Продюсирование развития интеллектуально-творческого потенциала учителей

Фадеева Татьяна Петровна, директор МБОУ «Средняя общеобразовательная школа №119»
Авиастроительного района г. Казани


В рамках программы «Стратегическое управление талантами в Республике Татарстан на 2015-2020 годы» обозначена цель: обеспечение развертывания преемственной системы развития интеллектуально-творческого потенциала детей, молодежи и стратегическое управление талантами в интересах инновационного развития РТ. Одной из задач является внедрение инновационных механизмов кадрового менеджмента, продюсирования одаренной молодежи.

Отсюда наполняется особенным содержанием и вопрос развития интеллектуально - творческого потенциала педагогов. Практически это творческий и осознанный подход к решению проблем качественного профессионального роста учителя. С 2010 года педагоги нашей школы ежегодно стали получать звания лауреатов, призёров, победителей конкурса «Учитель года» на муниципальном и республиканском уровнях: Жуковец Лариса Михайловна - «Лучший учитель русского языка г. Казани», Аншукова Венера Маратовна-«Лучший учитель математики г. Казани», Депутатова Анастасия Петровна - победитель республиканского конкурса «Учитель года-2016» в номинации «Педагогический дебют», Родыгин Сергей Иванович – призёр республиканского конкурса «Учитель года -2017».

Возникает вопрос: «Возможно ли получать такие высокие результаты в школе, где работает всего 32 педагога»? Уверены, что да... Если глубоко вникать в вопросы подготовки и поддержки конкурсантов, системно обучаться и развивать продюсерские компетенции, работать над созданием команды. Но ещё ранее возникает вопрос осуществления работы по поиску сильных кадров «headhunting», который переводится как «охота за головами». Итак, где может руководитель школы вести поиск ярких учителей? Во-первых, в других школах: возможно учителя не устраивает нагрузка, отношения с коллегами и другие причины; во-вторых, на конференциях, семинарах, профессиональных конкурсах и т.д., где чаще всего можно увидеть и услышать интересных педагогов; в-третьих, в институте развития образования, на заседаниях городских и районных методических объединений и др.

В нашей республике большим подспорьем для нахождения профессиональных кадров стал конкурс на получение гранта «Наш новый учитель». За 5 лет в школу были привлечены 11 грантовиков - победителей. Из них уже 5 человек получили первую квалификационную категорию, 4 человека стали участниками, призёрами и победителями конкурса «Учитель года», Родыгин Сергей Иванович, учитель физики, стал победителем всероссийского конкурса «Лучший учитель» в рамках приоритетного национального проекта «Образование». «Мы рекомендуем руководителям школ быть наблюдательными всегда и везде, чтобы, памятуя о цели хедхантинга, оценить, как тот или иной обративший на себя внимание педагог относится к своему саморазвитию. Это почти стопроцентный показатель нынешнего или будущего учителя-мастера»(1).

Следующей задачей является личностно-психологическое сопровождение начинающего учителя. В период его становления, рядом с ним должен быть талантливый и надежный педагог. Наставник – человек, который может передать ему не только важнейшие знания о профессии, но и помочь раскрыть его потенциал. Показать и передать лучшую практику применения самого себя и своих знаний, научить анализировать свой собственный опыт, рефлексировать. Практика показывает очень высокую эффективность именно индивидуальной программы выращивания учителя как мастера. В современных условиях реформирования образования профессиональная подготовка учителей и их дальнейшее развитие становится все более актуальным.

Термин «продюсирование» в образовании – это редкое словосочетание и практика описания данного вида деятельности практически не встречается, но потребность в изучении данного «феномена» в образовании имеет место быть.

Как правило, продюсирование – «это определенный сектор эстрадно-концертной деятельности, шоу-бизнеса, который включает в себя предоставление услуг в области создания уникального маркетингового продукта с целью решения задач продвижения, развлечения и прочего»(2).

Продюсер (от латинского produce – производить, создавать) – это доверенное лицо товара, бренда или производителя. Значит мне, как директору, выступающему первым лицом в продюсерской команде, необходимо быть доверенным лицом учителей. На что же могут рассчитывать учителя, имея в моем лице личного продюсера:

во-первых, увеличить свои шансы профессионального признания в учительских кругах;

во-вторых, установить новые профессиональные связи и отношения;

в-третьих, повысить свою квалификационную категорию;

в-четвёртых, побеждать в профессиональных конкурсах.

Нам же, членам продюсерской команды, обязательно нужны деловая хватка и опыт, знание современных технологий и оригинальных методик обучения.

Наша роль продюсера – это не только сопровождение наших подопечных на различных профессиональных конкурсах, гранты, мероприятия, оказание методической помощи, это ещё и финансовое инвестирование в ту или иную «звезду».

Что мы можем инвестировать, вкладывать в учителя? Опыт, условия для самореализации, знания и умения в области грантовой политики.

В мире шоу-бизнеса на продюсеров, словно пчелы на мед, слетаются те, кто желает быть раскрученным. В нашей отрасли все гораздо сложнее. Но учитель становится более решительным, понимая, что в него вкладывают знания, опыт, заботятся о нем и о его дальнейшем успехе.

Мы понимаем, что продюсируя развитие интеллектуального и профессионального творчества того или иного педагога, необходимо обладать тонкой интуицией, чувствовать потенциал учителя. Авторитет продюсера возрастает по мере того, как открывается для учителя мир популярности, славы и успеха. Иногда, вложившись в подготовку к профессиональному конкурсу, например, «Учитель года», мы добиваемся для своего подопечного огромной популярности.

Конечно же, без личных качеств интуиции и чутья, умноженного на обширный опыт, здесь не обойтись. Если продюсирование в шоу-бизнесе, например, предполагает тонкий расчет окупаемости проекта, то в чем же расчет продюсирования развития педагогов? Мы думаем, что это прежде всего:

- быстрый профессиональный рост учителя;

- повышение качества преподавания учителя, следовательно, повышение качества обучаемости учащихся;

- отсутствие текучки кадров;

- формирование профессионального имиджа учителя;

- расширение круга заинтересованных педагогов в творческом развитии;

- повышение интереса у учителя к своей профессии.

Помимо участия учителей в профессиональных конкурсах и конкурсах на получение грантов, стажировочных площадках, семинарах и др., продюсеру приходится контролировать и организовывать все другие процессы, ведущие к славе и успеху педагога, поэтому для начинающих учителей креативный директор-продюсер – это человек, формирующий их творческую составляющую в образовании и способный показать им путь на вершину «Олимпа».

Таким образом, продюсер в образовании – специалист, раскручивающий творческих учителей! Такие продюсеры «звезд» должны заниматься всеми коммерческими и техническими вопросами, создающими благоприятные условия для творческого развития педагогов.

Однажды коллега меня спросила: «И всё же, чем вы удерживаете молодых учителей?» Сама же и ответила: «Своей личной харизмой!» Может, это и так. Но продюсирование развития интеллектуально-творческого потенциала учителей – это большой, кропотливый труд не одного дня и не одного человека...А может продюсирование в образовании – это новая профессия...или новые профессиональные компетенции?..

Список литературы

1.М. М. Поташник. Эксклюзивные аспекты управления школой. Педагогическое общество России, Москва,2011, с.196.

2.Фокин Н.Н. Продюсирование эстрадно - концертной деятельности: проблемы и перспективы преподавания // Диалоги об искусстве: сборник статей III Всероссийской конференции с международным участием, Пермь,2014,4.2.с.6-14.



Kazanobr.ru. Электронный научно-методический журнал. © Copyright 2011-2017.

Казанский образовательный портал. Управление образования ИКМО г. Казани.

Сайт является средством массовой информации (СМИ). Свидетельство о регистрации Эл №ФС 77-61687

выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций