Формирование инновационной культуры педагогов как ресурс развития образовательного пространства

Игнашева Юлия Геннадьевна, начальник Информационно-методического отдела
Управления образования г. Казани


Один из самых влиятельных теоретиков менеджмента XX в. Питер Друкер уверен: новому столетию нужно стать веком инноваций – социальных и политических. Последние без малого двадцать лет происходят постоянные трансформации, чья природа нам ясна меньше, нежели очевидна их необходимость. Мы живём во «времени перемен». Налицо формирование общества знаний, обусловленное такими процессами, как информатизация и глобализация. Мировой опыт показал, что нужно менять государственно-общественное управление образованием, диверсифицировать образовательные организации, оптимизировать механизмы их финансирования и т. д. Формирование инновационной культуры педагогов как ресурса развития образовательного пространства в этой связи нередко относится к числу актуальных проблем. Активная модернизация отечественной системы образования выявила острую потребность в повышении восприимчивости педагогических работников к новым идеям, их готовности и способности поддерживать и реализовывать новшества.

В менеджменте под инновацией понимается новшество, освоенное в производстве и нашедшее своего потребителя. Стоит сказать, что в XIX в. за этим понятием стояло введение элементов одной культуры в другую, а в XX столетии инновациями считаются технические усовершенствования. Значит, инновационный – обновлённый, улучшенный, что соотносится со значением производящей основы, а также латинского innovatio ‘перемена’.

К составляющим культуры – понятия, имеющего множество дефиниций, как известно, кроме артефактов (материальных произведений), относятся жизненные ценности и нормы поведения.

Инновационная культура – стратегический ресурс XXI века. Диапазон проявления: от создания условий эффективного использования творческого потенциала личности в интересах развития общества до обеспечения максимальной взвешенности в его реформировании.

Закономерен вопрос: что будет являться инновационной культурой педагогов? В поиске ответа на ум неожиданно пришла статья Константина Эдуардовича Циолковского «Двигатели прогресса», в которой, помимо шести категорий людей – «цветов человечества», что «выгодно всячески поддерживать», утверждается: причина неправильного отношения к открытиям и изобретениям (шире – ко всему новому) кроется в человеческих слабостях, таких как: преклонение перед Западом, печатью, авторитетом, шумихою (славны бубны за горами); инертность, косность, консерватизм (каменные сердца, привычка – вторая натура); ложное себялюбие, узкий эгоизм, непонимание общечеловеческого и собственного блага (после меня – хоть потоп, лишь бы мне бы ладно было, а там – весь свет гори огнём); убытки, обиды работников; соревнование, зависть, в том числе профессиональная, а также пристрастия разного рода: дружеские, родственные, половые, национальные, религиозные, патриотические и т. п.

«Слабости же зависят от незнания и непонимания своих выгод», – говорит известный русский учёный.

Сегодня педагогу чрезвычайно важно научиться и учить улавливать тенденции изменений, мгновенно приспосабливаться к ним, используя себе во благо открывающиеся возможности. При этом «каждому надо сознавать эти недостатки и всячески остерегаться их», коль скоро являются извинительными тормозами просвещения.

В настоящее время образовательное пространство – это ориентации субъектов образования, коими являются педагогические работники, обучающиеся и родители, на результаты образования, а именно: знания, самостоятельность и творчество.

Каковы условия формирования инновационной культуры педагогов? Прежде всего, это – развитие человеческого потенциала, которое, на наш взгляд, может достигаться путём непрерывного повышения квалификации, во-первых, и стимулирования творческой активности, во-вторых. Несомненно, немаловажную роль играют создание института профессиональных экспертов, ассоциации педагогов-инноваторов, расширение конкурсного движения, механизмы публичной оценки и широкого распространения новаторского (творческого) опыта – такого, который серьёзно повышает эффективность действующей системы образования.

Михаил Булгаков полагал: «...ни в каком учебном заведении образованным человеком стать нельзя. Но во всяком хорошо поставленном учебном заведении можно стать дисциплинированным человеком и приобрести навык, который пригодится в будущем, когда человек вне стен учебного заведения станет образовывать сам себя».

В нынешней системе образования именно это поставлено во главу угла, о чём свидетельствует реализация Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» и федеральных государственных образовательных стандартов. Образовательные организации нацелены на развитие компетенций, в частности универсальных учебных действий разных видов: личностные, коммуникативные, регулятивные, познавательные. Ставятся задачи сформировать толерантность и восприимчивость, выявить одарённость, развить активность, умение адаптироваться к сложностям и т.д.

Инновационная культура педагога, как представляется, сложное структурное образование, основным компонентом которого является методологическая культура, предполагающая направленность на научный поиск, компетентность и рефлексию. Другим значимым компонентом выступает информационная культура, направленная на эффективный сбор, оценку, хранение, преобразование и передачу данных той или иной области знаний в процессе педагогической деятельности с соблюдением морально-этических норм.

Тормозом, как правило, выступает недостаточно оснащённая материальная база, хотя создаются медиатеки, электронные библиотеки и пр. Ни для кого не секрет, что использование компьютеров, различного программного обеспечения, доступ к Всемирной сети существенно расширяет возможности самореализации и самообразования педагога. Соответственно, персональные компетенции в области современных технологий – немаловажный атрибут инновационной деятельности, как и развития образовательного пространства детских садов, школ и вузов.

Только через инновационную культуру педагогов можно добиться высокого уровня профессиональной деятельности в образовательных организациях. Причём должно осуществляться научно-методическое сопровождение, включающее возможность изучения положительного педагогического опыта, будь то посещение занятий или участие в семинарах-практикумах. Ведь формирование инновационной культуры педагогов – процесс развития совокупности мотивов, знаний и умений, и он эффективен при обеспечении мыслительной и поведенческой активности.

Что касается оценки сформированности инновационной культуры педагогов, то она в литературе определяется главным образом динамикой восприятия инноваций и степенью их освоения. Выделяют 4 уровня: а) адаптивный – индифферентное отношение к новому; деятельность строится по заранее отработанному алгоритму; б) репродуктивный – копирование готовых разработок с небольшими изменениями; в) эвристический – новая информация извлекается из различных источников; г) креативный – импровизация, чувствительность к проблемам, высокая результативность.

В этой связи можно встретить рекомендации по организации в образовательных организациях 4 групп: а) Школы становления положительной мотивации к творчеству, б) Школы становления молодого учителя, в) Школы усовершенствования мастерства, г) Школы педагогического мастерства (Подробнее об этом см. работу Г.Ф. Вознюк, Л.Н. Мельниковой «Организационно-методические условия формирования инновационной культуры современного педагога», опубликованную в № 7 (43) журнала «Всё для администратора школы!» за 2015 г.).



Kazanobr.ru. Электронный научно-методический журнал. © Copyright 2011-2017.

Казанский образовательный портал. Управление образования ИКМО г. Казани.

Сайт является средством массовой информации (СМИ). Свидетельство о регистрации Эл №ФС 77-61687

выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций