Механизмы и содержание работы по формированию и развитию профессиональных компетенций педагога

Гиматутдинова Ирина Львовна, директор МАОУ «Школа №141»
Советского района г. Казани


Передается мысль, выведенная из опыта,
но не самый опыт.
К.Д.Ушинский

27 марта 2006 года по результатам внедрения комплекта учебников образовательной системы «Школа 2100», проведенного мониторинга обученности детей и по итогам сертификации школе №141 Советского района г. Казани был присвоен статус «Школа – методический центр по образовательной системе «Школа 2100».

В марте 2010 года, участвуя в конкурсе «Лучший завуч РТ», я защищала проект «Школа – учебно-методический центр по внедрению дидактической системы деятельностного метода», в котором были определены новые подходы к обучению учителя, соответствующие государственному образовательному заказу и общественным ожиданиям. Были определены такие формы обучения, как:

– мотивационные лекции ведущих ученых;

– обучающие школьные семинары;

– авторские семинары на базе школы методистов ЦСДП (было проведено 5 таких обучающих семинаров);

– обучение педагогов на курсах в ЦСДП (г. Москва) -обучение на курсах разного уровня прошли 37 педагогов;

– дистанционное обучение;

– стажерские пары;

– заочный патронаж методистов ЦСДП для устранения возникающих затруднений в освоении ТДМ;

– консультации педагогов с компетенцией регионального методиста (таких учителей в школе – 7);

– создание мультимедийных обучающих уроков.

К слову, в 2013 году в городском конкурсе инновационных моделей школьных методических служб «Методическая служба – новой школе» наше учреждение стало победителем.

Но прошло немногим более трех лет, и изменившаяся экономическая обстановка заставила отказаться от многих финансово затратных форм повышения профессионального уровня учителя. И с сожалением необходимо констатировать, что «разобранной» (не хочется говорить: разрушенной!) оказалась строго выстроенная, работающая и приносящая результат система!

Однако не только экономические затруднения вызвали к жизни новые механизмы и содержание работы по формированию и развитию профессиональных компетенций педагога.

Социологи утверждают, что мы живем в эпоху тотального дефицита. Дефицит чего испытывают руководители школы? Вероятно, финансов, времени, компетентных кадров, общения, понимания, свободы выбора, доверия и т.п.

Появляются «новые вводные», новые вызовы времени: установленное законодательно право учителя на повышение квалификации раз в три года; переход на персонифицированную систему повышения квалификации, жестко закрепляющий право учителя на повышение профессионального уровня в строго определенных региональных организациях. Кроме этого, как руководитель одной из экспертных комиссий по оценке программ дополнительного профессионального образования учителей могу сказать, что допущенные к реализации программы ДПО имеют модуль посткурсового сопровождения профессионального развития учителя. Не будем забывать о методических, научно-практических семинарах, стажировках, участником которых является с определенной периодичностью учитель. Все это свидетельствует о том, что бренд «Обучение всю жизнь» становится реальностью нашей жизни.

Но школа – это живая система и, как все живые системы, неизбежно изменяется: будь то люди, социальные институты или региональные структуры. Значит ли это, что конфликты и непонимание между разными звеньями системы неизбежны?

Да! И это неизбежно должно повлечь за собой и изменение роли руководителя: от компетентностей ментора и организатора к овладению компетентностями персонифицированной поддержки и сопровождения педагога в процессе его профессиональной деятельности (наставника, тьютора, коуча).

И если потенциал наставничества и тьюторства современная школа использует давно и успешно, то возможности коучинга в образовании, к сожалению, не столь изучены и применяются.

Аудит, ревизия деятельности школы по развитию профессиональных компетенций педагога вывели нас на это понятие «коучинг», как наиболее точно отражающее суть школьной модели развития профессионализма учителя на современном этапе деятельности нашей школы.

Убеждена, что многие знакомы с инструментарием и философией коучинга, поэтому позволю себе напомнить лишь концептуальные положения.

КОУЧИНГ (англ. соacнing – наставлять, тренировать для специальных целей, воодушевлять, содействовать)– методика, созданная на стыке психологии, менеджмента, философии, аналитики и логики, используемая для повышения эффективности раскрытия потенциала человека для решения его личных и профессиональных задач.

Коучинг - метод консалтинга и тренинга, в процессе которого человек, называющийся «коуч», помогает обучающемуся достичь некой жизненной или профессиональной цели;

- развивающее консультирование;

- один из инструментов развития творческого мышления;

- стиль управления

ФИЛОСОФИЯ И ПРИНЦИПЫ КОУЧИНГА

• все люди обладают гораздо большими внутренними способностями, чем те, что они проявляют в своей повседневной жизни

• в каждом человеке заложен потенциал к саморазвитию

• в каждом человеке есть все необходимые ресурсы для достижения цели и результатов

• фокус на сильные стороны

• обучение на успехе, а не на ошибках

• ориентир не на проблему, а на решение

• принятие, открытость и доверие – ключ к взаимодействию

• человек себя оценивает сам

• позитивность

Коучинг

• Сущность – не учить, а помогать учиться

• Побудительный импульс к деятельности в системе «коучинг» – потребность в измененияхс обеих сторон

• Логическая цепочка коучинга – «партнерство-раскрытие потенциала - результат»

Результат - рост и профессиональное развитие каждого и коллектива в целом

- «высокоэкологичный и человечный» подход – доверие и открытость

- гибкость и адаптивность к изменениям


Как может работать коучинг в системе школьной методической службы?

Коучинг в системе школьной методической службы – это процесс партнерского взаимодействия (стажерские пары), психолого-педагогическое сопровождение учителя (тренинги),проектирование и реализация интерактивных форм поддержки активности педагогов (педагогический квест),системный процесс по педагогической поддержке и содействие росту и профессиональному развитию учителя (создание УМК как модель интерактивной формы поддержки профессионально-педагогической инициативы).

Деятельность тьютора в школе на современном этапе, пожалуй, наиболее близка по позиции к коучу, т.к. главной его задачей является организация индивидуального подхода к каждому учителю. Фактически можно сказать, что тьютор оказывается способен помочь организовать процесс профессионального развития каждому подопечному учителю. Кроме того, он становится прямым каналом привнесения новых путей и способов получения знаний, информации, возможностей. Как это сделать, если в твоем подчинении 10-12 учителей разного профессионального уровня? Вовлечь в профессионально-педагогическую деятельность, когда сам процесс достижения цели выступает в качестве мотивации, когда учителя по собственной инициативе вовлечены в творческий процесс. И в результате этой деятельности происходит формирование и развитие их профессиональных компетенций. Такой профессионально-педагогической инициативой стало создание УМК по татарскому языку для руссскоязычных учащихся «Татарча да яхшы бел» в МО учителей татарского языка и литературы школы №141Советского района под руководством Заслуженного учителя школы РТ, лауреата премии Каюма Насыйри, призера Всероссийского конкурса мастер-классов учителей родного языка Фаизовой Ф.С.

Работа стажерских пар проводится в рамках федеральной инновационной площадки «Механизмы реализации ФГОС на основе деятельностного метода с позиций непрерывности образовательного процесса». Стажерская пара в данном контексте – это структурная единица методической службы, направленная на освоение инновации в условиях разноуровневого развития и профессиональной мотивации педагогов. Работа в стажерской паре подразумевает совместные действия по:

– конструированию учебных занятий с учетом осваиваемой технологии, инновации;

–взаимообучению инновационным приемам и технологиям, отвечающим требованиям стандарта;

– анализу взаимопосещенных занятий;

– разработке учебно-методического, дидактического материала.

Предвижу возражения: «Чем собственно наставничество отличается от стажерской пары?». Действительно, еще в советской школе существовала система наставничества («школа молодого учителя»). Но практика свидетельствует, что такая традиционная система поддержки молодых учителей в профессиональном развитии не срабатывает. Начинающим учителям сложно скопировать чужой опыт, даже если он и передовой, потому что доминантой является принцип «делай, как я».

Тогда как работу стажерской пары отличает тот факт, что педагогическое взаимодействие происходит между людьми, близкими по уровню профессионального развития: стажер – практик, практик – технолог, технолог – мастер.

Педагогический квест – современная интерактивная технология.

Квест (англ. Quest) – «поиск, предмет поисков, поиск приключений». Педагогический квест – технология, включающая в себя набор проблемных заданий с элементами ролевой игры, чтобы мотивировать учителей к исследованию какой-либо проблемы с неоднозначным решением, развивая тем самым их умение работать как индивидуально, так и в группе. Хороший педагогический квест должен иметь интригующее введение, четко сформулированное задание, которое провоцирует мышление (Сократ: «Я не могу никого ничему научить, я только могу заставить думать»), распределение ролей, которое обеспечивает разные точки зрения на проблему. А методическое задание на разработку квестов предусматривает:

- определение темы

- разработку сюжета, сценарного плана

- разработку этапов

- разработку технических заданий

Квест совмещает в себе элементы и мозгового штурма, и тренинга, и игры, что позволяет совместить в нём несколько методов:

-мозговой штурм (способствует формированию навыков работы в команде, развитию креативности, проявлению лидерских качеств);

-дискуссия как технология культивирует в участниках деликатность, в то же время критичность, логичность мышления, стремление отстаивать свою точку зрения, обосновывая ее аргументами и фактами.

-тренинг направлен на мобилизацию личностных ресурсов и тренировку жизненных навыков

Как реализуются принципы коучинга в «стажерской паре» и «педагогическом квесте»?

Коучинг в «стажерской паре» и «квест-технологии» - развивающее консультирование, эквивалент, выражающий идею «совместное думание», «совместное достижение».

Цель – максимальное повышение результатов личности в ее персональной и профессиональной деятельности.

Задачи – не научить чему-либо, а стимулировать самообучение, чтобы в процессе деятельности человек смог сам находить и получать необходимые знания; помочь сформулировать собственные цели и шаги для их достижения, в том числе в рамках целей организации.

Принципы:

- индивидуальный подход

- обратная связь в процессе профессионального взаимодействия

- решение реальных (актуальных) профессиональных задач

- высокая скорость и результативность.

Что получает руководитель? Раскрытие потенциала учителя; реализацию потенциала команды; повышение эффективности деятельности каждого.

В прошлом учебном году коучинг «работал» в системе сетевого взаимодействия образовательных организаций Советского района г. Казани: по просьбе одного из директоров учреждения образования региональные методисты-консультанты МАОУ «Школа №141» провели профессиональное консультирование по подготовке учебных занятий, выстроенных в системно-деятельностной технологии.

Профессиональная поддержка рассматривается в педагогической теории и практике как система мер, содействующая профессионально-личностному росту. Один из уровней такой поддержки – ценностно-смысловой: восполнение утраты учителем ценностей профессии, преодоление негативных эмоциональных состояний и формирование умений саморегуляции. Здесь мы выделили те аспекты, которые, на наш взгляд, в наибольшей степени могут быть улучшены, если будут осуществляться с коуч-позиций психологом школы.

Как руководить коллективом, если установлено, что в течение учебного года разные проявления эмоционального выгорания испытывают:56% педагогов 1-2 раза в год;21% - 3-4 раза в год;15% - более 5 раз; и только 8% - не испытывают вообще. Выгорание – болезнь «инфекционная» и может быстро распространяться среди сотрудников. Те, кто подвержен выгоранию, становятся циниками, негативистами и пессимистами; взаимодействуя на работе с другими людьми, они могут быстро превратить целую группу в собрание «выгорающих». Приемы, помогающие «бороться» с синдромами «эмоционального выгорания», бывают естественными и специальными (последнее – это прерогатива психологов). А вот о естественных...

Профессия учителя, к сожалению, часто закрывает другие области бытия! А ведь для того, чтобы полноценно жить и развиваться, человеку очень важно, чтобы была сфера, где можно расслабиться и отдохнуть. Чтобы он разрешал себе радоваться! В этом случае творчество как развитие личностного потенциала педагога трудно переоценить: участие учителей школы в фестивале творчества педагогов «Звездопад»; участие в конкурсах театральных учительских коллективов; праздничные мероприятия; педагогический театр; мастер-классы по обучению различным техникам изготовления поделок;йога для сотрудников школы; презентация хобби. Все это актуализирует внутренние ресурсы самого учителя, открывает для него в профессиональной сфере новые широты.

Коучинг, на наш взгляд, является одним из ресурсных аспектов методической деятельности школы по развитию профессиональных компетенций педагога. Коучинг предполагает выведение коллектива на новый уровень межличностного взаимодействия на основе заинтересованности, сотрудничества и гибкости, разделенной ответственности за результаты профессионального и индивидуального развития педагогов.



Kazanobr.ru. Электронный научно-методический журнал. © Copyright 2011-2017.

Казанский образовательный портал. Управление образования ИКМО г. Казани.

Сайт является средством массовой информации (СМИ). Свидетельство о регистрации Эл №ФС 77-61687

выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций