Из опыта работы РМО учителей русского языка и литературы Приволжского района по формированию профессиональной культуры учителя

Романова Людмила Юрьевна,
Кулакова Альфия Гараевна,
руководители РМО учителей русского языка и литературы
Приволжского района г. Казани


Методическая работа в современной школе – это целостная, основанная на достижениях науки и передового педагогического опыта система взаимосвязанных мер, действий и мероприятий, направленных на развитие профессиональных компетенций учителя, повышение его творческого потенциала. Районное объединение учителей –структурное подразделение методической службы Приволжского района – объединяет 149 учителей русского языка и литературы из 31 образовательного учреждения.

Деятельность районного методического объединения учителей русского языка и литературы направлена на формирование профессиональной культуры учителя в единстве её подсистем – социально-мировоззренческой, методологической, психологической, коммуникативной.

Школе необходим учитель, личность которого, по словам К.Д.Ушинского, является ничем незаменимым животворным источником света для молодой души.

Социально-ценностная позиция учителя основывается на мировоззрении и нравственной ответственности. Духовный стержень мировоззрения отражает готовность личности к самоотдаче, к такому поступку, в котором отчетливо прослеживается стремление к добру, истине, справедливости и красоте.

Главные признаки методологической культуры учителя - навыки проектирования педагогического процесса; умение осознавать, формулировать и творчески решать задачи; способность к осуществлению методической рефлексии; потребность в научных педагогических знаниях. Это определяет инновационный характер его мышления и активность педагогической деятельности. Реализуя в педагогической деятельности свой методологический багаж, учитель раскрывает перед учащимися картину мира, собственную систему ценностей, что в наибольшей степени способствует обогащению чувственной сферы школьников, их знаний и норм освоения культуры, развитию личностной культуры детей.

Высокий уровень профессиональной культуры учителя немыслим без адекватного уровня развития ее психологического компонента. Психологические знания – условие правильного понимания учителем самого себя, совершенствования отношений с другими людьми, бережного отношения к внутреннему миру другого человека, формирования соответствующей мотивации. Главная цель психологической образованности – способствование профессиональной пригодности и росту личности учителя.

Профессионально-педагогическое взаимодействие должно обладать взаимообогащающим и взаиморазвивающим характером и являться развивающим диалогом. Благоприятные взаимоотношения учителя и учащихся обеспечивают личностную защищенность и переживание эмоционального благополучия каждым субъектом педагогического взаимодействия, так как педагог, как утверждает Ш.А. Амонашвили, нуждается в защите своих воспитанников даже более, чем они.

Тема районного МО учителей русского языка и литературы - «Внедрение новых образовательных стандартов как условие обеспечения современного качества образования».

Направления деятельности:

1.Обобщение педагогического опыта учителей.

2.Поиск наиболее эффективных форм и методов преподавания.

3.Обеспечение профессионального роста педагогов.

Деятельность РМО, которую курирует Учебно-методический сектор ИМО Управления образования города Казани по Вахитовскому и Приволжскому районам, планируется на учебный год на основе анализа, изучения образовательных потребностей педагогов, уровня их квалификации, а также целей и задач, определяемых в качестве приоритетных для развития муниципальной системы образования. Формы работы различны:

- заседание методического объединения;

- круглый стол;

- семинар по учебно-методическим вопросам;

- творческий отчет учителя, мастер-класс;

- открытые уроки и внеклассные мероприятия по предмету;

- предметные недели;

- школа молодого учителя;

- школа педагогического опыта.

В каждом образовательном учреждении объединенных районов созданы школьные методические объединения учителей, работают творческие группы, проектные команды. Творческая микрогруппа «Тьютор» работает в гимназии №40, кружок качества «Орфо-9»,годичная команда учителей для подготовки к итоговому сочинению – в гимназии №52. Руководят такими объединениями, как правило, учителя высшей квалификационной категории, победители грантов «Наш лучший учитель», ПНПО.

Ежегодно на базе школ проводятся районные заседания МО, на которых поднимаются вопросы формирования компетенций учащихся, применения современных педагогических технологий на уроках, введения ФГОС ООО, подготовки к ОГЭ и ЕГЭ.

В гимназии №139 создан Центр консалтинговой поддержки по промежуточной и государственной аттестации, на базе которого проводятся индивидуальные консультации, мастер-классы.

Руководителями, членами РМО разрабатываются КИМы по русскому языку в формате ЕГЭ, ОГЭ для проведения диагностических работ в школах районов. На последующих заседаниях РМО делается анализ данных работ, вычленяются «западающие» темы и предлагаются пути устранения типичных ошибок, как в урочное, так и во внеурочное время.

С 2015 года работает Школа молодого учителя. Только в Приволжском районе работают 12 молодых учителей русского языка и литературы. Основная задача Школы молодого учителя– приобретение практических навыков для педагогической деятельности, умение применять теоретические знания, полученные в вузе, в конкретной практической работе.

Также новшеством в наших районах стал смотр кабинетов литературы всех образовательных учреждений районов. Был разработан оценочный лист районного смотра-конкурса. Конкурс содействовал активизации работы учреждений образования по оснащению и оборудованию учебных кабинетов, а также систематизации имеющихся в них методических и дидактических материалов.

Ежегодно наши педагоги участвуют в конкурсе «Учитель года». В ходе конкурса учителя показывают высокое педагогическое мастерство, профессиональное знание своего предмета. Так, Н.А. Тимирханова (гимназия №139) стала лауреатом городского этапа конкурса «Учитель года», Г.Р. Гимадеева (школа №42) стала призером районного этапа, молодой педагог С.Н. Мурзаев (школа №136) стал победителем в номинации «Креативность и творчество». В 2017 году лучшим классным руководителем стала Зарубежнова Евгения Михайловна (школа №82), учитель русского языка и литературы.

Второй год команда учителей русского языка и литературы принимает участие в городской игре «Олимпия». Возможность проявить творческие способности, показать интеллектуальный потенциал, проявить бойцовский характер – этим обусловлен интерес к игре и молодых, и опытных педагогов. Заслуженное 1 место в 2016 году – показатель того, что уровень профессиональной культуры учителей Вахитовского и Приволжского районов, её социально-мировоззренческий компонент высок.

Впервые в октябре 2015 года стартовал проект

«Школьные литературные дворики». Учащиеся во время перемен и после уроков на специальной площадке вместе с учителями и родителями читали наизусть свои любимые стихи, рассказы, сказки, басни писателей-юбиляров.

Ежегодно на базе школ проходят предметные недели. Предметная неделя даёт хорошую возможность ещё раз продемонстрировать значимость изучаемых предметов. Одна из задач, которую ставят перед собой учителя русского языка и литературы, – это возрождение традиции проводить тематические вечера. «Искусство, - утверждал Л.Н. Толстой, - ... есть необходимое для жизни и для движения к благу отдельного человека и человечества средство общения людей, соединяющее их в одних и тех же чувствах». Внеклассная деятельность учащихся, связанная с литературой, музыкой, выводит их общение на более высокий уровень: в процессе подготовки к мероприятиям школьники раскрываются с новых сторон, преодолевают замкнутость, эмоциональную глухоту. Их жизнь после уроков становится интересной, они сами становятся опорой общества, а не угрозой ему. Подготовка литературно-музыкального вечера объединяет не только детей, но и специалистов разных направлений: учителя литературы, музыки, библиотекари, хореографы, психологи. Результат взаимодействия - праздник, который духовно-нравственно развивает и его участников, и слушателей, и зрителей, соединяя их в одних и тех же чувствах. Интересно прошли литературно-музыкальные вечера «Наедине с осенью», «Вечер романса», «Скоро наступит май», «Дети войны» в СОШ №129 (руководитель ШМО учитель Кулакова А.Г.).

Успех учителя во многом зависит от умения обобщать свой опыт и представлять его для публикаций в газетах и журналах, чтобы поделиться наработками с коллегами. Ежегодно выходят статьи педагогов в журнале «Открытый урок» (г. Москва), в сборниках статей НПК (VII Международная НПК «Одаренность и ее развитие», IX Международная НПК «Теория и практика развивающего обучения» и др.).

Руководителями РМО были организованы межрегиональный конкурс «Династии России», городской конкурс «Звездный билет» (гимназия №139), в которых приняли участие свыше 4000 учащихся.

В условиях развития современной образовательной среды каждое районное методическое объединение определяет свой путь и стиль работы. Но еще раз хочется подчеркнуть: в методической деятельности приоритетными должны быть опора на достижения педагогической науки, положительный опыт работы учителей-новаторов, учет результатов образовательного процесса и отработка новых технологий обучения на практике. Это невозможно без творческой личности учителя. Поэтому формирование профессиональной культуры учителя – важнейшая цель районного методического объединения учителей русского языка и литературы.

Как учителя, мы понимаем: нельзя сделать прекрасней нашу жизнь, не сделав прекрасным человека. Известно, что новое рождается в недрах старого. Маленькие победы формируют почву для творчества, повышают общую и профессиональную культуру. Добиться высоких результатов может каждый. Главное - творчество и постоянное самосовершенствование, потому что обучать – значит учиться вдвойне.



Kazanobr.ru. Электронный научно-методический журнал. © Copyright 2011-2017.

Казанский образовательный портал. Управление образования ИКМО г. Казани.

Сайт является средством массовой информации (СМИ). Свидетельство о регистрации Эл №ФС 77-61687

выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций