Маркетинг, как технология управления, планирования, научно-методического сопровождения развития профессионального и квалификационного роста педагогического коллектива

Царькова Людмила Александровна, заведущая МАДОУ «Детский сад №42
комбинированного вида» Приволжского района г. Казани


Каждый коллектив независимо от сферы деятельности, размеров и количества персонала представляет собой целостное образование, действующее по объективным законам развития, в том числе и коллектив дошкольного учреждения. Понятие «педагогический коллектив» используется нами как общность педагогов дошкольного образовательного учреждения, объединенных на основе мировоззренческих взглядов, воспитательных целей и задач.

Любым коллективом, чтобы он функционировал и продолжал выполнять возложенную на него целевую функцию необходимо управлять. Под управлением понимается целенаправленное воздействие лиц, наделенных функциями и компетенциями руководителей, на коллективы и индивидов, т.е. взаимодействие руководителей и исполнителей, целью которого является постоянное обеспечение оптимального функционирования определенной системы в целом. Сегодня невозможно обеспечить благоприятные условия для творческой работы коллектива дошкольного образовательного учреждения без целенаправленного и научно обоснованного управления

Одной из наиболее актуальных технологий управления на сегодняшний день считается руководство педагогическим коллективом на основе маркетингового подхода, как части менеджмента в управлении. Необходимость разработки маркетингового подхода к управлению педагогическим коллективом дошкольного образовательного учреждения вызвана несоответствием классической, традиционной модели управления педагогическим коллективом новым социально-экономическим реалиям общества; важностью научного поиска путей преобразования дошкольных учреждений в образовательные организации нового типа, ориентированные на запросы родителей и инновационные преобразования.

Маркетинговый подход к управлению педагогическим коллективом дошкольного образовательного учреждения, на наш взгляд, необходимо рассматривать как доминирующий организационный механизм, обеспечивающий: анализ его внешней и внутренней среды, определение направлений инновационных процессов; сегментацию рынка образовательных услуг и выявление инновационных сегментов; позиционирование организаций в окружающей среде прежде всего средствами интернет-маркетинга с целью достижения инновационных социально-педагогических и экономических эффектов; оптимальный уровень качества образовательных услуг; высокую конкурентоспособность организаций.

Опыт использования технологии маркетингового подхода при управлении педагогическим коллективом, вверенного мне дошкольного образовательного учреждения, четко дает понять, что формируется профессиональный, высококвалифицированный коллектив.

Для достижения цели, первостепенное значение имеет разработка маркетинговой стратегии управления коллективом дошкольного образовательного учреждения, как первого этапа реализации управленческой технологии.

Маркетинговая стратегия — процесс планирования и реализации различных маркетинговых мероприятий, которые подчинены достижению поставленных перед дошкольным учреждением целям

Первым шагом реализации целей стратегии было создание Программы развития МАДОУ № 42, как основного документа, регламентирующего деятельность дошкольного учреждения на долгосрочную перспективу, в том числе и управленческую. Затем было осуществлено информационное оповещение потребителей образовательных продуктов и услуг в микрорайоне о нашем учреждении через участие в общественных мероприятиях («Праздники двора», «Открытие парков и скверов», «Поздравление ветеранов»), исследованиях содержания и наименования образовательных услуг в микрорайоне, продвижение и внедрение новых форм, методов и технологий образовательных услуг, свойственных только нашему дошкольному учреждению

Следующий этап - создание и апробация модели управления педагогическим коллективом дошкольного образовательного учреждения на основе маркетингового подхода с целью совершенствования стратегии развития МАДОУ на перспективу, поиска союзников в социальном окружении, завоевания авторитета среди родителей, совершенствования имиджа дошкольного учреждения, повышение его рейтинга.

Руководствуясь Программой развития, были проведены мероприятия для повышения профессиональной компетентности педагогов, создана система мероприятий для профессиональной стандартизации педагогов ДОУ: создан гибкий график прохождения педагогическими работниками процедуры аттестации, разработаны должностные инструкции педагогических работников с использованием перечня трудовых функций профессионального стандарта, созданы персонифицированные модели повышения квалификации работающих педагогов, творческие группы, временные микро коллективы различной направленности, осуществляется систематизация транслирования передового педагогического опыта, организовано социальное партнерство, разработана и введена в действие Основная образовательная программа МАДОУ № 42, рабочие программы воспитателей и специалистов с учетом требований ФГОС, разработана система мероприятий по изучению потребностей (спроса) родителей, ребенка, педагога, молодого специалиста.

Результативность управления педагогическим коллективом при условии применения маркетингового подхода дает определенные результаты:

- сегодня наше дошкольное учреждение уверенно входит в пятерку лидеров по рейтингу муниципальных общеобразовательных организаций, реализующих программу дошкольного образования среди дошкольных образовательных учреждений Приволжского и Вахитовского районов и в десятку по городу;

- дошкольное учреждение является стажировочной площадкой НОУ ДПО «ЦСГО», ГАОУ СПО «Казанский педагогический колледж», К(П)ФУ, ИРО РТ; экспериментальной и инновационной площадкой ФГАУ «Федеральный институт развития образования», что позволяет реализовывать долгосрочные проекты;

- педагогический состав дошкольного учреждения имеет высокий квалификационный уровень, 84% педагогов аттестованы на первую и высшую квалификационные категории;

- на базе нашего дошкольного учреждения реализуются семь авторских программ и методических разработок, которые в свое время были участниками республиканских конкурсов педагогических инноваций;

- специалисты и воспитатели детского сада, активные участники мероприятий международного, республиканского и городского масштаба;

- педагоги дошкольного учреждения имеют публикации в методических сборниках.

Таким образом, профессионально компетентный руководитель, использующий современные технологии управления обеспечивает успех деятельности педагогического коллектива в целом, каждого педагога в отдельности, что, в свою очередь, гарантирует успех в развитии каждого ребенка. Коллектив работает в творческом поисковом режиме, педагог развивает свои профессиональные и личностные качества, а ребенок реализует свое право на индивидуальное развитие в соответствии со своими потребностями, способностями и возможностями.

Итак, задача современного руководителя дошкольного образовательного учреждения создать профессиональный, творческий коллектив, раскрыть потенциал каждого педагога, т.к. только личность воспитывает личность.



Kazanobr.ru. Электронный научно-методический журнал. © Copyright 2011-2017.

Казанский образовательный портал. Управление образования ИКМО г. Казани.

Сайт является средством массовой информации (СМИ). Свидетельство о регистрации Эл №ФС 77-61687

выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций