксировать количество ответов того или иного ученика в течение урока, или типы вопросов, которые использует учитель, или то, как педагог выстраивает обратную связь. В ходе обсуждения полученных данных наставник помогает молодым специалистам проанализировать ситуацию и выработать рекомендации по улучшению "западающих" характеристик.

Технология Lesson Study особенно эффективна в тех образовательных учреждениях, в которых работает не менее трёх педагогов одной образовательной области, один из которых является наставником. Lesson Study предполагает поэтапную разработку одного урока группой учителей в течение длительного срока. В ходе пошагового планирования повышается педагогический арсенал каждого учителя за счет обогащения информацией о технологиях и техниках, используемых каждым из присутствующих при организации различных этапов урока. По окончании работы группы один из её участников проводит урок, на котором присутствует вся группа, а учитель-наставник анализирует его с использованием кураторской методики.

Таким образом, эффективность кураторской методики и технологии Lesson Stady связана не только с тем, что они позволяют планировать обучение таким образом, чтобы учебный процесс максимально удовлетворял потребностям учащихся, но и с тем, что они позволяют создавать условия, направленные на ускоренное овладение молодыми педагогами профессией.

В качестве примера организации подобного рода работы приведем "План работы наставника по адаптации молодого специалиста к педагогической деятельности".

Цель: создать условия, направленные на ускоренное овладение молодыми педагогами профессией (самореализация, приобретение практических навыков, необходимых для педагогической деятельности, уменьшение стресса в первые годы работы в общеобразовательном учреждении) и закрепление молодых специалистов в коллективе

Планируемые результаты:

1. Профессиональная и социальная адаптация молодого специалиста;

2. Приобретение практических навыков, необходимых для педагогической работы по занимаемой должности;

3. Формирование индивидуального стиля творческой деятельности педагога;

4. Формирование мотивации самосовершенствования у молодого специалиста.

Маркеры успешности реализации плана наставничества:

1. Учитель овладел необходимыми теоретическими знаниями и практическими навыками организации своей деятельности для эффективного преподавания предмета;

2. Проведение занятий стало привычным, работа не вызывает чувства страха, неуверенности;

3. Показатели качества стабильные.

Этапы реализации плана

этап

мероприятия

сроки

Адаптационный

Наставник определяет круг обязанностей и полномочий молодого специалиста, знакомит с укладом школьной жизни, чтобы обеспечить более быстрое вхождение молодого специалиста в профессию.

август


Проектировочный

Наставник проводит диагностику профессиональных затруднений, выявляет недостатки в его умениях и навыках, реализует план адаптации, осуществляет корректировку профессиональных умений молодого учителя.

сентябрь-ноябрь

Контрольно-оценочный

Наставник совместно с заместителем директора ОУ отслеживает прогресс молодого специалиста, определяет степень его готовности к выполнению своих функциональных обязанностей.

декабрь


План


Содержание мероприятия

Процессы

Срок


Адаптационный этап

1

Знакомство с молодым специалистом

собеседование

август

2

Изучение должностной инструкции учителя русского языка и литературы

работа с документацией

3

Ознакомление с режимом работы ОУ, правилами внутреннего распорядка

подготовка информационных материалов

4

Беседа с молодым специалистом по определенным разделам педагогики, научному содержанию предмета, частной методике преподавания русского языка

корректировка профессиональных умений молодого специалиста


Проектировочный этап

5

Вхождение в должность (правила ведения школьной документации, принципы перспективного и текущего планирования учебно-воспитательного процесса в школе, принципы составления рабочей программы)

работа с документацией


сентябрь

6

Выявление потребностей молодого специалиста

диагностика

7

Дистанционное обучение на курсах МООС ("Лекториум": "Однодневная методическая школа для учителей русского языка и литературы")

дистанционное обучение,

обсуждение возможности использования полученных знаний на уроке

8

Посещение урока русского языка молодого специалиста и его последующий анализ

персональная поддержка, анализ урока с использованием кураторской методики

октябрь

9

Посещение урока русского языка наставника молодым специалистом

обсуждение урока

10

Совместная разработка урока русского языка

подготовка и отбор дидактического материала для проведения урока

11

Посещение совместно разработанного урока русского языка молодого специалиста и его последующий анализ

персональная поддержка, анализ урока с использованием кураторской методики

12

Совместная разработка урока литературы

подготовка и отбор дидактического материала для проведения урока

ноябрь

13

Посещение совместно разработанного урока литературы молодого специалиста и его последующий анализ

персональная поддержка, анализ урока с использованием кураторской методики


Контрольно-оценочный этап

14

Разработка программы саморазвития молодого специалиста

собеседование, разработка программы саморазвития

декабрь

15

Выявление степени готовности молодого специалиста к выполнению своих функциональных обязанностей

диагностика, анкетирование




Kazanobr.ru. Электронный научно-методический журнал. © Copyright 2011-2017.

Казанский образовательный портал. Управление образования ИКМО г. Казани.

Сайт является средством массовой информации (СМИ). Свидетельство о регистрации Эл №ФС 77-61687

выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций