Разработка индивидуальных образовательных модулей как одна из функций профессиональных компетенций управленческих кадров

Турутина Лариса Владимировна, заместитель директора по учебной работе
МБОУ «Гимназия №152» Кировского района г. Казани,
тьютор по инновационной деятельности


Задача повышения квалификации педагогических кадров объективно выдвигается на первый план. Не решив проблему переподготовки и повышения квалификации педагогических работников, невозможно модернизировать систему общего образования, обеспечить подготовку выпускников школ, качество образования которых будет соответствовать потребностям современной развивающейся экономики. Особенно остро эта проблема встала в связи с необходимостью реализации инициативы «Наша новая школа» и введением ФГОС НОО, ООО и СОО. Существующая в настоящее время система дополнительного профессионального педагогического образования все больше вступает в противоречие с этими новыми реалиями развивающегося образования и накапливает целый ряд объективных проблем своего развития, таких как:

· отсутствие механизмов гибкого реагирования на быстрые изменения в общем образовании, отставание от актуальных запросов школ, школьных команд и отдельных руководителей. Курсовую подготовку руководители проходили раз в пять лет, сегодня раз в три года, но и этого недостаточно. Необходимо методическое сопровождение в период межкурсовой подготовки;

· преобладание типовых программ профессиональной переподготовки и повышения квалификации, не позволяющих овладевать эффективными способами решения задач развивающейся управленческой деятельности;

· отсутствие механизмов для обеспечения индивидуализации ДО;

· результаты повышения квалификации не влияют на размер заработной платы руководителей системы общего образования.

Задача методического сопровождения руководителя в период межкурсовой подготовки и создание условий для самообразования в режиме постоянного функционирования – одна из главных задач, которая требует для решения новых подходов. Одним из запросов руководителей ОО, выявленных в ходе собеседования, стал вопрос о формировании новой управленческой компетенции - умения разрабатывать различные программы, образовательные модули и проекты, которые реализует современная школа. Связано это с тем, что в современной системе образования новшеством функции управления явился переход от традиционных планов учебно-воспитательной работы к целевым комплексным программам развития школ для достижения стабильно высоких показателей качества образования.

Руководители ОО и заместители директоров по учебной работе Кировского и Московского районов г. Казани на протяжении 6-ти лет имеют тьюторское сопровождение по повышению профессиональных компетенций, достаточно быстро реагирующее на запросы, которые требует современная система образования. Были разработаны образовательные модули на основе диагностики тех проблем и затруднений, которые возникают в работе руководителей ОО.

Концептуальными основаниями для построения образовательных модулей профессионального педагогического образования являются методологические идеи деятельностного подхода к профессиональному развитию и саморазвитию кадров в соответствующей целям их профессиональной подготовки образовательной среде.

Важнейшими концептуальными принципами создания образовательных модулей служат:

· принцип компетентностно-деятельностного подхода, реализуемый за счет разработки соответствующих ему образовательных программ и их модулей и интеграцию учебной и профессионально-педагогической деятельности;

· принцип соединения науки и практики через развитие экспертной, проектной и исследовательской деятельности; привлечение лидеров образования для передачи своего опыта;

· принцип оперативности, как способность своевременно откликаться на изменения в образовательной реальности и образовательных запросах потребителей образовательных услуг и осуществлять опережающее предложение образовательных услуг в соответствии с постоянно обновляющимися квалификационными характеристиками работников образования;

· принцип доступности, состоящий в обеспечении равных условий для качественного повышения квалификации, максимально возможное ее приближение к условиям жизни и месту работы педагогов в любое удобное для них время;

· принцип индивидуализации образовательного процесса за счет уровневого и модульного характера построения образовательных программ, наличия разнообразных форм и методов их освоения, в которых отражается образовательный заказ различных целевых групп обучающихся; возможности свободного выбора для потребителей содержания, места, времени и формы получения образовательных услуг, отвечающих их запросам;

· принцип непрерывности образования, реализуемый через встраивание в общую систему образования взрослых и осуществляемый за счет возможности накопления образовательных программ и их модулей в пространственно-временной организации учебного процесса;

· принцип распределенности или диверсификации, предполагающий использование образовательного потенциала максимально большого числа учреждений, структур, структурных подразделений и лиц, оказывающих услуги в курсовой, пост курсовой и межкурсовой периоды и позволяющий создать сетевую образовательную систему в рамках одного района или даже нескольких образовательных учреждений;

· принцип демонополизации и состязательности при производстве и реализации образовательных услуг за счет включения в нее их разнообразных производителей и востребованности разработанных и реализуемых образовательных модулей;

· принцип ориентации на конечный результат в реализации и оценке качества образовательных услуг;

· принцип соответствия предложения спросу на образовательные услуги через мониторинг услуг исполнения;

· принцип открытости, обеспечивающий возможность влияния широкой педагогической общественности на состояние и на развитие общего и профессионального педагогического образования;

· принцип гибкости, т.е. способности предложить в соответствии с индивидуальными запросами педагогов максимально широкий спектр образовательных модулей, разнообразных по содержанию, формам организации, объёму и месту их проведения;

· принцип мобильности системы, предполагающий создание внутренних условий для ее саморазвития и возможности ее перестройки в соответствии с изменяющимися условиями и целями деятельности;

· принцип вариативности модели, предполагающий учет многообразия специфических условий, в которых действует система образования, и особенности кадрового потенциала.

Разработка образовательных модулей проходит в несколько этапов:

· Выявление образовательных запросов руководителей ОУ.

· Формирование группы разработчиков, во главе которых стоит тьютор.

· Анализ имеющихся или создание новых образовательных программ (их модулей).

· Осуществление экспертизы образовательных программ и их модулей (самый проблематичный вопрос).

· Осуществление процесса обучения по модульным образовательным программам.

· Мониторинг результатов изменений.

Обратимся к запросам для разработки образовательных модулей. Они бывают

*Общие *Частные * Перспективные *Актуальные *Массовые и немассовые.

Сбор информации о запросах на образовательные модули осуществляется с помощью различных организационных форм и методов внутренней самооценки и самоанализа, а также внешних, независимых оценок:

а) анализа затруднений в профессиональной педагогической и управленческой деятельности, выявляемых в процессе наблюдения при выполнении функций внутришкольного контроля;

б) анализа итогов аттестации педагогических и управленческих кадров и итогов деятельности того или иного общеобразовательного учреждения;

в) анализа данных ЕГЭ и других форм контроля результатов деятельности учреждений образования;

г) анализа успешности выпускников ОУ на рынке труда или в системе непрерывного образования, выявляемый в ходе общения с работодателями и руководителями вузов;

д) анализа программ развития различных уровней на предмет выявления новых задач деятельности и профессиональных компетенций педагогических и управленческих кадров, необходимых для их реализации;

е) анкетирования кадров с целью выявления их потребностей в повышении квалификации для приобретения профессиональных компетенций;

ж) анализа итогов конкурсов профессионального мастерства;

з) анализа вопросов, наиболее часто задаваемых руководителям в ходе прямых консультаций, путём частных обращений как со стороны административных и педагогических работников ОУ, так и со стороны родительской общественности, социальных партнёров (при этом очень эффективно ведение письменного учёта и содержания обращений за консультациями по тем или иным вопросам);

к) анализа данных, предоставляемых региональными и муниципальными органами управления внутренних дел, здравоохранения, социальной защиты населения и т.д.

Информация о запросах собирается в методической службе района и аккумулируется у тьютора. Собранная таким образом информация позволяет разработать новые образовательный модули и откорректировать перечень имеющихся.

За последние три года были разработаны следующие образовательные модули тьюторского сопровождения для руководителей и педагогов ОО:



Инновационная деятельность и новые подходы к организации

методической работы в учреждениях образования.

1.Опыт практического использования различных технологий при разработки программ развития, инновационных проектов, образовательных программ учреждений образования.

2. Методическое сопровождение инновационной деятельности педагога.



Управленческая деятельность заместителя директора по учебной работе.

1. Содержание и технологии мониторинга уровня профессиональной компетентности педагога

2. Система работы с кадрами в учреждениях образования: функции, содержание, формы и методы работы, проектирование и моделирование управленческой деятельности.

3. Формирование мотивационной среды для самообразования педагога и руководителя в условиях реализации новых ФГОС.



Урок - основная форма учебной деятельности.

1.Современные подходы к подготовке и проведению различных типов уроков.

2. Методические принципы и критерии современного урока.

3.Системно-деятельностный и компетентностный походы при проектировании современного урока

4.Типология уроков в дидактической системе деятельностного метода и общая структура современного урока.

5.Технологическая карта урока, опыт практического использования.

6. Анализ современного урока.



Управленческая компетентность руководителей образовательных учреждений (тренинг).


1.Моделирование управленческих событий

2.Формы и методы эффективного управления

3.Управление изменениями

4.Итоговая работа по разработке и защите проекта или программы.



Формирование инновационной культуры педагогических кадров .

1 модуль

1.Инновация и новация. Типы инноваций: локальный, модульный, системный.

2.Виды инноваций: модификационные, комбинаторные, радикальные (авторские)

3.Технология проектирования инновационной деятельности.

4.Технология конструирования информационной карты инновационного опыта.

2 модуль

1. Инновационный проект в современной модели образования. Приоритетные направления в управлении образовательным учреждением, в содержании предметных областей, в технологиях и формах образования.

2.Инновационное обучение, свойства инновационного обучения.

3.Направленность инновационных программ и технологий на развитие компетентности обучаемых.

4. Технология проектирования образовательных компетенций.

3 модуль

1.Экспертиза деятельности инновационных площадок

2.Мониторинг эффективности инновационной деятельности ОО.


Даже один разработанный образовательный модуль заслуживает внимания. А если эту работу продолжать, то со временем накопится база образовательных модулей или та методическая копилка, которая будет способствовать повышению профессиональных компетенций руководителей.



Kazanobr.ru. Электронный научно-методический журнал. © Copyright 2011-2017.

Казанский образовательный портал. Управление образования ИКМО г. Казани.

Сайт является средством массовой информации (СМИ). Свидетельство о регистрации Эл №ФС 77-61687

выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций