Педагогический квест как форма совершенствования профессиональной подготовки педагогов

Гаврилова Ольга Викторовна, учитель I кв. кат. МАОУ «Средняя общеобразовательная школа №141
с углубленным изучением отдельных предметов» Советского района г. Казани


В современных условиях к образовательной системе предъявляется все больше требований. Одним из них является повышение уровня профессионального стандарта педагога. Понятие «стандарт» разными учеными, профессионалами толкуется по-разному. Часто употребляемым из них является следующее: профессиональный стандарт педагога – это рамочный документ, в котором описываются основные требования к его квалификации. Конечно, данный профессиональный стандарт педагога может быть дополнен региональными требованиями, а также внутренним стандартом образовательного учреждения.

Возникновение идеи о создании проекта «Педагогический квест» связано с задачами, поставленными в «профессиональном стандарте педагога»:

- обеспечить необходимую подготовку педагога для получения высоких результатов его труда;

- обеспечить необходимую осведомленность педагога о предъявляемых к нему требованиях;

- содействовать вовлечению педагогов в решение задачи повышения качества образования;

- определять необходимую квалификацию педагога, которая влияет на результаты обучения, воспитания и развития ребенка;

- обеспечить необходимую подготовку педагога для получения высоких результатов его труда;

- обеспечить необходимую осведомленность педагога о предъявляемых к нему требованиях;

- содействовать вовлечению педагогов в решение задачи повышения качества образования.

Мы не должны забывать, что профессиональный стандарт педагога отражает структуру его профессиональной деятельности: обучение, воспитание и развитие ребенка, существенно наполняется психолого-педагогическими компетенциями и выдвигает требования к личностным качествам учителя, неотделимым от его профессиональных компетенций: готовность учить всех без исключения детей, вне зависимости от их склонностей, способностей, особенностей развития и ограниченных возможностей.

Проект «Педагогический квест» развивается в двух направлениях: обучение и воспитание. В образовательном процессе квест - специальным образом организованный вид исследовательской деятельности, для выполнения которой участники (педагоги) осуществляют поиск информации по указанным адресам (в реальности), включающий и поиск этих адресов или иных объектов, людей, заданий и пр. Другими словами, образовательный квест - проблема, реализующая образовательные задачи, отличающаяся от учебной проблемы элементами сюжета, ролевой игры, связанная с поиском информации, для решения которой используются ресурсы какой-либо территории или информационные ресурсы.

Цель проекта «Педагогический квест» - содействовать совершенствованию профессиональной подготовки педагогов школы для достижения более высокого качества образования в условиях ФГОС.

Задачи проекта:

● Ввести учителей в понятие профессионального стандарта педагога и содействовать усвоению основных понятий профессионального подхода в образовании;

● Способствовать овладению знаниями в области профессионального стандарта;

● Содействовать развитию творческого мышления, профессиональных качеств педагога;

● Содействовать совершенствованию (повышению) качества преподавания в своей предметной области.

Понятие «обучение» в профессиональном стандарте педагога, наравне с традиционным, включает такие требования, как владение формами и методами обучения, выходящими за рамки уроков, а также использование специальных подходов к обучению для включения в образовательный процесс всех учеников. Поэтому педагоги повышают свое профессиональное мастерство, изучая наиболее эффективные образовательные технологии и овладевая методическим инструментарием. Направлениями проекта являются: технология обучения в сотрудничестве (CL), технология развития критического мышления (CT), технология проблемно-ориентированного обучения (PBL), обогащенная программа (EC) и программа обучения, способствующего активной мозговой деятельности (BBL). Данные направления и являются этапами (всего 5) квеста, рассчитанного на один учебный год.

На предварительном этапе педагоги получают задание изучить теоретические материалы, а также эффективный образовательный опыт разных стран по выбранной куратором технологии (одной из пяти). На первое занятие этапа они приходят теоретически подготовленными и могут принять участие в обсуждении эффективности этой технологии, основываясь на положительном опыте других стран. Но ведь успешность применения в одной стране вовсе не гарантирует, что данная технология даст такой же результат и в другой. Поэтому следующим самостоятельным этапом является апробирование данной технологии на своих уроках через использование наиболее интересных приемов обучения. На занятии вниманию педагогов представляются четыре приема, каждый из которых он должен применить на своих уроках в течение следующих четырех недель. Педагоги, участвующие в проекте, преподают разные дисциплины, поэтому у них есть возможность узнать, насколько эффективен тот или иной прием на разных уроках, а также выбрать один-два для дальнейшего использования в своей деятельности. В течение этих четырех недель участники проекта посещают уроки своих коллег для того, чтобы увидеть, насколько успешно данная технология может применяться на уроках разного цикла и с какими трудностями можно столкнуться при ее внедрении. Результатом этого направления проекта в будущем может стать пособие с разработками уроков по каждой технологии с подробным описанием использованных приемов обучения и сложностей, которые могут возникнуть на этапе внедрения.

Ступени работы по каждому этапу квеста:

1. Знакомство с нестандартными приёмами

2. Апробация на уроках

3. Коучинг

4. Анализ и рефлексия

Работа в данном направлении очень важна. Ее актуальность обоснована отсутствием опыта применения изучаемых технологий в условиях современного образования, в соответствии с ФГОС. Наш опыт поможет понять, насколько эффективны изучаемые нами технологии для достижения стандартов нового поколения.

Вторым направлением проекта «Педагогический квест» является воспитание. Понятие «воспитание» в профессиональном стандарте педагога, наравне с традиционным, включает такие требования, как владение психолого-педагогическими технологиями для работы с различными учащимися, среди которых есть дети с определённой зависимостью. Именно работе с такими детьми мы решили уделить пристальное внимание в 2016-2017 гг. В своей работе мы остановились на профилактике нехимической (а именно технологической) аддикции.

На этапе выявления и решения проблемы педагогами были определены следующие методы исследования:

1. Изучение и анализ информации по поставленной проблеме,

2. Сбор и анализ материалов,

3. Разработка и проведение квест-игры.

Сбор, изучение и анализ материалов позволили нам определить 6 этапов «воспитательной квест-игры»:

• командообразование

• ценности

• устойчивость к социальному воздействию

• эмоции и страхи

• стрессоустойчивость

• ситуация выбора

На занятиях, посвященных «воспитательной квест-игре», педагоги рассматривали актуальность каждого этапа, знакомились с приемами, позволяющими выявить, насколько ребенок может быть склонен к разным формам технологической зависимости, а также с упражнениями, позволяющими осознать, насколько мы подвержены страхам, социальному воздействию и стрессу и преодолеть эти барьеры.

На этапе «Ценности» педагогам было предложено упражнение «Столкновение интересов», в результате которого был сделан вывод о том, что людям сложно прийти к соглашению, поскольку каждый из них обладает своим набором ценностей. Далее участники определили, каждый для себя, пять ключевых ценностей. Когда их попросили отказаться сначала от одной в пользу других, потом от второй, третьей и четвертой ценностей, никто из них не возразил. На вопрос куратора, почему они так легко отказались от того, что им дорого, прозвучал ответ: «Все отказывались, и я отказалась». Это подвело педагогов к заключению, что противостоять социальному воздействию сложно. То, что это реально, доказали фрагменты видео, демонстрирующие разную степень конформизма. И, опять был сделан вывод, что этому можно научиться, а значит, мы можем научить этому наших детей. Умению сказать «нет» тоже можно научиться, поняли мы это после интерактивной игры «Скажи нет», которую педагоги решили использовать в своем воспитательном квесте. Главное - понимать грань между абсурдностью и реальностью. В данный момент педагоги работают над содержанием каждого этапа, значимость которых определили для себя на предварительном этапе.

Этапы нашей работы по созданию воспитательного квеста включают:

1. разработку педагогами концепции проекта (инновационная внеклассная проектная деятельность; аутентичность проекта);

2. планирование;

3. реализацию;

4. рефлексию (каждого отдельного этапа и проекта в целом);

5. анализ работы.

Саму «воспитательную квест-игру» педагогам нужно будет провести в своих классах до конца мая, чтобы завершить работу по проекту анализом своей деятельности.

Начинать подобный проект было сложно, потому что нужно было найти людей, которые хотят обучаться, познавать новое и готовы применять это в своей работе, не боясь трудностей и неудач. Но такие люди есть в каждой школе и именно благодаря им, проект развивается и обогащается новыми идеями.



Kazanobr.ru. Электронный научно-методический журнал. © Copyright 2011-2017.

Казанский образовательный портал. Управление образования ИКМО г. Казани.

Сайт является средством массовой информации (СМИ). Свидетельство о регистрации Эл №ФС 77-61687

выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций