Методическое сопровождение развития профессиональной компетентности педагога в условиях инклюзивного образования

Павлова Оксана Юрьевна, педагог-психолог высшей кв.категории
МБОУ «Гимназия №152» Кировского района г. Казани


Инклюзивное образование стремится развить методологию, направленную на детей и признающую, что все дети — индивидуумы с различными потребностями в обучении. Инклюзивное образование старается разработать подход к преподаванию и обучению, который будет более гибким для удовлетворения различных потребностей в обучении. Если преподавание и обучение станут более эффективными в результате изменений, которые внедряет инклюзивное образование, тогда выиграют все дети (не только дети с особыми потребностями).

Таким образом, инклюзия – это процесс развития предельно доступного образования для каждого в доступных школах и образовательных учреждениях, формирование процессов обучения с постановкой адекватных целей для всех учеников, процесс ликвидации различных барьеров для наибольшей поддержки каждого учащегося и максимального раскрытия его потенциала.

Проблемы, с которыми сталкиваются участники образовательного процесса на начальном этапе внедрения инклюзивного образования: (по материалам Международной конференции «Инклюзивное образование: перспективы развития в России» Грозная Н. Включающее образование: история вопроса, современное положение дел, международный опыт).


• Психологические проблемы учителей:


Идея инклюзивного образования действительно займет свое место в образовательном процессе только в том случае, если она овладеет умами учителей, станет составной частью их профессионального мышления. Требуются специальные усилия, чтобы это произошло. Опыт внедрения инклюзивного образования показывает, что учителя и другие специалисты не сразу начинают соответствовать тем профессиональным ролям, которые требуются для данной формы обучения. (Нужно отметить, что по результатам анкетирования в нашей гимназии опрошенные педагоги (85% работающих учителей) отмечают, что сотрудники школы и вышестоящие организации, ученики и родители не всегда разделяют идеологию инклюзии - 35% проанкетированных, а также ,что не все местные сообщества вовлечены в работу школы – 25%, хотя 100% респондентов отмечают, что каждый в школе чувствует, что ему рады и к нему относятся доброжелательно) - См. Приложение1.

· Проблемы, которые возникают у «обычных» детей и их родителей:

Родители детей, которые развиваются типичным образом, иногда высказывают опасение, что присутствие в классе детей, которые требуют особой поддержки, может задерживать развитие их собственного ребенка.

Для изменения стереотипов, а далее и профессиональной позиции учителя в инклюзивном пространстве большую роль играют тренинги, междисциплинарные консилиумы, работа педагогических мастерских, стажировки, мастер-классы. Для решения проблемы преодоления внедрения и психологических проблем членов педагогического коллектива нами реализуется проект «Методическое сопровождение развития профессиональной компетентности педагога в условиях инклюзивного образования»

Проблема проекта: Решение психологических и управленческих проблем педагогического коллектива при внедрении инклюзивного образования

Цель проекта: Совершенствование профессиональных компетенций педагогов в условиях инклюзивного образования

Задачи проекта:

1.Создать научно-методическую и нормативно-правовую базу введения инклюзивного образования и воспитания.

2.Обеспечить научно-методическое сопровождение разработки и реализации адаптивных образовательных и воспитательных программ.

3.Обеспечить подготовку администрации и педагогических работников к реализации инклюзивного образования.

4. Разработать пакет диагностик для изучения уровня профессионального роста педагогов.

Ожидаемые результаты проекта: создание инклюзивной среды с применением ресурсов и возможностей общеобразовательной организации

Сроки разработки и реализации проекта: с 2014 по 2018 гг.

Ожидаемые результаты от проекта методической службы гимназии следующие:

1.Обеспечение компетентного, и действенного, и эффективного управления профессиональной деятельностью педагога на основе использования современных педагогических технологий,

2.Совершенствование профессиональных компетенций педагогов

Существующие риски при реализации проекта:

1.Зам.директора по начальным классам не имеет опыта работы в данном направлении.

2.Имеются различные проблемы с кадровым составом, что сказывается на результатах.

3. Есть проблемы, не зависящие от образовательной организации (отсутствие соответствующих приказов, сроки принятия ФГОС учащихся с ОВЗ и т.д.)

Реализация проекта обсуждена в мае месяце 2014 года, во время стажировочной площадки педагогов-психологов РТ «Социально-психологические технологии в развитии коммуникативной компетентности детей и подростков с ОВЗ» и педагогическом совете (протокол №4 от 30.03.2015 г), а также в ноябре 2015 года во время стажировочной площадки педагогов-психологов РТ «Современные методы создания развивающей среды образовательной организации психологической службой», городского семинара директоров города Казань «Дорожная карта – инструмент реализации проектов и программ развития гимназии». По итогам работы педагога-психолога с педагогическим коллективом издана брошюра «Тренинг социального интеллекта» В настоящее время проект находится на аналитико- исследовательском этапе и активно продвигается в жизнь участниками проекта.

Список литературы

1.Кузьмина О.С. О подготовке педагогов к работе в условиях инклюзивного образования / О.С. Кузьмина. [Электронный ресурс] — Режим доступа. — URL: http://psyjournals.ru (дата обращения: 01.12.2013).

2.Об организации инклюзивного обучения в общеобразовательных учебных учреждениях: инструктивно-методическое письмо МОН Украины от 18 мая 2012 года. [Электронный ресурс] — Режим доступа. — URL: http: // osvita.ua (дата обращения: 01.12.2013).

3.Основы инклюзивного образования: программа курса / МОН Украины, НАПН Украины, Институт специальной педагогики; [сост. А.А. Колупаева]. К.: [А.С.К.], 2011. — 31 с.

4.Сабельникова С.И. Развитие инклюзивного образования [Текст] / С.И. Сабельникова // Справочник руководителя образовательного учреждения. — 2009. — № 1. — С. 42—54.

5.Шумиловская Ю.В. Подготовка будущего учителя к работе с учащимися в условиях инклюзивного образования: Автореф. дисс. ... канд. педагогических наук [Текст] / Юлия Валерьевна Шумиловская. Шуя, 2011. — 26 с.



Приложение 1

Анкета

1. Построение школьного сообщества

А) Каждый чувствует , что ему в школе рады и относятся доброжелательно

Б) Ученики помогают друг другу-100%

В) Сотрудники работают в партнёрстве с друг другом-90%

Г) Ученики и учителя относятся друг другу с уважением-85%

Д) Между учителями и родителями (опекунами) партнерские отношения-85%

Е) Школа и представители вышестоящих организаций работают в сотрудничестве-90%

Ж) Все местные сообщества вовлечены в работу школы-75%

2.Принятие инклюзивных ценностей

А) От всех учеников школы ожидают высоких достижений-100%

Б) Сотрудники школы, вышестоящих организаций, ученики и родители разделяют идеологию инклюзии-65%

В) Всех учеников одинаково ценят-100%

Г) Учителя и ученики относятся друг к другу по- человечески, а не просто играют «роли»-100%

Д) Учителя стремятся преодолеть барьеры на пути обучения и полноценного участия всех аспектах школьной жизни-100%

Е) Школа стремится минимизировать все виды дискриминации-100%

(Текст анкеты взят из практического пособия «Показатели инклюзии» под редакцией Тони Боута и Мэла Эйнсклоу – М.2013.- 124с)



Kazanobr.ru. Электронный научно-методический журнал. © Copyright 2011-2017.

Казанский образовательный портал. Управление образования ИКМО г. Казани.

Сайт является средством массовой информации (СМИ). Свидетельство о регистрации Эл №ФС 77-61687

выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций